Юридическая характеристика преступлений, связанных с недопущением экстремистской деятельности.
Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ).
Объектом данного преступления выступает политическая система Российской Федерации, нормальное функционирование конституционных органов власти, ее законных представителей.
Объективную сторону образуют публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Понятие экстремизма дается в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», принятом Государственной Думой 27 июня 2002 г.
В соответствии с данным ФЗ экстремистская деятельность включает в себя:
1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц, направленную на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
2) пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
Публичность означает, что призывы носят открытый, доступный для понимания характер и обращены к широкому кругу людей. Арифметический подход в оценке признания (или непризнания) публичности неприемлем. В каждом конкретном случае вопрос решается с учетом всех обстоятельств дела: места, времени, обстановки содеянного.
Призывы — это такая форма воздействия на сознание, волю и поведение людей, когда путем непосредственного обращения к ним формируются побуждения к определенным действиям. В данном случае призывы субъекта имеют конкретную цель — объединить граждан, активизировать их волю и направить поведение в русло прямого осуществления экстремистской деятельности.
Призывы субъекта при этом носят общий характер, т.е. не обращены персонально к кому-либо, в них нет конкретного содержания о месте, времени и способе совершения экстремистской деятельности. Этим они отличаются от подстрекательства к конкретному преступлению либо деятельности организатора, например по объединению толпы к осуществлению массовых беспорядков.
Преступление окончено с момента осуществления публичных призывов, независимо от того, достигли они своей цели воздействия на граждан или нет. Форма призывов может быть различной: устной, письменной, с использованием технических средств (громкоговорителей, микрофонов и т.п.), если они не выступают атрибутом средств массовой информации.
Квалифицированный вид данного преступления (ч. 2 ст. 280 УК РФ) предусматривает повышенную ответственность за совершение публичных призывов с использованием средств массовой информации (радио, телевидения, прессы).
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом, т.е. виновный сознает общественно опасный характер действий, связанных с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности, и желает действовать таким образом.
Мотивы могут быть различными: месть, корысть, идейное невосприятие конституционного строя и т.д. Не влияя на квалификацию, они учитываются при оценке общественной опасности содеянного и вынесении меры наказания.
Цель преступления вытекает из направленности действий, указанных в диспозиции статьи, — побудить граждан к осуществлению экстремистской деятельности.
Если действия, указанные в данной норме, совершаются гражданином России по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, то содеянное квалифицируется по совокупности с государственной изменой (ст. 275 УК РФ).
Субъектами преступления могут быть граждане России, иностранные граждане либо лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.
Организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ).
Основной объект организации экстремистского сообщества составляет комплекс общественных отношений, складывающихся вокруг и по поводу обеспечения гарантий равноправия граждан независимо от каких-либо демографических или социальных признаков как одной из основ конституционного строя РФ. Дополнительным объектом следует признать отношения, обеспечивающие общественную безопасность.
Экстремистское сообщество определяется уголовным законом как организованная группа лиц, созданная для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности. Согласно ч. 3 ст. 35 УК РФ организованной группой следует признавать устойчивую группу лиц, заранее договорившихся о совершении одного или нескольких преступлений. Признаками экстремистского сообщества являются:
а) наличие двух или более физических вменяемых лиц, достигших установленного законом возраста уголовной ответственности, в силу чего группа, образованная с участием только лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста или невменяемых, не может быть признана экстремистским сообществом;
б) наличие предварительного сговора на совершение преступлений; при этом соучастники могут договариваться о совершении преступлений все вместе или по отдельности, т.е. каждый может договариваться с последующим, который в свою очередь становится осведомленным о преступных намерениях группы;
в) наличие фигуры организатора и (или) руководителя, который создает группу, осуществляя подбор участников, распределяет роли между ними, устанавливает дисциплину, обеспечивает целенаправленную, спланированную и слаженную деятельность как группы в целом, так и каждого ее участника;
г) устойчивость группы как оценочный признак, о наличии которого с учетом всех обстоятельств дела могут свидетельствовать такие признаки, как стабильность состава, тесная взаимосвязь между членами группы, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее существования и количество совершенных преступлений, цель совместного совершения многих преступлений в течение продолжительного времени;
д) наличие особой цели, в качестве таковой выступает совершение или подготовка преступлений экстремистской направленности.
С объективной стороны преступление состоит в создании, руководстве (ч. 1 ст. 282.1 УК РФ) или участии (ч. 2 ст. 282.1 УК РФ) в экстремистском сообществе.
Создание экстремистского сообщества предполагает совершение любых действий, результатом которых стало образование организованной устойчивой группы в целях совершения преступлений экстремистской направленности. Они могут выражаться в сговоре, приискании соучастников, финансировании, приобретении оружия и т.п. Создание сообщества является в соответствии с ч. 1 ст. 282.1 УК РФ оконченным преступлением независимо от того, были ли совершены планировавшиеся им преступления или нет. В тех случаях, когда активные действия лица, направленные на создание экстремистского сообщества, в силу их своевременного пресечения правоохранительными органами либо по другим независящим от этого лица обстоятельствам не привели к возникновению группы, они должны быть квалифицированы как покушение на создание экстремистского сообщества.
Под руководством экстремистским сообществом следует понимать принятие решений, связанных как с планированием, материальным обеспечением и организацией преступной деятельности группы, так и с совершением ею конкретных преступлений.
Создание и руководство экстремистским сообществом предполагают факт непосредственного участия в нем, в связи с чем действия организаторов или руководителей подлежат квалификации только по ч. 1 ст. 282.1 УК РФ и не требуют дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ.
Участие в экстремистском сообществе представляет собой не только непосредственное участие в совершаемых им преступлениях, но и выполнение членами сообщества иных активных действий, направленных на его финансирование, обеспечение оружием, транспортом, подыскание объектов для преступления и т.п. Участие в сообществе всегда должно быть активным и деятельным, оно не может выражаться в простом бездейственном членстве в сообществе. Участие в сообществе следует считать оконченным преступлением, когда лицо не просто даст согласие на вступление в него, а обязательно подкрепит свое согласие конкретной практической деятельностью, выполнит любые действия, вытекающие из факта принадлежности к сообществу. Действия лиц, не состоявших членами экстремистского сообщества и не принимавших участия в совершенных им преступлениях, но оказавших содействие сообществу в его преступной деятельности, следует квалифицировать по ст. 33 и соответствующей части ст. 282.1 УК РФ.
С субъективной стороны анализируемое преступление характеризуется виной в форме умысла. Лицо осознает, что создает, руководит или участвует в организованной группе для совершения преступлений экстремистской направленности, и желает совершить действия, вытекающие из целей такой группы. Мотивы и цели совершения преступления могут быть различными и, не влияя на квалификацию, учитываются в процессе индивидуализации уголовного наказания.
Субъект преступления общий — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Квалифицирующим признаком организации и участия в экстремистском сообществе закон признает использование субъектом своего служебного положения (ч. 3 ст. 282.1 УК РФ).
Примечание к ст. 282.1 УК РФ содержит поощрительную норму, на основании которой лицо, добровольно прекратившее участие в экстремистском сообществе, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Организация деятельности экстремистской организации (282.2 УК РФ).
Основной объект преступного посягательства — незыблемость основ конституционного строя России, безопасность государства. Дополнительные объекты — интересы правосудия, а также гарантированные Конституцией права и свободы граждан.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистской организацией признается общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным этим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Экстремистская организация, в отличие от экстремистского сообщества, это легально созданная в предусмотренных законом формах организация, которая уже в процессе своего функционирования выходит за рамки законной деятельности.
Экстремистские организации, предусмотренные ст. 282.2 УК РФ, могут быть коммерческими или некоммерческими, созданными в форме юридического лица или не являться юридическими лицами.
Объективная сторона преступления характеризуется активными действиями по организации или участию в запрещенной судом экстремистской организации. Состав преступления формальный; оно окончено с момента выполнения виновным предусмотренных в ст. 282.2 УК РФ действий независимо от того, какие последствия может повлечь за собой функционирование организации.
Уголовная ответственность по ст. 282.2 УК РФ наступает только в случае продолжения деятельности организации после вступления в силу решения суда о ликвидации организации или запрете ее деятельности; продолжение деятельности после ее приостановления не может быть квалифицировано по ст. 282.2 УК РФ и влечет административную ответственность согласно ст. 20.2.1 КоАП РФ «Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности». Когда ликвидация организации или запрет ее деятельности были осуществлены судом либо в результате судебной ошибки, либо в результате преднамеренного вынесения неправосудного решения, с позиций принципа вины в уголовном праве организация деятельности или участие в деятельности такой организации не является преступлением.
С субъективной стороны анализируемое преступление характеризуется виной в форме умысла. Умыслом организаторов и участников должны охватываться все обстоятельства совершения преступления: и экстремистский характер осуществляемой деятельности, и факт наличия вступившего в силу судебного решения о запрете деятельности или ликвидации организации.
Субъект организации деятельности экстремистской организации — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, причастное к деятельности этой организации. Если судебное решение о ликвидации или запрете деятельности организации не исполняется государственным служащим, служащим органа местного самоуправления или служащим государственного или муниципального учреждения, которые не являются членами запрещаемой организации, то их противодействие исполнению судебного решения квалифицируется по ст. 315 УК РФ.
Примечанием к ст. 282.2 УК РФ установлена специальная поощрительная норма, согласно которой лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности экстремистской организации, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
52.Злоупотребление и превышение должностными полномочиями – уголовно-правовая характеристика составов.
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)
Объективная сторона преступления – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства может выражаться в подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.
При решении вопроса о том, являются ли нарушения существенными, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т. п.
Субъективная сторона выражается в умысле (прямом или косвенном) и мотиве – корыстной или иной личной заинтересованности.
Субъект – специальный (должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФ лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления.