Церковная организация и церковное право XVI-XVII вв.

В XVI-XVII веке церковь как социально-политический институт достигла своего полного расцвета.

Система церковных органов:

1. Патриарх (с 1589 г.).

2. Освященный собор - - собрание высших иерархов Русской православной церкви в XV - XVII в

3. Епископы в епархиях.

4. Священники в приходах и игумены в монастырях.

5. ! С 1649 г. создан Монастырский приказ - государственный орган с административными и судебными функциями в отношении церкви.

Основные направления в церковной жизни:

1) Политическая роль церкви возрастала: в 1589 г. в России учреждается патриаршество и русская церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматривалась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе).

2) Государство пытается установить ограничить политическую независимость Церкви.Соборным уложением был учрежден монастырский приказ. Монастырский приказ – государственный орган с административными и судебными функциями в отношении церкви. Принятие на себя государством дел, ранее относящихся к церковной юрисдикции, означало ограничение государством власти церкви.

3) Государство пытается церковные землевладения.Церковь в XV—XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограни­чить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри. В 1580 г. монастырям запрещается покупать вотчины у служилых людей (дворян), принимать их в заклад и на "помин души''. Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация "белых" монастырских, патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах.

4) Проводится реформа религиозного культа – церковная реформа патриарха Никона. Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в России обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленныхстарообрядческих течений.

В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

1. Редактирование текстов Священного Писания и богослужебных книг

2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов

3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца).

4. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).

5. Изменено число просфор на проскомидии .

ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО:

Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).

Церковью регламентировалось: церковное право, преступления против церкви, жизнь духовенства, семейное право.

Стоглав 1551 года

Стоглав – сборник решений Собора 1551 г. по церковным вопросам. Стоглав в XVI-XVII вв. был основным кодексом, определявшим жизнь представителей духовенства и их взаимоотношения с обществом и государством.

Стоглав был принят на соборе, созванном по инициативе правительства. В состав Собора вошли: представители церкви: митрополит Макарий, игумены, весь Освященный собор, и представители государства: Царь Иван IV, члены боярской думы. Собор был созван с целью проведения церковной реформы. Царь стремился подчинить себе церковь, посредством секуляризации церковных земель и распространения светской судебной власти на духовенство. Эти цели не были достигнуты. Собор заседал с февраля по май 1551 г. В результате был принят Стоглав.

Источники Стоглава:

Ø Библия.

Ø Церковные уставы.

Ø Кормчая книга.

Ø Византийское каноническое право.

Содержание Стоглава.

1) Нормы религиозные; гл. 1-17, 25-36, 39-52, 70-74, 77-91, 95-100.

2) Нормы государственного права: гл. 53-69.

3) Нормы гражданского права: гл. 75-76.

4) Нормы семейного права: гл. 18-24.

5) Нормы уголовного права: гл. 37, 38, 92,93,94.

Семейно-брачное право по Стоглаву и другим источникам того времени: обычное право, домострой.

1) Вступление в брак только с согласия родителей;

2) Брачный возраст: 15/12 лет;

3) Заключение брака только в церкви с разрешения епархиального архиерея;

4) Допущение максимум трех браков;

5) Основания для развода: прелюбодеяние, длительное отсутствие супруга, неспособность супруга к исполнению супружеских обязанностей, пострижение в монахи.

6) Устанавливалась власть мужа над женой и детьми: право закладывать жену, право наказывать жену, обязанность жены следовать за мужем, то же самое в отношении детей.

7) Имущество супругов считалось общим, супруг не вправе без согласия жены пользоваться приданным.

Право в XVI-XVII вв.

Общая характеристика права Московской Руси: XV-XVII вв..

Особенности развития права в периоды централизации и в период сословно-представительной монархии:

1) Большое разнообразие источников права;

2) Приоритет частных актов над общими;

3) Появление сборников права: Судебник 1497, Судебник 1550, Стоглав 1551, Соборное уложение 1649 г.

4) Стремление законодателя урегулировать как можно больше сфер общественных отношений;

5) Преимущественное регулирование в уголовной сфере.

6) Выделение норм гражданского права в самостоятельную отрасль.

Основные источники права в этот период:

Ø Княжеское (царское) законодательство (грамоты и указы);

Ø Приговоры Боярской Думы

Ø Отраслевые распоряжения приказов: Указная книга поместного приказа, Указная книга земского приказа.

Ø Общерусские кодексы: Судебник 1497, Судебник 1550, Соборное уложение 1649 г.

Ø Сборники законов по общей тематике – уставы. Устав о таможенных пошлинах, Новоторговый устав 1667 г.

Ø Частные акты: духовные грамоты, жалованные грамоты, уставные грамоты.

29. Судебник 1550 года

Наши рекомендации