Глава 11. методы административной деятельности милиции
§ 1. Понятие и виды методов административной
деятельности милиции
Общепринятым в административном праве является мнение, что под методом[64] государственного управления понимаются способы (приемы) целенаправленного организующего воздействия субъекта власти на коллектив, группу или одного человека[65]. В методах выражается содержательная сторона управленческой деятельности, а именно каким образом осуществляется целенаправленное воздействие субъекта управления на объект, каким образом должностные лица в процессе осуществления управленческой деятельности решают поставленные перед ними задачи.
Под методами административной деятельности органов внутренних дел (милиции) понимается совокупность установленных законом способов и средств решения управленческих задач, при которых гарантируется охрана прав и законных интересов субъектов правоотношений, складывающихся в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности[66].
Следовательно, методы административной деятельности милиции представляют собой совокупность способов и средств, с помощью которых сотрудники милиции воздействуют на сознание и поведение лиц, с которыми им приходится вступать в правовые отношения в процессе осуществления возложенных на них служебных обязанностей.
При осуществлении административной деятельности для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности милиция использует такие традиционные и проверенные временем методы, как убеждение и принуждение. Названные методы – это общие (универсальные) методы государственного управления, характерные для исполнительной власти вообще, для всех сторон ее деятельности и в особенности для деятельности милиции.
По характеру воздействия методы управленческого воздействия подразделяются на прямые (административные) или косвенные (экономические). Учитывая специфику милицейской деятельности, сотрудники милиции при осуществлении административной деятельности используют в основном прямые методы управления, которые характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. В этих случаях субъект управления (орган, должностное лицо) принимают решение, исполнение которого носит обязательный характер. Невыполнение решения влечет для объекта управления (физического или юридического лица) отрицательные последствия (ответственность).
Наряду с общими методами управления, в научной литературе предпринята попытка выделить и классифицировать специальные методы полицейской деятельности, которые детерминированы спецификой полицейской деятельности, обусловлены особенностями охраняемых объектов[67].
Учитывая содержание внешневластной административной деятельности милиции, по способу охраны правопорядка и характеру воздействия каждого метода на общественные отношения в дополнение к указанным общим (универсальным) методам управленческой деятельности можно выделить следующие специальные методы административной деятельности милиции: осуществление административного надзора, применение прямого административного принуждения, оказание полицейской помощи, выдача полицейского разрешения, государственная регистрация, лицензирование.
Административный надзор как метод – это узкоспециализированное наблюдение сотрудниками милиции за точным соблюдением гражданами, должностными лицами, организациями общеобязательных правил с использованием в предусмотренных законом случаях административного принуждения. Административный надзор осуществляется путем наблюдения, выявления, патрулирования, посещения, проверок и иными путями. Административный надзор может сочетаться с другим методом полицейской деятельности – административным принуждением.
Оказание полицейской помощи представляет собой особый способ охраны субъективных прав граждан (права на жизнь, здоровье, медицинскую помощь и т. д.).
Особенность полицейской помощи состоит в том, что она в отличие от других видов государственной помощи может предоставляться гражданам и организациям как по их просьбе, добровольно, так и без их согласия, т. е. принудительно. Принудительная помощь, к примеру, может иметь место в действиях милиции в следующих случаях: при обнаружении пьяных граждан, находящихся в бессознательном состоянии или имеющих травмы и повреждения, в случае тяжелого опьянения несовершеннолетних, оказавшихся вне дома в общественном месте, и т. д.
Выдача разрешения – способ обеспечения общественной безопасности, при котором в условиях существования общего запрета на определенные действия всех лиц отдельные граждане получают от компетентных органов разрешение на такого рода действия (разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия).
Государственная регистрация как метод полицейской деятельности – способ охраны правопорядка и общественной безопасности, применяемый путем признания права заинтересованного лица на какое-либо социальное благо (место жительства, имущество, предпринимательскую деятельность) и записи об этом в специальном государственном документе: реестре, журнале и пр. Такая запись разрешает заинтересованному лицу (гражданину, организации) пользоваться зарегистрированным правом (имуществом).
Органы милиции, в лице соответствующих подразделений ГИБДД, регистрируют автомототранспорт предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также частный автомототранспорт.
Лицензирование – один из способов охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, используемый государством, которое путем выдачи гражданину или юридическому лицу удостоверения на право заниматься определенным видом деятельности предполагает со стороны компетентных органов наблюдение за ним. Милиция осуществляет лицензирование частной детективной и охранной деятельности, приобретения физическими и юридическими лицами оружия.
Все перечисленные специальные методы полицейской деятельности используются в административной деятельности милиции в качестве способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, гарантируют гражданам и организациям реализацию их законных прав и интересов. Они производны от общих (универсальных) методов государственного управления – убеждения и принуждения, возникают и формируются на их основе, специализируют их в специфической сфере милицейской деятельности, будучи ими предопределены. При этом, метод принуждения занимает особое место в административной деятельности милиции, поскольку именно данный метод полицейской деятельности лежит в основе выделения милиции как самостоятельного государственного института в механизме государственной власти.
§ 2. Понятие и виды убеждения, применяемого
в административной деятельности милиции
В механизме управленческого воздействия убеждение стоит на первом месте, как наиболее демократичный и гуманный метод.
Метод убеждения состоит в активном моральном, психологическом, материальном воздействии на сознание и поведение людей в целях воспитания у них осознанного исполнения требований правовых и других социальных норм.
Как метод административной деятельности милиции убеждение – это такое воздействие, которое обеспечивает добровольное соблюдение гражданами и организациями норм права и требований сотрудников милиции.
Убеждение в административной деятельности милиции служит достижению следующих целей:
а) воспитанию у граждан стойкой привычки правомерного поведения;
б) предупреждению противоправных проступков;
в) воздействию на правонарушителей.
Метод убеждения в своей основе является средством воспитания.
Сущность убеждения состоит в том, что оно является методом воздействия на общественные отношения, а его содержание включает комплекс различных воспитательных и организационных мер воздействия на сознание людей, а через сознание – на их поведение.
Меры убеждения, применяемые в административной деятельности милиции, объединяются в несколько групп, которые называют видами (формами) убеждения.
Среди мер убеждения воспитательного характера наиболее часто применяются разъяснение, обоснование, обсуждение, критика, поощрение, показ положительных примеров и многое другое, описываемое и реализуемое в понятиях и процедурах социальной психологии и педагогики. Выбор и использование перечисленных элементов всегда носит активный и творческий характер.
Меры воспитательного характера можно объединить в три группы.
1. Меры, обеспечивающие нравственное и правовое воспитание. К ним относятся: а) воспитательная работа среди населения; б) проведение бесед с гражданами, склонными к совершению правонарушений (профилактическая работа с лицами ранее судимыми); в) критика антиобщественных проступков; г) разъяснение действующего законодательства (правовая пропаганда).
2. Меры поощрения (морального и материального стимулирования). Применяются в отношении граждан и внештатных сотрудников милиции, активно участвующих в охране общественного порядка, и в отношении сотрудников органов внутренних дел (милиции), образцово исполняющих свои служебные обязанности.
Система мер поощрения многообразна. Она включает государственные награды (ордена, медали, почетные звания), ведомственные медали и знаки, другие виды поощрений.
Так, за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел Положением о службе в ОВД предусматриваются следующие виды поощрений:
– объявление благодарности;
– выдача денежной премии;
– награждение ценным подарком;
– занесение в Книгу почета, на Доску почета;
– награждение Почетной грамотой;
– награждение нагрудным знаком;
– награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел;
– награждение именным оружием;
– досрочное присвоение очередного специального звания;
– присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.
В качестве поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.
В учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации кроме перечисленных в настоящей статье видов поощрений применяются также повышение размера стипендии и предоставление внеочередного увольнения из расположения учебного заведения.
За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации».
За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации, установленными Указом Президента РФ от 6 января 1999 г. № 19 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 "О государственных наградах Российской Федерации"»[68].
В соответствии с данным Указом государственными наградами Российской Федерации могут быть награждены также и граждане, в частности:
– за самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни – орденом Мужества;
– за спасение людей во время стихийных бедствий, на воде, под землей, при тушении пожаров и при других обстоятельствах – медалью «За спасение погибавших»;
– за содействие органам внутренних дел Российской Федерации в их работе по охране общественного порядка – медалью «За отличие в охране общественного порядка».
В целях награждения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России за особые заслуги и добросовестную службу, а также граждан, оказавших помощь в выполнении возложенных на МВД России задач Приказом МВД России от 24 января 2001 г. № 50 «Об учреждении медалей МВД России» учреждены ведомственные медали «За доблесть в службе», «За воинскую доблесть», «За отвагу на пожаре», «За боевое содружество».
В целях поощрения сотрудников органов внутренних дел за высокое профессиональное мастерство и многолетнюю безупречную службу, а также граждан за оказание активной помощи органам МВД Приказ МВД России от 14 июня 2000 г. № 633 «Об учреждении знаков МВД России» учреждены следующие знаки: «Лучший сотрудник криминальной милиции»; «Лучший участковый инспектор милиции»; «Лучший следователь»; «Лучший инспектор по делам несовершеннолетних»; «Лучший сотрудник специальных подразделений милиции»; «За верность долгу»; «Отличник милиции»; «За содействие МВД России».
3. Меры общественного воздействия это товарищеское влияние трудового коллектива, общественной организации на нарушителя.
В рамках осуществления внутриорганизационной деятельности в органах внутренних дел в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел (ст. 42) создаются суды чести соответственно рядового и младшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава, старшего и высшего начальствующего состава. На рассмотрение судов чести могут быть внесены или ими приняты по собственной инициативе материалы: о нарушении сотрудником органа внутренних дел служебной дисциплины; о недобросовестном отношении сотрудника органа внутренних дел к выполнению служебных обязанностей; о совершенных сотрудником органа внутренних дел правонарушениях, поступившие в установленном законом порядке из суда, органов следствия, прокуратуры, других компетентных органов и от должностных лиц; о недостойном поведении сотрудников органов внутренних дел в свободное от службы время.
Суд чести, установив виновность привлеченного к суду, может объявить общественное порицание или возбудить ходатайство перед соответствующим прямым начальником о применении одной из следующих мер воздействия: лишение нагрудного знака; понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; перемещение по службе; отчисление курсанта, слушателя из учебного заведения, учебного подразделения; увольнение со службы.
К числу мер воздействия организационного характера следует отнести обучение, пропаганду, агитацию, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Убеждает организационная практика органов внутренних дел, пресс-конференции, выступления руководителей ОВД (подразделений милиции) в средствах массовой информации, встречи руководителей с населением, информирование о достигнутых успехах и т. д.
Меры организационного характера можно объединить в две группы:
1. Меры, обеспечивающие гласность в деятельности милиции:
а) агитационно-пропагандистская работа (в частности, направленная на то, чтобы убедить население воздержаться от участия в митинге, либо по линии ГИБДД – соблюдению правил дорожного движения);
б) выступление сотрудников милиции с докладами на правовые темы (организация вечеров вопросов и ответов, круглых столов);
в) встречи (брифинги, пресс-конференции) руководителей с представителями средств массовой информации для информирования об оперативной обстановке, результатах работы;
г) выступления в средствах массовой информации по вопросам борьбы с преступностью и административными правонарушениями;
д) опубликование статистики о состоянии преступности и общественного порядка;
е) отчеты отдельных категорий сотрудников милиции (например, участковых уполномоченных милиции) перед трудовыми коллективами о состоянии общественного порядка и другие.
2. Меры по организационно-массовой работе среди населения:
а) оказание организационной и методической помощи общественным формированиям, участвующим в охране общественного порядка;
б) координация деятельности общественных объединений, участвующих в охране общественного порядка;
в) обобщение практики и передового опыта конкретных коллективов;
г) подготовка информационных обзоров, рекомендаций и их распространение.
Применение органами внутренних дел отдельных видов убеждения нашло правовое закрепление в действующем законодательстве, в ведомственных актах, регламентирующих деятельность милиции.
Эффективность метода убеждения никогда не теряла своего значения. Соответствуя природе демократического правового государства, этот метод должен совершенствоваться и получать свое дальнейшее развитие.
§ 3. Понятие и классификация мер административного
принуждения, применяемого милицией
Принуждение в административной деятельности милиции является таким воздействием, которое обеспечивает исполнение конкретными лицами установленных правил поведения независимо от того, желают они следовать этим правилам или нет. Оно направлено на то, чтобы заставить лицо совершить какие-либо действия, либо отказаться от совершения каких-либо действий вопреки его желанию.
Административное принуждение как отраслевой вид государственного принуждения – это метод государственного управления, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, направленных на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами, в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности.
Основными признаками, характеризующими административное принуждение, в том числе применяемое милицией, являются следующие:
– административное принуждение применяется как реакция соответствующих органов и должностных лиц милиции на правонарушения либо общественно-опасные действия и явления. Поэтому основаниями применения данного вида государственного принуждения в административной деятельности милиции являются:
а) возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности;
б) совершение лицом административного правонарушения;
в) совершение лицом уголовно наказуемого деяния;
– содержание административного принуждения заключается в психологическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей. Суть мер административного принуждения сводится к правовым лишениям (к примеру, лишение специального права), обременениям (например, явка для регистрации в ОВД), правовому урону (уплата штрафа), причинению вреда (огнестрельного ранения) конкретному лицу. Их применение влечет наступление неблагоприятных последствий личного, физического, имущественного или организационного характера;
– административное принуждение имеет государственно-властный характер, только государство в лице органов законодательной власти может устанавливать меры административного принуждения;
– административное принуждение имеет исключительно правовой характер, т. е. меры административного принуждения применяются только на основе и в рамках закона уполномоченными на то должностными лицами, в том числе должностными лицами органов внутренних дел (милиции). Основания и порядок применения мер административного принуждения установлены административным и административно-процессуальным законодательством;
– административно-принудительному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и коллективные субъекты (организации). Используя терминологию КоАП РФ, можно сказать, что объектом административного принуждения могут быть как физические, так и юридические лица;
– административное принуждение применяется в большинстве случаев быстро и оперативно. Поэтому его реализация возможна без предварительной судебной оценки, устанавливающей законность применения той или иной меры административного принуждения. Порядок применения мер административного принуждения отличается относительной процессуальной простотой. К примеру, порядок назначения административных наказаний по сравнению с процессуальным регламентом уголовного и гражданского судопроизводства значительно проще и лишен относительно громоздкой процедуры;
– основной объем административного принуждения, применяемого милицией, реализуется сотрудниками подразделений милиции общественной безопасности при осуществлении административной деятельности. Определенный объем административного принуждения реализуется сотрудниками подразделений криминальной милиции, как правило, для пресечения преступлений и задержания лиц, их совершивших;
– административное принуждение применяется уполномоченными должностными лицами милиции в рамках внеслужебной подчиненности. Субъект административной власти (сотрудник милиции) и нарушитель непосредственно по службе друг другу не подчинены. Должностное лицо милиции является субъектом функциональной власти по отношению к нарушителю или обязанному лицу;
– с точки зрения содержания административного принуждения, применяемого милицией, отличительной его особенностью является наличие в арсенале милиции таких мер принуждения, как применение физической силы, специальных средств, применение и использование огнестрельного оружия. Их наличие и применение в установленных случаях позволяет органам внутренних дел (милиции) успешно решать поставленные перед ними задачи.
На основании этих признаков можно дать следующее определение административному принуждению, применяемому милицией – это метод воздействия на сознание и поведение людей (граждан и должностных лиц), выражающийся в применении сотрудниками милиции установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер психологического, физического, материального и организационного характера, направленных на неукоснительное выполнение физическими и юридическими лицами правовых обязанностей при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной безопасности или безопасности личности или в связи с совершением административно или уголовно наказуемых деяний в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности общества, предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения виновных к административной или уголовной ответственности.
Административное принуждение, применяемое милицией, единое по своей сущности, не исключает определенной дифференциации его на отдельные виды. Разнородность общественных отношений, регулируемых правом, многообразие посягательств на эти отношения обусловливает необходимость применения в целях их охраны различных видов государственного принуждения, отличающихся по своему содержанию, основаниям и порядку реализации.
Исходя из целей применения, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы:
– меры административного предупреждения;
– меры административного пресечения;
– меры административно-процессуального обеспечения;
– меры административной ответственности (административные наказания).
Данная классификация в определенной степени относительна. Отдельные меры, применяемые милицией, одинаковые по названию имеют различные по целевому назначению основания применения (например, проверка документов, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие предметов, средств и веществ и др.) и в зависимости от этого могут входить в состав разных групп.
§ 4. Административно-предупредительные меры,
применяемые милицией
Под принудительными мерами административного предупреждения понимаются установленные законом способы, приемы и действия, состоящие во вторжении в сферу прав и свобод конкретного лица и направленные на выявление и устранение нарушений норм права, регламентирующих общественные отношения в сфере безопасности, предупреждение правонарушений, обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, а также на минимизацию вреда, который может быть причинен в результате противоправных действий человека, опасного поведения животного или в результате природной стихии.
Основанием для применения рассматриваемой группы принудительных мер является наличие потенциальной или реально существующей угрозы безопасности отдельных лиц, угрозы общественной безопасности, а также наличие потенциальной угрозы нарушения правопорядка в какой-либо сфере жизнедеятельности, т. е. наступление особых, установленных законодательством условий, как связанных, так и не связанных с противоправным поведением лица, к которому применяются данные меры.
Данные меры по целям применения можно подразделить на две подгруппы: 1) меры, применяемые при возникновении угрозы общественной безопасности и безопасности личности для предотвращения возможного наступления вреда, и 2) меры, применяемые в отношении лиц, совершивших противоправное деяние, в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений.
Применение мер первой подгруппы чаще всего связано не с фактом правонарушения, а с возникновением угрозы общественным или личным интересам, причинения вреда в результате стихийного бедствия, действий психически больных и т. д. и направлено на обеспечение общественной безопасности и безопасности личности. Применение принудительных мер административного предупреждения рассчитано, как правило, для неопределенного круга лиц.
В состав этой подгруппы входят следующие меры:
1. Оцепление (блокирование) участков местности. В соответствии с п. 20 ст. 11 Закона РФ «О милиции» ей предоставлено право производить по решению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств.
При этом милицией принимаются меры к обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования народного хозяйства в данной местности.
2. Временное ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов. В соответствии с. п. 22 ст. 11 Закона РФ «О милиции» ей предоставлено право «временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их оставаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий».
3. Удаление граждан с места совершения правонарушения или происшествия осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона РФ «О милиции». Речь в данном случае идет как о правонарушителях, так и иных гражданах, оказавшихся на месте правонарушения или происшествия. Данная мера неразрывно связана с предыдущим правомочием милиции, предусмотренным п. 22 ст. 11 Закона РФ «О милиции», и применяется для того, чтобы обеспечить сохранность обстановки места совершения правонарушения, безопасность потерпевшего или лица, находящегося в беспомощном состоянии.
4. Удаление с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения и других нарушителей общественного порядка. Данную меру принуждения во время проведения массового мероприятия обязывает применять наряды милиции ст. 185 Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности. Нарушения, в связи с которыми применяется данная мера воздействия, могут и не являться административными правонарушениями, однако их совершение мешает нормальному проведению массового мероприятия.
5. Личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте (предполетный досмотр)производится для предотвращения незаконного провоза взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ, сильнодействующих ядов, оружия, боеприпасов и других опасных предметов, грузов и веществ (п. 21 ст. 11 Закона РФ «О милиции»).
В настоящее время применение данной меры регулируется приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. № 102 «Руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов». Руководство определяет детальный порядок досмотра ручной клади, багажа, а также личного досмотра пассажиров, предоставляет право конкретным лицам, в том числе и органов внутренних дел, применять эту меру как в присутствии пассажиров, так и в отсутствии их.
Досмотр пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей и авиаперсонала, пресечения возможных попыток захвата (угона) гражданских воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации со стороны преступных элементов, а также предотвращения незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности[69].
Основной задачей производства досмотра является своевременное предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт гражданских воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, веществами и предметами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров этих судов в целях их захвата (угона) или могут явиться причиной чрезвычайного происшествия (авиационного).
Предполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности. К участию в предполетном досмотре могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел на транспорте (см. абз.1 ч. 2 ст. 85 Воздушного кодекса Российской Федерации).
При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым (ч. 3 ст. 85 ВК РФ).
6. Изъятие предметов, средств и веществ при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения.Сотрудники милиции имеют право «при наличии достаточных данных о том, что граждане или должностные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства… изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения (п. 2 ст. 11 Закона РФ «О милиции»)».
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об оружии» изъятие органами внутренних дел оружия и патронов к нему в качестве меры административного предупреждения производится в следующих случаях:
1) смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества, а также смерти гражданина, имевшего на законных основаниях боевое или служебное оружие;
2) ликвидации юридического лица.
Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством РФ[70].
Об изъятии оружия и патронов составляется акт, в котором указываются вид, тип, модель, калибр, серия и номер изымаемого оружия, а также вид и количество патронов. Акт составляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
7. Наружный осмотр одежды лица, задерживаемого по подозрению в совершении преступления, производится согласно ст. 148 УППС МОБ немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников милиции или граждан. Он производится для обнаружения оружия и других предметов, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, и немедленного их изъятия.
8. Изъятие у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки (п. 27 ст. 11 Закона РФ «О милиции»). Данная мера применяется с целью предупредить возможность использования поддельных документов их владельцами для реализации предоставляемых этими документами прав и полномочий в последующем. Такая же мера, думается, должна применяться и к недействительным документам, к примеру, документам, срок действия которых истек.
9. Вхождение в жилые и служебные помещения. Конституция РФ закрепляет право на неприкосновенность жилища. «Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения», – говорится в ст. 25 Основного закона Российской Федерации.
Статьей 11 Закона РФ «О милиции» в п. 18 за милицией закреплено право
«входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их» в следующих случаях:
– при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
– при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай;
– для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
Поводами для применения данной меры могут служить заявления и просьбы граждан, управляющих домами, комендантов общежитий, представителей общественности, а также личные наблюдения сотрудников милиции.
Уполномоченные сотрудники милиции имеют право входить в жилые помещения граждан Российской Федерации для проверки условий хранения зарегистрированного ими оружия.
В соответствии с Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Правительством РФ от 21 июля 1998 г. № 814, принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом (п. 59).
Сотрудники органов внутренних дел, в функциональные обязанности которых входит контроль за оборотом оружия, при осуществлении проверок объектов и мест хранения оружия и патронов должны иметь письменные предписания (абз. 3 п. 91 Инструкции).
В соответствии с Приказом МВД России от 23 октября 1995 года № 393 «Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями на 30 июня 1998 года) милиции разрешается «7.6. Входить в жилые помещения с разрешения граждан для проверки соблюдения Правил разрешается в период с 6 до 22 часов местного времени при наличии достоверных данных об их нарушении». В данном случае вхождение в жилые помещения граждан возможно только с их разрешения и не является принудительным. А вот представление документов для проверки <