Крестьянское фермерское хозяйство.
4.1. Легальное понятие крестьянского фермерского хозяйства содержится в п. 1 ст. 86.1 ГК: крестьянским (фермерским) хозяйством признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
Сущностные черты, которые определяют содержание правил, регулирующих правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства:
- крестьянское (фермерское) хозяйство является договорным объединением лиц, основанным на личном трудовом участии;
- участники крестьянского (фермерского) хозяйства - граждане, как правило, не являющиеся профессиональными коммерсантами;
- участники крестьянского (фермерского) хозяйства несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам созданного ими юридического лица.
4.2. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства определяется ГК и специальным законом. Существенное значение имеет договорное регулирование отношений в крестьянском (фермерском) хозяйстве. Пределы свободы в определении содержания отношений участников крестьянского (фермерского) хозяйства следует признать достаточно широкими.
Очевидно, что с учетом обозначенных выше сущностных характеристик, а также местоположения правил в ГК (правила следуют за положениями о полном товариществе) крестьянское (фермерское) хозяйство по своей природе близко к полному товариществу. Подобный вывод допускает применение к крестьянским (фермерским) хозяйствам по аналогии закона правил о полном товариществе. Вместе с тем следует признать, что применение аналогии в значительной степени должно быть осторожным, поскольку полное товарищество - это объединение профессиональных коммерсантов, чего не усматривается в крестьянском (фермерском) хозяйстве, которое представляет собой объединение, основанное скорее на трудовом участии, что сближает таковое с производственным кооперативом - непрофессиональным объединением по так называемому цеховому признаку. С учетом изложенного представляется оправданным выборочное применение правил о полном товариществе и производственном кооперативе, при этом критерием выбора должно служить существо оцениваемого вопроса: если речь идет об осуществлении предпринимательского промысла, представляется оправданным применение правил о полном товариществе; если же речь идет об организации внутренних отношений, связанных управлением делами хозяйства, уместным представляется применение правил о производственном кооперативе.
4.3. Поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство является договорным объединением граждан, следует предположить, что в нем нет органов юридического лица, права и обязанности хозяйство приобретает непосредственно через своих участников.
Функцию общего собрания (высшего органа управления) в крестьянском (фермерском) хозяйстве выполняют все участники. По общему правилу для целей управления принцип пропорциональности не применяется, каждый участник имеет один голос.
Функцию исполнительного органа юридического лица вправе осуществлять любой из участников.
4.4. Законом не установлены требования к минимальному капиталу крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с тем, что участники такового несут субсидиарную ответственность по его долгам. Капитал хозяйства может выполнять функцию распределения количества голосов (если в соответствии с договором будет введен принцип пропорциональности), являться инструментом распределения положительных или негативных результатов деятельности хозяйства.
4.5. Правовое положение участников крестьянского (фермерского) хозяйства определяется в соответствии с законом и договором. В силу отсутствия значимого нормативного регулирования допустимо определение правового положения таковых на основании общих положений ГК о корпорациях и по аналогии закона с полными товариществами и производственными кооперативами. Следует предположить, что члены крестьянского (фермерского) хозяйства имеют право выйти из хозяйства, состав членов не может измениться помимо воли членов. Вместе с тем представляется, что правила о прекращении юридического лица в связи с выбытием одного из его участников, присущие полным товариществам, применению не подлежат.