Классификация налогоплательщиков
* По лицам.
– физические лица: граждане РФ; иностранные граждане – лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства; лица без гражданства – лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства; индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
– юридические лица являются самостоятельными налогоплательщиками. При этом их обособленные подразделения, а также группа юридических лиц тоже могут выступать в качестве налогоплательщиков. Иностранное юридическое лицо как налогоплательщик в основном выступает в качестве постоянного представительства.
* По величине налогоплательщиков подразделяют на обычных и малых. Так, граждане‑предприниматели подразделяются на обычных предпринимателей и лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Юридические лица подразделяются на обычные организации и малые предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. При этом необходимо учитывать, что малыми предприятиями могут быть только российские юридические лица.
* Законодательство о подоходном налоге разделяет всех граждан в зависимости от постоянного местопребывания на лиц, имеющих постоянное местопребывание в России, и лиц, не имеющих постоянного местопребывания.
* Деление субъектов на коммерческие и некоммерческие организации. В зависимости от получения того или иного статуса организации при равных хозяйственных условиях будут иметь различные механизмы налогообложения. Так, например, прибыль образовательных учреждений уменьшается на суммы, направленные на развитие образовательного процесса.
Конституция РФ гарантирует следующие права налогоплательщиков: установление налогов и сборов только законом; запрет обратной силы законов о новых налогах и налогах, ухудшающих положение налогоплательщиков.
Права и обязанности налогоплательщиковустановлены в Законе об основах налоговой системы. Отдельные группы субъектов имеют дополнительные (специфические) права и обязанности (предприятия, использующие труд инвалидов, вправе отказаться от применения льготы по НДС, отдельные субъекты малого предпринимательства вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, в связи с чем у них появляются дополнительные обязанности).
Налоговый кодекс (НК) РФ указывает перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов.
А) Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) можно классифицировать по различным основаниям.
* В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности:
– обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения:
– уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объеме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определенного вида налога);
– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
– представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
– не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
– обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения:
– постановка на учет в налоговых органах;
– предоставление налоговому органу необходимой информации и документов.
* В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика:
– общие для всех категорий налогоплательщиков;
– специальные (возложенные только на организации и индивидуальных предпринимателей).
Б) Права налогоплательщиков
– получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;
– получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
– представлять свои интересы лично либо через своего представителя;
– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
– получать копии решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
– не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;
– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
– требовать соблюдения налоговой тайны.
6 Налоговые агенты как участники налоговых правоотношений.
1. Налоговые агенты- это лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщики перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогу
2. Налоговые агенты обладает теми эре правами,что и налогоплательщиц (плательщики сборов):
• получать от налоговых органов по месту учета бесплатную Информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборам об иных актах, содержащих нормы законодательства РФ о налогах сборах;
· а также о правах и обязанностях Налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных Лиц;
· получать от Налоговых Органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения за искательства РФ о налогах и сборах; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных ли излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
· представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично ли через своего представителя;
· представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснена по исчислению и уплате налогов, а также по проведенных налоговых проверок;
· получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов
· требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдении законодательства РФ о налогах и сборах при свершений ими действий в отношении налогоплательщиков;
не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц; требовать соблюдения налоговой тайны;
требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц и др.
|3.Налоговые агенты обязаны; .
· правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
· в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налогу налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
· вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в т. ч. персонально по каждому налогоплательщику;
· представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, не обходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные Налоги в том же порядке, который предусмотрен НК РФ для уплаты налога налогоплательщиками.
4. За неисполнение. Или ненадлежащее исполнение Возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ. Нормами данной статьи за нарушение этим участником налоговых правоотношений возложенных на него функций предусматривается наложение юридической санкции в виде взыскания штрафа в размере 20% от суммы не удержанного или не перечисленного налога.
7 Налоговые органы: правовые основы деятельности, система организации.
Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба по налогам и сборам (ФНС России) и ее территориальные подразделения на местах. Создание каких-либо иных налоговых органов, не входящих в единую централизованную систему ФНС России, не допускается. Правовой статус налоговых органов помимо НК регулируется Законом РФ «О налоговых органах», Положением о ФНС России и целым рядом ведомственных нормативных актов. ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия налоговому законодательству.
Основная цель деятельности налоговых органов – обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов.
Налоговые органы вправе: 1) требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; 2) проводить налоговые проверки; 3) производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, когда есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 4) вызывать в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений; 5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на их имущество; 6) определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках; 7) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений налогового законодательства; 8) взыскивать недоимки и пени; 9) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и налоговых агентов сумм налогов и пени; и др.
Для защиты фискальных интересов государства налоговым органам предоставлено право предъявлять в суды иски: а) о взыскании налоговых санкций; б) о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; в) о ликвидации организации; и т.д.
Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать налоговое законодательство; 2) осуществлять налоговый контроль; 3) вести учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; и др.
8 Полномочия иных контролирующих государственных структур и порядок их реализации. Лица, содействующие уплате налогов.
Реализация контрольных функций возможна лишь в том случае, если контролирующий орган наделен правом выполнять определенные действия, позволяющие добиваться решения стоящих перед ним задач. Предоставленное нормативным актом право совершать совокупность таких действий образует полномочия контролирующего органа. Полномочия составляют правовой инструмент выполнения контрольных функций.
Большинство полномочий контролирующих органов имеют типовой характер: осуществлять лицензирование, иметь доступ к объектам контроля, исследовать их, запрашивать и получать необходимые для контроля документы, давать предписания об устранении нарушений, приостанавливать деятельность объектов. Полномочия контролирующего органа являются составной частью правового механизма осуществления контроля. Механизм контроля включает в себя систему мер, позволяющих контролирующим органам:
1. получать необходимые сведения и лицах и организациях, занимающихся подконтрольной деятельностью, о самой деятельности и ее результатах;
2. выявлять отклонения от установленных правил и требований относительно субъектов, порядка осуществления и результатов деятельности;
3. принимать меры по пресечению нарушений указанных правил и требований
4. принимать меры для привлечения к ответственности лиц и организаций, виновных в нарушениях установленных правил и требований
Основными элементами механизма контроля на стадии получения сведений и выявления нарушений являются:
1. Получение сведений. Получение сведений о состоянии соблюдения установленных правил и требований включает в себя получение контролирующим органом соответствующей информации от контролируемых субъектов, от других государственных органов и негосударственных организаций. Такую информацию контролирующие органы получают от подконтрольных субъектов по собственной инициативе, по запросу контролирующего органа либо в силу предписания закона.
2. Проверка. Проверка является специфическим способом получения и оценки информации о деятельности контролируемого субъекта. Она включает в себя комплекс действий, направленных на получение указанных сведений, анализ и оценку всей полученной информации, составление итогового документа по результатам проверки. Проверка может включать в себя инвентаризацию имущества или сделок с имуществом, ревизию финансово-хозяйственной деятельности. Ревизия характеризуется полным и всесторонним исследованием всех документов бухгалтерского учета, всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия
3. Сертификация. Она бывает обязательной и добровольной. Обязательность сертификации определенных видов продукции и услуг устанавливают органы государства (оборудование по производству этилового спирта и алкогольной продукции). Органы Госстандарта и органы по сертификации осуществляют контроль за соответствием сертифицированных продукции и услуг и вправе приостанавливать или прекращать реализацию несоответствующих продукции и услуг, аннулировать действие сертификата.
9 Порядок установления, введения, изменения и отмены налогов и сборов.
Важным практическим аспектом формирования эффективной налоговой системы является совокупность действующих налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, а также регламентированный порядок установления и времени действия акта налогового законодательства (закона). От правильного понимания этого вопроса зависит правильное принятие решения налоговым органом или судом по отношению к налогоплательщику.
Действие актов налогового законодательства (закона) во времени включает три этапа, устанавливающие:
§ дату и порядок введения в действие акта налогового законодательства;
§ пределы действия во времени законов после вступления их в силу;
§ дату и порядок прекращения действия акта налогового законодательства.
Первый этап. По общему правилу, федеральный закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования в «Российской газете», за исключением тех случаев, когда законодатель не установит иной срок. Нередко в самом законе или во вводном законе к данному акту оговаривается разное время начала действия различных норм (статей или пунктов), содержащихся в этом законе.
Налоговым кодексом устанавливается, что акты налогового законодательства вступают в силу только через месяц со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода для соответствующего налога. Это правило распространяется только на действующие и уже установленные налоги. Если федеральные законы устанавливают иные налоги или сборы, а также если акты законодательства субъектов РФ вводят налоги, то они могут вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Следовательно, те налоги, у которых налоговый период — календарный год (например, НДФЛ, ЕСН налог на прибыль организаций и др.), могут быть изменены в течение года, но все изменения будут вступать в силу только с 1 января следующего года при условии, что изменения опубликованы до 1 декабря текущего года.
Порядок правового регулирования налогов, у которых налоговый период менее года и равен одному кварталу (например, водный налог) или месяцу (например, НДС и акцизы), может изменяться чаще. Кроме того, в соответствии с п. 1. ст. 5 НК изменение порядка правового регулирования сборов, по которым налоговый период не установлен, возможно по истечении одного месяца со дня опубликования акта соответствующего законодательства.
Второй этап. Введенный в действие закон обладает юридической силой вплоть до его отмены. При этом существует три варианта действия такого закона во времени:
перспективное действие — действие закона распространяется на юридические факты и отношения, возникающие после вступления его в силу в установленном порядке;
немедленное действие — действие закона распространяется на ранее и вновь возникшие правоотношения только с даты вступления такого закона в силу;
действие с обратной силой — действие закона распространяется на вновь возникшие правоотношения и правоотношения, которые возникли ранее, если они не ухудшают положение налогоплательщика. Данный вариант по отношению к налоговому законодательству является значимой гарантией обеспечения прав и законных интересов налогоплательщиков.
Вышесказанное положение можно рассматривать в соответствии с п. 2 ст. 5 НК, устанавливающей норму, согласно которой обратной силы не имеют следующие акты законодательства о налогах и сборах:
§ устанавливающие новые налоги и сборы;
§ повышающие налоговые ставки, размеры сборов;
§ устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах;
§ устанавливающие новые обязанности;
§ иным образом ухудшающие положения налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Кроме того, НК устанавливает два режима обратной силы законодательных актов, улучшающих положение налогоплательщика.
В первом случае в соответствии с п. 3 ст. 5 НК всегда имеют обратную силу законы:
1. устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах;
2. устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов.
Во втором случае (п. 4 ст. 5 НК) обратную силу могут иметь акты, прямо предусматривающие данную норму, если они:
1. отменяют действующие налоги и сборы;
2. снижают размеры ставок налогов и сборов;
3. устраняют обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
4. иным образом улучшают их положение.
Третий этап. При установлении даты отмены законодательного акта налогового характера следует непременно знать, полностью или частично данный акт перестает действовать. Также следует знать, что акт налогового законодательства может быть отменен прямо или косвенно. В случае прямой отмены законодатель четко определяет дату прекращения действия положений отмененного акта. При косвенной отмене действие старого акта налогового законодательства прекращается со дня вступления в силу нового акта.
Существует три варианта пределов прекращения действия актов законодательства о налогах и сборах:
1. отдельные нормы старого налогового закона продолжают регулировать налоговые отношения и после даты вступления в силу нового закона, при этом действие старого закона отменяется не полностью, т.е. отдельные его положения продолжают применяться в течение срока установленного в новом законе, что происходит параллельно с действием норм нового закона;
2. налоговый закон прекращает свое действие немедленно с даты отмены, а его действие прекращается сразу по всем отношениям, которые он ранее регулировал;
3. в отдельных случаях акты налогового законодательства прекращают свое действие досрочно, а правоотношения, которые ранее регулировались ими, начинают регулироваться новой нормой, которой законодатель в установленном порядке придал обратную силу.
Следовательно, федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются только Налоговым кодексом РФ в установленном порядке. Региональные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются Кодексом и законами субъектов РФ о налогах. Местные налоги устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Крайне важной нормой, определяющей признаки несоответствия нормативных правовых актов кодексу, а следовательно, их незаконности, являются положения ст. 6 НК. Акт признается несоответствующим НК РФ при наличии хотя бы одного из ниже перечисленных обстоятельств, если такой акт:
§ издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать такие акты, либо издан с нарушением установленного порядка их издания;
§ отменяет или ограничивает права участников налоговых правоотношений;
§ вводит обязанности, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ, или изменяет определенное им содержание обязанностей участников налоговых правоотношений;
§ запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;
§ запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;
§ разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;
§ изменяет установленные Налоговым кодексом РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников налоговых правоотношений;
§ изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Кодексе, либо использует их в ином значении, чем они используются в нем;
§ иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.
Признание нормативного правового акта несоответствующим Налоговому кодексу РФ осуществляется либо в инициативном порядке по решению органа, его издавшего, а также вышестоящего органа, либо в судебном порядке.
10 Понятие и состав элементов налогообложения. Назовите правовые последствия отсутствия хотя бы одного из элементов налогообложения
Элементы налогообложения— это внутренние исходные функциональные единицы, которые в своей совокупности составляют налог. Применительно к юридической конструкции сбора следует оперировать термином «элементы обложения», который в данном случае несет аналогичную смысловую нагрузку. Установление этих элементов в законе, т. е. буквальное их прописание в его тексте и порождает обязанность по уплате того или иного налога либо сбора.
Состав элементов налогообложения (элементов обложения) у всех налогов (сборов) одинаков, поэтому является универсальным. Однако определяются эти элементы в законодательстве, в большинстве своем, по каждому налогу (сбору) отдельно, поэтому могут совпадать лишь некоторые из них. В результате совокупность элементов юридической конструкции конкретного налога (сбора) становится сугубо индивидуальной, что и позволяет отличать налоговый платеж одного вида от другого.
В ст. 17 НК РФ определены общие условия установления налогов и сборов. В соответствии с ней, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
— объект налогообложения;
— налоговая база;
— налоговый период;
— налоговая ставка;
— порядок исчисления налога;
— порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения. Основываясь на теоретических положениях налогового права можно дополнить приведенный выше перечень элементов налогообложения. Полагаем, что в него в совокупности должны включаться следующие элементы:
1) субъект налога;
2) объект налога;
3) налоговая база;
4) масштаб налога;
5) налоговый период,
6) налоговая ставка;
7) порядок исчисления налога;
8) порядок и сроки уплаты налога;
9) налоговые льготы;
10) порядок зачета (возврата) переплаченного налога;
11) порядок принудительного взыскания недоимки;
12) порядок взыскания налоговых санкций.
В зависимости от того, является тот или иной элемент необходимым для установления обязанности по уплате налога как таковой, или используется в механизме налогообложения вообще, все элементы подразделяются на обязательные (существенные) и необязательные (факультативные).