Понятие и основания применения физической силы
Применением физической силы, в соответствии с Законом РФ «О милиции», следует считать не сопровождающиеся применением спецсредств и огнестрельного оружия физические действия сотрудника милиции, направленные против отдельных лиц либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами в целях прекращения активного противоправного поведения данных лиц или, в случае их противоправного бездействия, самостоятельного исполнения сотрудниками милиции своего законного требования[110].
Применение физической силы – это такое принудительное воздействие, которое основано на использовании мускульной силы и индивидуальных физических возможностей каждого конкретного сотрудника милиции и состоит во вступлении его в непосредственный физический (телесный) контакт с объектом воздействия (человеком, животным, предметами, веществами, механизмами) и может сопровождаться причинением боли, вреда здоровью или смерти людям и животным, повреждением или разрушением предметов, механизмов, временным изъятием предметов, веществ и механизмов.
В литературе встречаются различные трактовки понятия «физическая сила», в том числе и мнение о том, что данное средство воздействия может применяться как непосредственно, так и опосредованно, т. е. с применением разнообразных механизмов, предметов, устройств (например: при буксировке судна нарушителя используется буксировочное приспособление; при взломе замка входной двери, может быть использован ломик, металлический прут, молоток; при отражении нападения – подручные средства и т. д.)[111]. Однако такая точка зрения является спорной, поскольку в перечисленных случаях речь идет о физическом воздействии с использованием как специальных технических, так и иных подручных средств, применяемых в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона РФ «О милиции».
Сотрудники милиции в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О милиции» имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для:
– пресечения преступлений и административных правонарушений,
– задержания лиц, их совершивших;
– преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.
Следует отметить, что ограничений по кругу лиц на применение физической силы Закон РФ «О милиции» не устанавливает.
Для пресечения преступлений и административных правонарушений физическая сила применяется, прежде всего, в отношении деяний, которые совершаются путем действия. При совершении деяний путем бездействия физическая сила может применяться для преодоления противодействия нарушителя, либо для его задержания. Речь в законе идет только о прекращении административно или уголовно наказуемых деяний.
Для задержания лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, физическая сила применяется в целях удержания указанных лиц на месте происшествия при попытке скрыться, доставления (препровождения) их к месту разбирательства (например, в пикет милиции, дежурную часть органа внутренних дел).
Под задержанием в данном случае следует понимать, в частности, действия сотрудника милиции по захвату лица, совершившего преступление, и доставлению его в орган внутренних дел для дальнейшего разбирательства и применения к нему меры уголовно-процессуального пресечения.
Для преодоления противодействия физическая сила применяется, прежде всего, в отношении деяний, совершаемых в форме бездействия. К примеру, для преодоления таких форм противодействия, как неповиновение работнику милиции (ст. 19.3 КоАП РФ), выражающиеся в отказе от обязательного исполнения законных, как правило неоднократно повторенных, распоряжений и требований сотрудника милиции, в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей. Необходимость применения физической силы возникает тогда, когда обязанные лица отказываются выполнить следующие законные требования сотрудника милиции:
а) проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его;
б) обеспечить свободный доступ в какое-либо помещение, на территорию, в транспортное средство или иной объект;
в) обеспечить свободный доступ к каким-либо лицам, предметам или документам.
В то же время не может быть оправданно применение физической силы при отказе соответствующих лиц от выполнения таких законных требований сотрудников милиции, как, например, дать необходимые объяснения или провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности организации и т. д.[112]
Неповиновение может быть выражено в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к лицам, охраняющим общественный порядок.
§ 6. Порядок применения физической силы, специальных средств
и огнестрельного оружия
Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия включает в себя предусмотренный законом перечень действий сотрудника милиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к указанным средствам принудительного воздействия.
Если основания применения специальных мер административного пресечения указывают на то, когда, в каких случаях можно к ним прибегнуть, то порядок применения заключается в том, как, каким образом это должно делаться. Он состоит из трех основных этапов, а именно: действий сотрудника милиции непосредственно перед применением, в сам момент и после применения специальных мер административного пресечения.
Необходимость и последовательность совершения отдельных действий на каждом из перечисленных этапов зависит от особенностей складывающейся ситуации на месте происшествия во время пресечения общественно опасного деяния и наступивших после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия последствий.
Среди действий сотрудника милиции перед применением физической силы, специального средства или огнестрельного оружия необходимо выделить следующие:
1. Информирование сотрудником милиции лица, в отношении которого возможно применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, о своей принадлежности к милиции.
При применении огнестрельного оружия – обнажение огнестрельного оружия и приведение его в готовность для производства выстрела. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона РФ «О милиции» «сотрудник милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьей 15 настоящего Закона основания для его применения».
2. Предупреждение сотрудником милиции лица, в отношении которого возможно применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, о своем намерении применить их. Абзац 1 ч. 3. ст. 12 Закона РФ «О милиции» обязывает сотрудника милиции при применении огнестрельного оружия предупредить посягающее или задерживаемое лицо о намерении использовать оружие, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным.
Предупреждение о намерении применить огнестрельное оружие подается голосом и (или) выстрелами вверх либо в ином направлении, исключающем поражение посторонних лиц или повреждение их имущества прямым попаданием или рикошетом пуль.
При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник милиции должен руководствоваться следующими положениями:
1. Принятие сотрудником милиции, применяющим физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, мер к недопущению ущерба посторонним лицам. Закон РФ «О милиции» прямо такую общую обязанность сотрудника милиции не закрепляет, но она вытекает из уголовного закона. Так, в соответствии со ст. 37 УК РФ защита личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства допустима только путем причинения вреда самому посягающему.
Ч. 3 ст. 15 Закона в определенной мере конкретизирует эту обязанность сотрудника милиции, запрещая ему применять огнестрельное оружие «при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица».
При использовании специальных средств сотрудники милиции обязаны выполнять правила их эксплуатации, а при использовании светозвуковых средств отвлекающего воздействия и средств разрушения преград руководствоваться также едиными правилами безопасности при взрывных работах, утвержденными Федеральным горным и промышленным надзором России.
2. Причинение лицу, в отношении которого применяются физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие, по возможности наименьшего вреда. В абзаце 2 ч. 3 ст. 12 Закона закреплено положение о том, что при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан «стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным».
Действия сотрудника милиции после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия состоят в следующем.
1. После применения специальных средств производится осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, сбора несработавших изделий, выявления возможных очагов возгораний и повреждений объектов жизнеобеспечения, установления и устранения других негативных последствий. При необходимости производится дегазация.
2. Обеспечение лицам, получившим в результате применения физической силы, специальных средств, применения или использования огнестрельного оружия телесные повреждения, оказания доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников. Такую обязанность возлагает на сотрудника милиции абзац 3 ч. 3 ст. 12 Закона РФ «О милиции».
Вместе с тем, приступая к оказанию доврачебной помощи посягавшим и задерживаемым лицам, сотрудник должен, соблюдая меры предосторожности от внезапного нападения с их стороны, в первую очередь произвести наружный осмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, с тем, чтобы изъять оружие или предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия для оказания сопротивления или нападения.
Доврачебная помощь состоит в данном случае, прежде всего, в перенесении пострадавшего в безопасное место (если это необходимо), остановке кровотечения и самостоятельном или через дежурного ОВД вызове скорой медицинской помощи либо доставлении пострадавшего в лечебное учреждение. Помощь должна быть оказана всем пострадавшим от применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия – и посягавшим, и задерживаемым, и случайным лицам, причем независимо от того, правомерно или неправомерно применялись указанные специальные меры административного пресечения.
3. Немедленное сообщение о применении (использовании) сотрудником огнестрельного оружия либо специальных средств в дежурную часть органа внутренних дел по месту службы или по месту применения (использования) оружия или специальных средств.
Данное действие сотрудника определяется необходимостью, прежде всего, обеспечить выполнение следующих двух обязательных условий, с которыми законодатель связывает правомерность применения физической силы, специальных средств, применения или использования огнестрельного оружия:
во-первых, своевременное уведомление прокурора о случаях смерти или ранения граждан, наступивших в результате применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудником милиции. Данная обязанность закреплена за сотрудником милиции в абзаце 4 ч. 3 ст. 12 Закона РФ «О милиции»,
во-вторых, уведомить в возможно короткий срок родственников лиц, получивших телесные повреждения в результате применения сотрудником милиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
На практике уведомление указанных лиц, как правило, осуществляется дежурным по органу внутренних дел либо руководителем органа внутренних дел (ответственным от руководства) по месту применения оружия (обычно по телефону) сразу же после получения информации с места происшествия.
О происшедшем и местонахождении лиц, получивших телесные повреждения в результате применения специальных мер административного пресечения, из числа их близких родственников уведомляется, как правило, супруг либо родители, усыновители, дети (прежде всего совершеннолетние) или усыновленные, другие лица, родственные по прямой или нисходящей линии, а равно по линии кровного родства.
Следует обратить внимание, что в соответствии с пп. «d» п. 5 Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка указанные должностные лица обеспечивают, чтобы «родственники или близкие друзья раненых или пострадавших лиц уведомлялись в как можно более короткий срок». Обязанность сотрудника милиции, применившего огнестрельное оружие, состоит в том, чтобы на месте происшествия в кратчайший срок выяснить, по возможности, сведения о лице, получившем ранение, о его близких родственниках или друзьях и сообщить их в дежурную часть.
4. Обеспечение охраны места применения специальных средств и огнестрельного оружия, повлекшего смерть, ранение людей или значительный материальный ущерб. Если применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия повлекло смерть, ранение граждан, или значительный имущественный вред (например, взрыв автомобиля) и необходимость в дальнейшем их использования отпала, сотрудник милиции, как и в любом другом случае, когда он сталкивается с событием, угрожающим личной или общественной безопасности, обязан в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона РФ «О милиции» принять меры к охране места происшествия и сообщить в ближайшее подразделение милиции.
5. Представление сотрудником милиции рапорта о применении специальных средств и огнестрельного оружия.
В ч. 4 ст. 15 Закона РФ «О милиции» прямо закреплена обязанность сотрудника милиции в течение 24 часов с момента применения огнестрельного оружия представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа милиции) по месту своей службы или по месту его применения. В рапорте указываются: обстоятельства, способствовавшие применению оружия; вид огнестрельного оружия; время и место его применения; условия, цели и результаты применения оружия; количество предупредительных выстрелов и израсходованных патронов; сведения о лицах, против которых оно применялось и возможных свидетелях (очевидцах) происшедшего; меры по оказанию помощи пострадавшим; время информирования о случившемся дежурного ОВД.
Своим рапортом сотрудник милиции должен, опираясь на конкретные обстоятельства дела, по существу доказать, что создавшаяся обстановка давала ему право прибегнуть к огнестрельному оружию. Обязательным является также представление сотрудником милиции рапорта о каждом случае использования им огнестрельного оружия.
Сотрудники милиции, применившие специальные средства, докладывают рапортом начальнику соответствующего органа внутренних дел с указанием: когда, и против кого и при каких обстоятельствах они были применены.
О случаях применения физической силы в соответствии с абз. 5 ст. 163 УППС МОБ сотрудники милиции обязаны доложить рапортом начальнику горрайлиноргана и командиру строевого подразделения.
О случаях применения физической силы и специальных средств, на наш взгляд, обязательно следует указывать в рапорте о доставлении в дежурную часть лица, совершившего правонарушение (административное правонарушение или уголовно наказуемое деяние), или (и) в протоколе об административном правонарушении, чтобы избежать в последующем различных недоразумений.
§ 7. Ответственность сотрудников милиции за неправомерное
применение физической силы, специальных средств
и огнестрельного оружия
Решение о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник милиции принимает, как правило, самостоятельно и поэтому полностью отвечает за последствия их применения. Закон РФ «О милиции» не устанавливает особых правил применения сотрудником милиции специальных средств и оружия, когда он действует в составе отдельной группы или подразделения (например, во время проведения специальных операций в условиях чрезвычайных происшествий криминального характера). В таких случаях они применяются, как правило, по команде руководителя операции, но это не снимает ответственности с непосредственного исполнителя за правомерность соответствующих действий[113]. Поскольку, во-первых, во вводной фразе ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О милиции» законодатель специально указал, что огнестрельное оружие в этих случаях, сотрудники милиции имеют право применять, независимо от того действуют они «лично или в составе подразделения». Как известно, любая конкретизация несет в себе элемент ограничения. В данном случае ограничение состоит в том, что реализация права на применение сотрудниками милиции огнестрельного оружия, даже когда они действуют в составе подразделения и, как правило, по команде, допустима только в указанных в ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О милиции» случаях. Во-вторых, в соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ «О милиции» при получении приказа или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник милиции обязан руководствоваться законом.
Следовательно, сотрудник милиции, выполнивший явно, очевидно для него незаконный приказ о применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, привлекается к ответственности наряду с должностным лицом, отдавшим подобный приказ.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона «О милиции» применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет для сотрудника милиции ответственность, установленную законом. В зависимости от характера правонарушения и тяжести наступивших последствий такая ответственность может быть дисциплинарной, материальной, уголовной и гражданско-правовой.
При этом подчеркнем, что специальной статьи об ответственности за незаконное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками милиции в Уголовном кодексе Российской Федерации нет. С учетом обстоятельств происшедшего им вменяется в вину, как правило, совершение умышленного либо неосторожного преступления против личности и (или) должностного преступления либо превышение пределов необходимой обороны, крайней необходимости или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.
Так, сотрудник милиции, незаконно, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями применивший против кого-либо физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (мотивы могут быть различными – ревность, месть, хулиганские или корыстные побуждения и т. п.), несет ответственность за содеянное как частное лицо по ст. 105 «убийство», 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ч. 3 ст. 213 «Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия» УК РФ. В зависимости от обстоятельств дела такие действия могут быть также квалифицированы по ст. 107 «убийство, совершенное в состоянии аффекта», 113 «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта», 117 «Истязание». Если указанные деяния имели место в ходе совершения иных преступлений против личности, собственности и других правоохраняемых объектов, то необходима квалификация по совокупности (с разбоем, бандитизмом, изнасилованием и другими составами).
Умышленное, в нарушение установленных законом оснований и порядка, применение сотрудником милиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в связи с возложенными на него обязанностями влечет уголовную ответственность за превышение должностных полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 286 УК РФ.
Следует отметить, что п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, в соответствии с которым применение оружия является отягчающим уголовную ответственность должностного лица за превышение им должностных полномочий обстоятельством, исходит из более широкой, в сравнении с Законом РФ «О милиции», трактовки данного юридического понятия. Применением огнестрельного оружия здесь признается использование его как для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или нанесения телесных повреждений, в том числе и в результате ударов оружием, так и для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность[114]. Примером подобного рода должностного преступления может быть ситуация, когда сотрудник милиции, домогаясь у задержанного лица признания в содеянном, извлекает пистолет из кобуры или служебного сейфа и угрожает им этому лицу.
Незаконное применение сотрудником милиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей расценивается как превышение должностных полномочий только тогда, когда он не находился в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или принятия мер к задержанию лица, совершившего преступление.
Сотрудник милиции будет нести ответственность за превышение власти, если, например, применит огнестрельное оружие в отношении лица, оказывающего злостное неповиновение его законному требованию; лица, совершившего административное правонарушение и пытающегося скрыться; лица, показавшегося сотруднику милиции, находящемуся в засаде, «подозрительным»; лица, задерживаемого в связи с совершением преступления, когда применение оружия цели задержания не преследовало, а было вызвано мотивами мести, расправы с задержанным, который не пытается или не может скрыться и не оказывает сопротивления.
Превышение должностных полномочий сотрудниками милиции в процессе применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, повлекшее смерть потерпевшего или причинение ему тяжких телесных повреждений, квалифицируется ст. 105, и п. «а» и «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Что же касается умышленного причинения при этом тяжкого вреда здоровью, то, как представляется, квалификация по совокупности необходима лишь в случаях, когда такой вред отягощен обстоятельствами, перечисленными в ч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ. Дело в том, что в отличие от ч. 2 ст. 171 ранее действовавшего УК РСФСР, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ содержит новое особо отягчающее обстоятельство – «причинение тяжких последствий», разновидностью которых может служить тяжкий вред здоровью, охватываемый ч. 1 и 2 ст. 111 УК РФ.
Если, исполняя служебные обязанности, сотрудник милиции обнажит огнестрельное оружие, а затем в результате собственных неумелых или неосторожных действий произведет выстрел, причинивший кому-либо вред при отсутствии для этого законных оснований, то он будет нести уголовную ответственность по ст. 109 (причинение смерти по неосторожности) или 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности) УК РФ. При этом следует иметь в виду, что ни ранее действовавшее уголовное законодательство, ни Уголовный кодекс РФ 1996 г. не устанавливает уголовной ответственности за неосторожное причинение легкого вреда здоровью.
Сотрудник милиции может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 109 или 118 УК РФ, если вред в результате применения или использования огнестрельного оружия будет причинен совершенно посторонним гражданам, но при условии, что в его действиях имеет место неосторожная вина.
Незаконное применение сотрудником милиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если он находился в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или принятия мер к задержанию лица, совершившего преступление, влечет уголовную ответственность по ст. 108 (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление), ст. 114 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление) УК РФ. Превышение пределов необходимой обороны будет иметь место, скажем, в действиях сотрудника милиции, экипированного средствами индивидуальной защиты – бронежилетом, шлемом, щитом, который причинит табельным оружием смерть или тяжкий вред здоровью лицу, в одиночку совершающему невооруженное и не угрожающее жизни или причинением тяжкого вреда здоровью сотрудника нападение. Аналогично решается вопрос об ответственности применившего огнестрельное оружие сотрудника милиции и тогда, когда лицо, совершающее указанные деяния, задерживается группой сотрудников милиции или, тем более, является женщиной или несовершеннолетним.
В теории и практике возникает вопрос: во всех ли случаях отступления от оснований применения оружия, предусмотренных ст. 15 Закона РФ «О милиции», сотрудник милиции, находившийся в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или принятия мер по задержанию лица, совершившего преступление, должен нести ответственность?
Думается, что определяющим моментом здесь будет выступать тяжесть вреда, причиненного применением оружия. Сотрудник милиции должен считаться превысившим меры, необходимые для задержания лица, совершившего преступление и нести ответственность не тогда, когда он только лишь применит огнестрельное оружие для задержания пытающегося скрыться лица, застигнутого при совершении, например, просто хулиганства, надругательства над могилой, а тогда, когда он применением оружия причиняет данному лицу смерть (в некоторых случаях – тяжкий или средней тяжести вред здоровью). В состоянии же необходимой обороны причинение вреда средней тяжести, не говоря уже о легком вреде здоровью, а тем более один только факт производства выстрелов, не повлекших вреда здоровью, не могут признаваться, с точки зрения закона, вредом, явно несоответствующим характеру и опасности подобных, пусть и не квалифицируемых законом в качестве тяжких, преступлений. Не случайно, уголовной ответственности за причинение легкого и даже средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны закон вообще не предусматривает.
Вместе с тем, думается, что подобные факты применения и использования огнестрельного оружия должны быть не правилом, а исключением. Иначе, если, например, огнестрельное оружие будет применяться не в строго установленных законом случаях, а в качестве «универсального» подручного средства при необходимой обороне, задержании лица, совершившего преступление, защиты правопорядка в условиях крайней необходимости, то такое его применение или использование, на наш взгляд, может создать сотрудникам милиции массу проблем в обеспечении их правовой защищенности.
Кроме того, реализация полномочия по применению огнестрельного оружия не должна носить обязывающего характера для сотрудника милиции. Использование полномочия по применению огнестрельного оружия является правом сотрудника милиции, а не обязанностью. Поэтому, сам по себе факт неприменения огнестрельного оружия сотрудником милиции в ситуации, когда для этого имелись основания, учитывая исключительный характер данной меры, не должен влечь дисциплинарную ответственность, а тем более уголовную ответственность по ст. 285 УК РФ или по ст. 293 УК РФ (халатность, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе), даже, если предпринятые сотрудником иные меры воздействия не смогли предотвратить существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также тяжкие последствия.
Уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ч. 1, 3 ст. 285 УК РФ) он несет, если попустительствуя тяжкому преступлению против жизни, здоровья и собственности, сотрудник милиции из корыстной или иной личной заинтересованности вообще не примет никаких мер, когда в этом была необходимость, к его пресечению и задержанию лица, его совершившего.
На практике имеют место случаи применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудниками милиции в условиях мнимой обороны.
Пленум Верховного Суда СССР в этой связи указал, что необходимо «различать состояние необходимой обороны и так называемой мнимой обороны, когда отсутствует реальное общественно опасное посягательство, и лицо лишь ошибочно предполагает наличие такого посягательства. В тех случаях, когда обстановка происшествия давала основания полагать, что совершается реальное посягательство, и лицо, применившее средства защиты, не сознавало и не могло сознавать ошибочность своего предположения, его действия следует рассматривать как совершенные в состоянии необходимой обороны... Если же лицо причиняет вред не сознавая мнимости посягательства, но по обстоятельствам дела должно и могло это сознавать, действия такого лица подлежат квалификации по статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за причинение вреда по неосторожности»[115].
Из этого разъяснения Пленума следует, что сотрудник милиции, применивший физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, не несет юридической ответственности за причиненный вред, если он находился в состоянии так называемой «извинительной» мнимой обороны.
Говоря об «извинительной» мнимой обороне следует иметь в виду, что добросовестно заблуждающееся лицо обязано соблюдать все условия правомерности причинения вреда в таком состоянии. Как указал Пленум Верховного Суда СССР в п. 13 вышеназванного постановления «если … лицо превысило пределы защиты в условиях соответствующего реального посягательства, оно подлежит ответственности как за превышение пределов необходимой обороны».
Если же сотрудник милиции, применивший физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, находился в состоянии неизвинительной мнимой обороны, когда он не сознавал, но должен был и мог сознавать ошибочность своего предположения о наличии оснований для применения оружии, он будет привлечен к ответственности за неосторожное преступление.
Поскольку в то же время покушения на совершение неосторожного преступления быть не может, постольку применение сотрудником милиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в состоянии неизвинительной мнимой обороны, которое не повлекло вредных последствий, ни при каких условиях не должно влечь уголовной ответственности сотрудника милиции (возможна дисциплинарная ответственность).
Наряду с привлечением к уголовной ответственности к сотруднику милиции, незаконно применившему физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, потерпевшим может быть предъявлен гражданский иск о возмещении ущерба в связи с полученными телесными повреждениями, а также морального вреда в порядке гражданского судопроизводства. Как указывается в ч. 2 ст. 40 Закона РФ «О милиции» вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Говоря о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате применения или использования огнестрельного оружия, следует отметить, что в соответствии со ст. 1066 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы, возмещению не подлежит.
Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред (ч. 1 ст. 1067 ГК).
Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.
Если же ущерб причинен третьим лицам сотрудником милиции в результате его профессиональной деятельности (при исполнении), то ответственность за него несет по нормам гражданского законодательства орган внутренних дел (ст. 1068 ГК), который, возместив причиненный ущерб, может предъявить регрессный иск своему сотруднику о возмещении сумм, выплаченных по его вине, по нормам материальной ответственности сотрудника милиции.
Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ (§ 2), если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
За нарушение правил применения и использования огнестрельного оружия, если это не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, сотрудники милиции несут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения из органов внутренних дел.