Глава 13. применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
§ 1. Виды специальных средств и огнестрельного оружия, состоящих на вооружении органов внутренних дел.
Правовые основы их применения сотрудниками милиции
Среди мер административного принуждения, применяемых сотрудниками милиции для защиты интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств в соответствии с Законом РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г., самыми жесткими являются полномочия сотрудников милиции на применение физической силы, специальных средств и особенно на применение и использование огнестрельного оружия.
С одной стороны, эти полномочия милиции, как никакие другие, глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией РФ, прав граждан и сопряжены с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой – это действенные средства защиты законных интересов правопослушных граждан и сотрудников милиции от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом.
В соответствии с Законом РФ «О милиции» (ч. 6 ст. 14, ч. 5 ст. 15) перечень специальных средств и видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении милиции, утверждается Правительством РФ. Так, перечень специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, и Правил применения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации специальных средств» от 15 октября 2001 г. № 731 и включает:
1. Палки резиновые, патроны и выстрелы ударного непроникающего действия: палки резиновые специальные; палки универсальные; 23 мм патрон с резиновой пулей «Волна-Р»; выстрел ЭГ-50 ударно-шокового действия для специального гранатометного комплекса РГС-50.
2. Слезоточивый газ (специальные средства раздражающего действия): 1) аэрозольные распылители («Черемуха», «Сирень», «Резеда»);
2) распылители высокого давления, аппараты ранцевые, 3) ручные гранаты раздражающего (слезоточивого) действия; 4) патроны и выстрелы раздражающего (слезоточивого) действия, газовые пистолеты; 5) пиротехнические газовые генераторы «Полынь» различных модификаций.
3. Наручники.
4. Светозвуковые средства отвлекающего воздействия (гранаты «Заря», «Факел», «Пламя»).
5. Средства разрушения преград: малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс».
6. Средства принудительной остановки транспорта, ленты колючие и спирали из них, сети, а именно: устройства остановки автотранспорта «Еж», «Диана»; автозаградитель «Гарпун»; спирали из АКЛ, АСКЛ, АМКЛ; модернизированные колючие ленты; средство сковывания движения биологических объектов «Невод».
7. Водометы, бронемашины: бронетранспортеры (БТР), боевая разведывательная дозорная машина БРДМ-2; боевая машина пехоты БМП-1.
8. Специальные окрашивающие средства.
9. Служебные собаки.
10. Электрошоковые устройства: электрошоковые устройства автономные искровые разрядники; электрошоковые устройства.
Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. № 578 и включает следующие виды оружия: 1) пистолеты; 2) револьверы; 3) пистолеты-пулеметы; 4) автоматы; 5) пулеметы; 6) винтовки снайперские; 7) карабины; 8) гранатометы и огнеметы; 9) специальное оружие.
При этом запрещается принимать на вооружение милиции специальные средства, огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
При отсутствии перечисленных специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции, находясь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, вправе использовать любые подручные средства.
Нормативно-правовая регламентация применения сотрудниками милиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия имеет системный характер и включает в себя взаимосвязанные правовые предписания, которые отражают все юридически значимые стороны фактической ситуации применения данных мер принуждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона РФ «О милиции» сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных данным законом, а сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел – Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г.
Далее в ч. 3 ст. 23 Закона «О милиции» закреплено положение, в соответствии с которым «сотрудники милиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных настоящим Законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия». Однако критериев соразмерности между «вредом, причиненным правонарушителю» и «силой оказываемого противодействия» Закон РФ «О милиции» не раскрывает. Вместе с тем ст. 24 данного Закона установлено, что «на деятельность сотрудника милиции распространяются нормы уголовного законодательства Российской Федерации о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости». Указанные нормы распространяются также и на действия сотрудников милиции, связанные с применением физической силы, специальных средств, применением и использованием огнестрельного оружия.
Из приведенных нормативных предписаний следует, что сотрудники милиции не несут ответственность за моральный вред, убытки и вред охраняемым уголовным законом интересам, причиненные ими в связи с применением в предусмотренных Законом РФ «О милиции» случаях физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны либо крайней необходимости, или превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.
Таким образом, особенность правового регулирования применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия состоит в том, что действующее законодательство обязывает сотрудников милиции при их применении прежде всего строго соблюдать специальные (административно-правовые) нормы, устанавливающие условия, основания и порядок их применения, а также неукоснительно руководствоваться положениями уголовного законодательства о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, и крайней необходимости, определяющими общие условия и пределы правомерного причинения вреда объектам уголовно-правовой охраны.
В административно-правовых нормах (Раздел 4 Закона РФ «О милиции», ст. 43-47 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений») от 15 июля 1995 г. определяются условия, основания и способ принудительного воздействия, а также устанавливается порядок (процедура) его осуществления. Условия и порядок применения специальных средств принуждения, кроме того, конкретизированы в Правилах применения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации специальных средств, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 731.
В частности, условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия выступают в качестве обстоятельств, от которых зависит правомерность применения данного вида государственного принуждения. Они закреплены в законе в виде обязательных требований и правил, которые должны соблюдаться при реализации данных мер административного принуждения.
К «условиям» правомерного применения или использования специальных мер административного пресечения, прежде всего, следует отнести следующие положения Закона РФ «О милиции»:
– положение об обязанности сотрудника милиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, применением или использованием огнестрельного оружия (ч. 2 ст. 12). В частности, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, применяющие светозвуковые средства отвлекающего воздействия и средства разрушения преград, обязаны иметь допуски на работу с ними и на производство взрывных работ и подтверждать их ежегодно;
– соблюдение установленных запретов на вооружение милиции специальными средствами (ч. 6 ст. 14) и огнестрельным оружием и боеприпасами (ч. 5 ст. 15), которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска;
– соблюдение запретов на применение специальных средств (ч. 4. ст. 14) и огнестрельного оружия (ч. 3 ст. 15) в отношении определенных законом категорий лиц.
В этих нормативных предписаниях речь идет об общих требованиях, предъявляемых законом к подготовленности сотрудников органов внутренних дел и их вооружению, о правилах, устанавливающих ограничения на применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении определенного круга лиц. Первые два условия предшествуют реализации данных мер принуждения, третье должно соблюдаться при возникновении оснований для их применения.
В качестве условий правомерного применения сотрудниками органов внутренних дел специальных мер административного пресечения следует также рассматривать требования закона об обязательном извещении о случившемся инциденте контрольно-надзорных органов и указанных в законе «заинтересованных» лиц. Эти условия должны быть соблюдены после применения сотрудником милиции специальных мер административного пресечения. К их числу относятся следующие положения Закона РФ «О милиции»:
– уведомление прокурора о всех случаях смерти или ранения (абз. 4 ч. 3 ст. 12);
– уведомление в возможно короткий срок родственников лиц, получивших телесные повреждения (абз. 3 ч. 3 ст. 12).
Однако не следует смешивать нормы, устанавливающие условия применения огнестрельного оружия, и нормы, устанавливающие порядок его применения, хотя и те, и другие нормы определяют действия соответствующих должностных лиц органов внутренних дел перед применением, в момент применения и после применения сотрудниками милиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия и тесно между собой связаны. Критерием их разграничения является то, что нормы, регламентирующие порядок применения специальных мер административного пресечения, во-первых, устанавливают обязанности непосредственно того сотрудника, который принял решение применить физическую силу, специальные средства принуждения, применить (использовать) огнестрельное оружие в установленных законом случаях, и, во-вторых, исполнение этих обязанностей сотрудником, пресекающим общественно опасные действия, происходит главным образом на месте происшествия.
Нормы уголовного законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, а именно, нормы о необходимой обороне (ст. 37 УК РФ), причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ) и крайней необходимости (ст. 39 УК РФ), устанавливают, прежде всего, условия правомерности, относящиеся к общественно опасному посягательству или событию, без которых само основание применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не может иметь места (т. е. его наличность и действительность), а также пределы правовой активности должностного лица, применяющего эти принудительные меры воздействия в конкретной ситуации.
Совокупность указанных норм административного и уголовного законодательства образует определенную целостность, в которой их отраслевая принадлежность не имеет принципиального значения. Взятые в единстве и взаимодействии перечисленные нормативные предписания составляют правовую основу и устанавливают пределы применения сотрудниками милиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Они «направляют» сотрудника милиции на совершение действий, которые наиболее адекватны не только угрожающей опасности, но и обстоятельствам конкретной ситуации.