Общественный строй в период Древней Руси

1. Население Древней Руси носило очень разнообразный характер. В этот период еще не сформировались четкие сословия или классы.

2. Все население делилось на две большие части: свободное население и несвободное население. Выделялась также категория полусвободных. Свободные люди делились на привилегированных и непривилегированных.

3. Категории населения:

a. Феодалы: князья, бояре, княжьи мужи – свободные, привилегированные люди, лица, обладающие государственной властью и большими земельными владениями.

b. Огнищане и тиуны – свободные, привилегированные люди, лица, занимающие должности управленцев у феодалов.

c. Посадские люди – свободные, непривилегированные, жители посада (города) – ремесленники, купцы.

d. Духовенство – свободные, привилегированные, священники и монахи

e. Смерды – свободные, непривилегированные, земледельцы.

f. Закупы – полусвободные лица, работающие на других людей в оплату полученного займа (купы).

g. Холопы – несвободные лица, рабы.

Критерии деления на привилегированные и непривилегированные группы

1. Уголовно-правовой критерий: за убийство обычного (непривилегированного) субъекта уплачивалась одинарная вира (штраф), а за убийство привилегированного субъекта выплачивалась двойная вира (двойной штраф)

2. Гражданско-правовой критерий: наследовать имущество после смерти обычного субъекта могли только сыновья, а наследовать имущество после смерти привилегированного субъекта могли и сыновья, и дочери.

Церковь в период Древней Руси

1. Принятие христианства. В 988 году произошло крещение Руси. В результате на Руси была создана церковная организация.

Церковная организация

· Вся территория Древней Руси стала Киевской митрополией Византийской православной Церкви.

· Сама Древнерусская митрополия территориально делилась на епархии. Всего за Х — первую половину ХIII в. в Киевской митрополии было учреждено 16 епархий.

· В епархиях создавались монастыри и храмы с приходами. Однозначных сведений о действовавших тогда храмах и монастырях не существует.

Церковные органы

a) Митрополит – высший церковный орган, назначался византийским патриархом (затем великим князем), распространял власть на всю Киевскую митрополию.

b) Епископы – высший орган власти в епархиях.

c) Игумены (настоятели) - управленцы в монастырях /Священники – управленцы в приходах

3. Права церкви.Церковь получила от государства право на:

1) на приобретение земель, населенных смердами,

2) на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении "церковных людей", дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы), пошлины за которые передавались церкви

3) на специальный налог в свою пользу – церковную десятину

Право в период Древней Руси

С возникновением на территории восточного славянства классового общества и государственности стало развиваться и право.

Источниками права в этот период были:

Обычаи.

Обычаи были основным источником права в Древней Руси. Обычай – это правило поведения, сложившееся в обществе в результате многократного повторения. Обычаи в Древней Руси регулировали: семейные отношения, гражданские отношения, уголовные отношения. Примером обычаев того времени выступает обычай кровной мести.

Договоры Руси с Византией.

Древнерусское государство активное взаимодействовало с Византийским государством. Между ними были даже заключены международные договоры. Известны Договоры Руси с Византией 907, 912, 945 и 972 гг. Договоры регулировали: торговые отношения между Русью и Византией, правовое положение русских купцов на территории Византии, правовое положение византийских купцов на территории Древней Руси, порядок привлечения к ответственности за уголовные преступления, порядок разрешения гражданско-правовых споров.

Церковные уставы Русских князей.

Церковные уставы русских князей – это источники церковного права государственного происхождения. То есть: они исходили от государства (князя), а регулировали церковные отношения. Церковные уставы регулировали следующие виды отношений: Брачно-семейные отношения, Преступления против нравственности и семьи, Преступления против церкви.

Кормчая книга

Кормчая книга – сборник церковных правил и относящихся к ним государственных законов, принятый православной русской и другими славянскими церквами от Византии. Нормы Кормчей книги регулировали церковные отношения.

Русская Правда.

Русская Правда – первый письменный сборник права Древней Руси, регулировавший гражданские, уголовные и процессуальные отношения.

Русская правда

1. Понятие.Русская Правда – первый письменный сборник права Древней Руси, регулировавший гражданские, уголовные и процессуальные отношения.

2. Общая характеристика РП.

a. Редакции РП.

В результате тщательного и длительного исследования все списки были сгруппированы в три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Эти редакции отражают различный уровень в становлении и развитии древнерусского права.

b. Источники РП.

i. Обычаи.

ii. Судебная практика.

iii. Уставные грамоты русских князей.

c. Структура РП:

i. Деления на статьи не было

ii. Деления на отрасли права не было

  1. Гражданское право: в Русской Правде есть нормы о вещном праве, обязательственном праве, наследственном праве. Упомянутые договоры:купля-продажа, займ, кредитование, личный найм, хранение, поручение. Договор составлялся при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. Регламентировалось наследование по закону.
  2. Уголовное право.Преступление по Русской Правде понималась какОбида, т.е. причинение морального или материального вреда.Виды преступлений: 1) Против личности (например, убийство), 2) против имущества (например, татьба – кража). Цели наказания– возмещение вреда, возмездие. Виды наказаний: 1) поток и разграбление – т.е. конфискация имущества и выдача преступника в холопы, 2) вира – т.е. штраф за убийство, выплачиваемый в пользу государства, 3) головничество - штраф за убийство, выплачиваемый в пользу родственников убитого, 4) продажа – штраф за другие преступления (не убийство) в пользу государства, 5) урок – штраф за другие преступления (не убийство) в пользу потерпевшего.
  3. Судебный процесс.

a. Судебный процесс носил состязательный характер. Он начинался только по инициативе суда, стороны в нем обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным. На суде могли присутствовать как сами стороны, так и их родственники.

b. Следствие включало три стадии:

i. Заклич – стадия, на которой объявлялось о совершившемся преступлении

ii. Свод – стадия, на которой лицо, у которого обнаружили вещь указывал от кого он её получил.

iii. Гонение следа – стадия, на которой происходил поиск доказательств и преступника по его следу.

c. Система доказательств

i. Свидетельские показания (видоки и послухи)

ii. Вещественные доказательства (поличное)

iii. Ордалии (испытание огнем, водой, железом)

iv. Присяга.


Наши рекомендации