Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений
Конституционный характер правового регулирования распространяется на широкую сферу отношений, составляющих предмет налогового права. На основе этого возникает двухуровневая система внутригосударственных источников налогового права: а) Конституция РФ и решения КС РФ, определяющие общие начала налогообложения; б) базирующееся на указанном конституционном слое налогового права собственно налоговое законодательство, в основе которого лежит НК РФ.
К источникам налогового права относятся не все акты КС РФ, а, прежде всего те постановления и определения, которые вынесены по итогам проверки конституционности нормативно-правовых актов или отдельных норм налогового права или толкуют те положения Конституции РФ, которые необходимы для уяснения значения отдельных норм и институтов налогового права.
Юридическая сила и место в иерархической структуре источников налогового права:
– решения Конституционного Суда РФ являются обязательными для всех правоприменителей;
– как акт конституционного контроля, представляет разновидность судебной практики;
– решения, являясь актами правосудия, обладают определенными характеристиками правоприменительного акта и одновременно приобретают черты нормативно-правового акта.
Правовые позиции КС РФ с одной стороны, придают решениям Конституционного Суда РФ юридические (нормативно-правовые) качества источников права, а с другой – предопределяют специфику данного вида правовых источников.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ –аргументированные, получившие обоснование в процедуре конституционного правосудия оценок и представлений по вопросам права в рамках решения, принятого по итогам рассмотрения конкретного дела.
Основные характеристики позиций Конституционного Суда РФ:
> итогово-обощающий характер.
> оценочная, аксиологическая природа правовых позиций.
> правовые позиции Конституционного Суда РФ – результат истолкования конкретных положений налогового законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений.
> концептуальный характер.
> общий характер.
> юридическая обязательность.
> правовые позиции Конституционного Суда РФ находятся в сложных взаимосвязях с корреспондирующими им правовыми позициями законодателя.
Виды правовых позиций:
1. по юридической форме – в рамках постановлений или определений.
2. по видам налогов – правовые позиции в области федеральных, региональных, местных налогов.
3. по сферам налоговых отношений – в сферах установления налогов, исполнения обязанности по уплате налога и сбора, налогового контроля.
Виды решений Конституционного Суда РФ:
1. Решения Конституционного Суда РФ по обоснованию и толкованию принципов налогообложения.
2. Решения по вопросу толкования ст. 57 Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов.
3. Решения о недопустимости придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах.
4. Решения о ясности и определенности правового регулирования в сфере налогообложения как необходимом условии соблюдения ст. 19 Конституции РФ.
5. Публично-правовой характер налогов и решения Конституционного Суда РФ об ответственности за налоговые правонарушения.
4 Понятие и виды участников налоговых правоотношений. Объясните различие в правовом статусе отдельных видов участников налоговых правоотношений.
Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами Нп, две группы общественных отношении, возникающих по поводу
· установления, введения и взимания налогов,
· в процессе осуществления налогового контроля, обжалования действии налоговых органов, действии (бездействия) должностных лиц, привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности.
Особенностью налоговых правоотношений является обязательное участие государства в лице уполномоченных органов в качестве одного из субъектов.
Структура НП включает в себя следующие элементы: объект, субъект и содержание.
Объектом НП являются денежные средства, которые должны быть внесены налогоплательщиком в бюджет или внебюджетный фонд в форме налога или сбора, либо взыскано принудительно налоговыми органами.
Субъекты НП это участники правоотношений регулируемых законодательство о налогах и сборах (ст. 9 НК РФ).
В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками НП являются; налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, налоговые органы, сборщики налогов – органы исполнительной власти и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов, а также контроль их уплаты, финансовые органы.
Содержание налоговых правоотношений как любого другого правоотношения рассматривается через права и обязанности субъектов правоотношении, причем права одних субъектов должны корреспондироваться с обязанностями других.
Основные признаки налоговых правоотношений.
- это общественное отношение, т.е. отношение между лицами (юридическими и физическими), имеющее общественную значимость.
- правовое отношение по поводу денежных средств, существующее (т.е. возникающее, развивающееся и прекращающееся) исключительно в сфере налогообложения.
Налоговое правоотношение представляет собой юр. связь субъектов таких правовых отношений посредством субъективных прав и юр. обязанностей. При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу, которое выступает в правоотношении в качестве, например, налогового органа и обладает определенными правомочиями. Носитель юр. обязанности является в правоотношении обязанным лицом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу гос-ва определенные юридически значимые действия (например, исполнить обязанность по уплате налога или сбора) либо воздержать от совершения каких-либо действий (например, воздержаться от нарушения норм налогового законодательства).
По субъектному составу налоговые правоотношения характеризуются как многосторонние. Согласно ст. 9 НК РФ участниками налоговых правоотношений являются налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые и иные уполномоченные государственные органы. Очевидно, этот перечень далеко не полный. К субъектам налогового права помимо лиц, указанных в ст. 9 НК РФ, следует отнести территориальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования); банки; представителей налогоплательщиков; организации, регистрирующие сделки и права, имеющие юридическое значение с точки зрения налогообложения, и др.