Общественный строй в период феодальной раздробленности

Общество еще не разделилось на сословия. Сохранялись группы населения, которые существовали на предыдущем этапе: феодалы, свободные крестьяне (смерды), полусвободные закупы, и несвободные холопы. Существовало также городское население и церковные люди: монахи и священники.

Наиболее интересная социальная структура сформировалась в Великом Новгороде.

Социальная структура в ВН в период феодальной раздробленности:

1. Бояре – крупные феодалы, владельцы земель, населенных крестьянами (смердами) (крупные участки). Занимались торговлей и ростовщичеством. Занимали выборные гос должности, кроме должности князя.

2. Купцы – торговцы. Объединялись в корпорации – сотни. Те купцы, который торговали с заграницей – назывались гости. А их корпорация называлась – гостиная сотня.

3. Духовенство – свободные, привилегированные, священники и монахи

4. Житьи люди – владели землей с крестьянами (средние участки), занимались торговлей и ростовщичеством

5. Своеземцы – владели землей без крестьян (маленькие участки), сдавали землю в аренду или обрабатывали сами.

6. Ремесленники– занимались ремеслами

7. Смерды – свободные крестьяне-общинники, обязаны платить подати в пользу государства

8. Подлые люди – разного рода поденные рабочие, грузчики, дворовые люди (лично свободные, но не имеют собственности)

9. Половники - люди, работающие из половины урожая. Делились на изорников (пахарей) и кочетников (рыболовов).

10. Закупы – лица, работавшие на хозяина, который предоставил им займ-купу. Работой он возмещал только проценты займа.

11. Холопы– рабы.

Вопрос: какие новые категории населения появляются в период ФР?

13. Церковь в период феодальной раздробленности

Основные тенденции развития Церкви в период феодальной раздробленности:

1) Ослабление центральной церковной власти и усиление местной светской власти в отношении епископов и епархий.

В период феодальной раздробленности центр церковной жизни из Киева перемещается в удельные княжества. Так же как и в период Киевской Руси, в эпоху феодальной раздробленности православная церковь делилась на епархии, но во многом это деление носило уже формальный характер. Архиерей (епископ, глава епархии) попадал в двойное подчинение: с одной стороны, он был подвластен киевскому митрополиту, который посвящал его в сан, с другой — удельному князю, которому принадлежало право выдвижения кандидата в архиереи епархии, находившейся на территории его княжества. Собор епископов лишь утверждал кандидата, выдвинутого удельным князем. Князь даже получал с епископа ежегодную дань и мог согнать с епархии епископа, который пришелся ему не по вкусу.

2) Появление «раздробленности в церковном культе.

Феодальной раздробленности соответствует и крайняя раздробленность церковного культа. Тот или иной княжеский двор, та или иная удельная боярская вотчина становится не только экономическим и политическим, но и религиозным центром зависимой от нее области. Каждая область чтит своего святого, своего покровителя. И в данной местности культ своего святого выступает на первое место. Так, например, в Новгороде преимущественно поклоняются святой Софье, Псков считает своим покровителем пресвятую троицу, Москва в честь богородицы строит Успенский собор и считается городом богородицы. Помимо общехристианских святых удельные княжества стремятся заручиться поддержкой собственных покровителей и создают своих святых. Владимир приобщает к лику святых Александра Невского, Суздаль — княгиню Ефросинью, Тверь — князя Михаила.

3) Рост количества монастырей и рост монастырского землевладения.

В этот период наблюдается быстрый рост монастырей, количество которых уже в домонгольский период доходило до 70. Благодаря щедрым дарам князей с XII в. устанавливается такое положение, когда каждый монастырь имеет уже значительное хозяйство, большие земельные угодья, крестьян, обрабатывающих эти земли. Таким образом, и в этот период русская православная церковь продолжала усиливать свое положение крупнейшего феодала.

4) Перенесение митрополии русской православной церкви из Киевского княжества во Владимиро-Суздальское.

В период ФР произошло перенесении митрополии из Киевского княжества во Владимиро-Суздальское. Ввиду разрушения кафедрального собора и упадка значения Киева как политического центра после его разгрома татаро-монголами (1240), в 1299 году митрополит Киевский Максим перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме; в конце 1325 года местопребыванием Киевских и всея Руси митрополитов стала Москва.


Наши рекомендации