Понятие, виды и проблематика рассмотрения новых или вновь открывшихся обстоятельств уголовного дела.
Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, регламентированное гл. 49 УПК РФ, - особая универсальная стадия уголовного судопроизводства, эффективный способ проверки законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда, их пересмотра и устранения выявленных нарушений, надёжное средство обеспечения правосудности судебных решений как необходимого условия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.
В отличие от иных видов пересмотра судебных решений в связи с допущенными органами уголовного преследования и судом нарушениями закона, которые могли и должны были бы быть предотвращены и исправлены до вступления судебного решения в законную силу, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств осуществляется при выявлении таких обстоятельств, которые либо возникли уже после рассмотрения уголовного дела судом, либо существовали на момент рассмотрения уголовного дела, но не были известны суду, либо были известны суду, но намеренно либо в результате заблуждения или ошибки получили с его стороны оценку, не соответствующую фактическим обстоятельствам совершённого преступления.
В основном эти обстоятельства не обусловлены какими-либо упущениями и недостатками в работе суда, а также органов и должностных лиц, осуществлявших предварительное расследование и поддержание обвинения в суде, тем не менее они ставят под сомнение соответствие вынесенных по уголовному делу решений критериям законности, обоснованности и справедливости.
Иными словами, посредством возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств обеспечивается в основном не восполнение недостатков обвинительной и судебной деятельности, а возможность исследования тех фактических обстоятельств, которые уголовный закон признаёт имеющими значение для определения оснований и пределов уголовно-правовой ответственности, но которые в силу объективных или субъективных причин ранее не входили в предмет исследования по уголовному делу. Именно поэтому такой механизм может использоваться для устранения допущенных в ходе уголовного судопроизводства нарушений в тех случаях, когда неприменимы или были исчерпаны другие средства процессуально-правовой защиты, включая возможности апелляционного, кассационного и надзорного производства.
Вместе с тем возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств не предполагает обязательного предварительного прохождения уголовного дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях, что объективно свидетельствует об исключительно универсальной роли и месте в уголовном процессе этого института, образующего особую самостоятельную стадию уголовного судопроизводства.
Особое значение и роль института возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств заключается и в том, что, по сути, он является завершающим этапом уголовного судопроизводства, последней процессуальной возможностью устранения допущенных нарушений закона, восстановления ущемлённых в результате этого конституционных прав и свобод граждан, интересов правосудия.
О значительности недостатков рассматриваемого института объективно свидетельствует правовая оценка его норм, содержащаяся в некоторых решениях Конституционного Суда РФ, в частности в постановлении от 16 мая 2007 г. N 6-П, признавшим не соответствующими Конституции РФ положения п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 413, ст. 418 УПК во взаимосвязи со ст. 237 УПК, позволявших отказывать в возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств при установлении возникших после завершения досудебного производства фактических обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях осуждённого или оправданного признаков более тяжкого преступления, а также непосредственно не предусматривавших возвращение судом уголовного дела прокурору в целях изменения обвинения на более тяжкое, в том числе в связи с выявлением не существовавших на момент его формулирования фактических обстоятельств.
Генеральная прокуратура РФ, реализуя свои полномочия в сфере правотворческой деятельности, установленные ст. 9 Закона о прокуратуре, подготовила и направила в Правительство РФ, Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, а также иным субъектам права законодательной инициативы соответствующий проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в целях укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, исполнения решений Конституционного Суда РФ.
Законодатель учёл некоторые наши предложения в Федеральном законе от 26 апреля 2013 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - ФЗ N 64), в частности:
- суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, а также суды, принимающие решение о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, получили право возвращать прокурору уголовное дело для устранения препятствий его рассмотрения судом в том числе, если после направления уголовного дела в суд наступили новые общественно опасные последствия инкриминируемого обвиняемому деяния, являющиеся основанием для предъявления ему обвинения в совершении более тяжкого преступления (п. 1 ч. 1.2 ст. 237, п. 5 ст. 389.15, ч. 3 ст. 389.20, ч. 3 ст. 389.22, ч. 3 ст. 401.15, п. 6 ч. 1 ст. 412.11 и п. 1.1 ст. 418 УПК);
- определена процедура установления и продления срока производства предварительного следствия применительно к случаям возвращения уголовного дела прокурором, в том числе в связи с выявлением судом новых или вновь открывшихся обстоятельств (ч. 6.1 ст. 162 УПК);