Особенности расследования преступлений, совершаемых организованными преступными сообществами.

В криминалистической литературе под организованной преступностью понимается система взаимодействующих преступных групп1. В соответствии уголовным законодательством Российской Федерации совершаемая преступными группами преступная деятельность рассматривается как соучастие в преступлении (ст. 32 УК РФ).

По степени организованности все существующие в настоящее время преступные группы можно разделить на несколько видов:

1. Случайная преступная группа. Она включает двух и более лиц, случайно объединившихся для совместного совершения преступления без предварительного сговора (ч. 1 ст. 35 УК РФ).

2. Преступная группа типа компании. Включает лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления (ч. 2 ст. 35 УК РФ). Эти группы более организованны, сплоченны, в них еще нет единого лидера, но уже имеется ядро из наиболее активных и авторитетных членов.

3. Организованная преступная группа. Данная группа имеет устойчивый, стабильный состав лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК РФ). В ней имеется свой лидер, строгое распределение ролей, действует жесткая дисциплина, вырабатываются свои нормы поведения. Вся деятельность группы ориентирована на совершение преступлений. Члены такой группы обладают преступным опытом и опытом общения с правоохранительными органами, а также знают приемы следственной и оперативной работы.

4. Преступная организация, сообщество. Преступное сообщество является наиболее опасной формой организованной преступной деятельности, созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 4 ст. 35 УК РФ). Оно состоит из отдельных организованных преступных групп и возглавляется сильным лидером, подчинившим себе руководителей этих групп.

В настоящее время правоохранительные органы при расследовании уголовных дел данной категории нередко сталкиваются с активным противодействием преступных структур процессу расследования. Наиболее распространенными способами противодействия расследованию являются:

· подкуп, запугивание, насилие в отношении потерпевших, свидетелей, членов их семей;

· незаконные действия защитников обвиняемых, подозреваемых;

· воздействие на ход расследования через коррумпированных лиц государственных органов власти и средства массовой информации;

· воздействие на судей в целях принятия ими решений, выгодных обвиняемым.

· Обстоятельствами, подлежащими установлению при расследовании преступлений, совершенных преступными организациями, являются:

· 1) факт совершения преступления организованной преступной группой;

· 2) характеристика организованной преступной группы (время и условия ее формирования; место дислокации преступной группы; руководитель и состав группы, характеристика членов преступной группы, наличие профессиональных преступников; вооруженность и техническая оснащенность группы; преступная специализация; преступные связи с другими организованными преступными группами и т.п.);

· 3) характер, обстоятельства преступной деятельности организованной преступной группы (какие совершены преступления, место, время, способ, орудия, обстоятельства их совершения; какие преступления намечались для совершения; места хранения похищенного; способы сокрытия следов преступления и т.п.);

· 4) распределение ролей в преступной деятельности между членами организованной преступной группы, виновность каждого участника в совершенных преступлениях.

· 5) характер и размер вреда, причиненного преступной деятельностью организованной группы;

· 6) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяний, смягчающие и отягчающие наказание;

· 7) обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений.

104. Первоначальный этап расследования нарушений правил охраны труда.

При расследовании возможно проведение следующих следственных действий:

1) осмотр места происшествия и трупа;

2) судебно-медицинская экспертиза трупа;

3) выемка и осмотр технической и иной документации;

4) допрос потерпевших;

5) судебно-медицинская экспертиза потерпевших, получивших повреждения;

6) допросы очевидцев происшествия;

7) допрос лиц, отвечающих за состояние промышленной безопасности и соблюдение правил техники безопасности на данном предприятии.

На первоначальном этапе расследования назначается экспертиза по технике безопасности, проводится следственный эксперимент, следует как можно быстрее провести осмотр места происшествия, так как его обстановка на предприятии очень быстро меняется вследствие производственных процессов.

В случаях, когда поступившее сразу же после происшествия сообщение содержит факты, указывающие на наличие состава преступления, в качестве первоначальных следственных действий планируются осмотр места происшествия и трупа (при смертельном исходе), изъятие и осмотр документов, назначение судебно-технической экспертизы, освидетельствование и судебно-медицинская экспертиза пострадавшего, его допрос (при возможности), допросы очевидцев происшествия и иных свидетелей, а также лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности. Если с момента происшествия до получения следователем информации о нем проходит значительно время, то первоочередными задачами являются тщательное изучение поступивших материалов, ознакомление с характером деятельности предприятия, технологическими процессами и особенностями производства, изучение действующих в конкретной отрасли и на данном предприятии правил охраны труда. Когда поступившая в следственные органы информация не содержит конкретных фактов, свидетельствующих о нарушении правил охраны труда, следователь проводит предварительную проверку. С этой целью он может истребовать необходимые документы, получить объяснения пострадавших и очевидцев происшествия, должностных лиц предприятия. При необходимости выяснения тех или иных вопросов следователь вправе обратиться к соответствующим специалистам. Существенную помощь в решении вопроса о возбуждении уголовного дела, а равно о направлении расследования и выяснении обстоятельств происшествия? оказывают материалы ведомственного расследования. Эти материалы содержат фактические данные об обстановке места происшествия, обстоятельствах несчастного случая, анализ его причин, выводы о лицах, ответственных за соблюдение техники безопасности на объекте, что дает следователю возможность безотлагательно решить вопрос о возбуждении уголовного дела и приступить к планированию расследования.

105. Судебные экспертизы при расследовании нарушений правил охраны труда.

Если в результате несчастного случая работник погиб либо получил телесные повреждения, следователь назначает судебно-медицинскую экспертизу, на разрешение ко торой могут быть поставлены вопросы о причинах смерти, времени ее наступления, механизме образования и тяжести телесных повреждений. В зависимости от конкретных обстоятельств расследуемого дела эксперту могут быть заданы также вопросы: находился ли пострадавший в момент несчастного случае в со стоянии алкогольного опьянения; были ли у него медицинские противопоказания к занятию определенными видами деятельности; могли ли данные телесные повреждения возникнуть при обстоятельствах, указанных пострадавшим; каковы размеры стойкой утраты общей трудоспособности работника. Для решения ряда существенных вопросов расследования подобных дел требуются специальные познания в области охраны труда, в связи с чем по делам данной категории следует признать необходимым назначение судебно-технологической экспертизы. Как правило, на ее разрешение ставятся вопросы о том, каковы причины несчастного случая, имело ли место нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, каких именно, кто ответственен за их соблюдение, имеется ли с технической точки зрения причинная связь между нарушением этих правил и наступившими последствиями. Если уголовное дело возбуждено по факту нарушения правил безопасности труда, то перед экспертом может быть поставлен вопрос о возможных последствиях допущенных нарушений. При необходимости ему задаются и иные вопросы, обусловленные конкретными обстоятельствами расследуемого события, например о механизме происшествия, о соответствии технологических процессов, производственных операций либо отдельных действий работника правилам техники безопасности, об условиях, способствовавших совершению преступления, если для их выяснения требуются специальные познания. По делам о преступных нарушениях правил безопасности труда могут проводиться и иные экспертизы. Так, для выявления подделок в документах, установления исполнителя записей либо подписей от имени определенных лиц назначаются технико-криминалистическая экспертиза документов и почерковедческая экспертиза; для установления механизма и технических причин повреждения деталей и узлов агрегатов - металловедческая экспертиза. С целью установления механизма образования следов, идентификации орудий (например, рабочего инструмента, использованного пострадавшим) по следам на обработанных деталях проводятся трасологические исследования.

106. Первоначальный этап расследования преступных нарушений требований пожарной безопасности и поджогов.

Поступает сигнал о пожаре при крайне ограниченных данных, а иногда и при неизвестности его причин и последствий. Немедленно начинает действовать пожарная команда (у нее свои конкретные задачи ликвидировать пожар, не дать ему распространиться на другие объекты путем применения технических средств и специальных методов деятельности). Она учитывает нужды следствия только в тех пределах, которые возможны в данных экстремальных условиях (спасение жизни людей, животных и материальных ценностей). Из совокупности этих компонентов и складывается специфика организации и тактики расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности.

На первоначальном этапе расследования этой категории дел возможны две следственные ситуации:

причина пожара неизвестна и причина пожара известна. При первой наиболее типичные общие версии:

имел место поджог;

пожар явился результатом преступного нарушения противопожарных правил;

пожар возник в результате неосторожного обращения с огнем;

пожар возник от природных явлений.

В этой ситуации характерны следующие первоначальные следственные действия: осмотр места пожара, допрос потерпевших, материально ответственных, очевидцев и других лиц, назначение пожарно-технической и иных необходимых экспертиз, розыск подозреваемого, обыск, освидетельствование и допрос подозреваемого. Последующими следственными действиями будут назначения некоторых иных экспертиз, допрос обвиняемого, допрос свидетелей, очные ставки, обыск, следственный эксперимент и другие.

При второй ситуации, если причина пожара достоверно установлена, выдвигаются частные версии о мотивах и целях поджога, личности преступника и другие. Если лицо, виновное в совершении поджога, неизвестно, при планировании расследования необходимо прежде всего произвести допросы, обыски и освидетельствования, что поможет быстрее его установить. Установление поджигателя существенно облегчает проверку остальных версий. В этой ситуации первоначальным следственным действием является допрос заявителя, а затем производится осмотр места пожара, допрос очевидцев и иных лиц, розыск подозреваемого, его обыск и допрос. Последующими действиями будут назначение пожарно-технической и иных экспертиз, допрос обвиняемого, очные ставки, обыск, следственный эксперимент и другие.

107. Судебные экспертизы при расследовании преступных нарушений требований пожарной безопасности и поджогов.

К числу первоначальных следственных действий по делам о пожарах относится и назначение экспертиз. Судебно-медицинская экспертиза назначается, если во время тушения пожара или при осмотре места происшествия обнаружены трупы и пострадавшие люди. Наряду с обычными для судебно-медицинской экспертизы вопросами должны быть поставлены и следующие специальные вопросы:

1) имеются ли на теле потерпевшего повреждения, не связанные с пожаром, были они нанесены при жизни или образовались посмертно;

2) содержится ли в крови карбоксигемоглобин (его отсутствие указывает на то, что смерть потерпевшего непосредственно с пожаром не связана);

3) есть ли ожоги и другие следы, характерные для термического воздействия;

4) какой степени ожоги имеются у потерпевшего и др.

Определяющее значение для установления причин пожара имеет заключение пожарно-технической экспертизы, посредством которой устанавливаются:

а) очаг пожара, пути распространения огня;

б) причина возникновения пожара, факты, связанные с поджогом или нарушением правил пожарной безопасности;

в) пожароопасные свойства тех или иных веществ, вероятность загорания от них;

г) механизм возникновения пожара;

д) возможность его возникновения от конкретных источников (двигателей транспортных средств, солнечной энергии, электросварочных работ, костров, отопительных установок, короткого замыкания, удара, трения и пр.);

е) состояние средств пожаротушения;

ж) орудия, использованные для совершения поджога, и др.

Пожарно-техническая экспертиза проводится сотрудниками пожарно-испытательных станций управлений пожарной охраны, ЦНИИПО, экспертно-криминалистических подразделений МВД, УВД, а также экспертами НИИ и лабораторий судебной экспертизы Минюста России.

В ходе расследования при необходимости проводятся:

1) криминалистическая экспертиза материалов и веществ;

2) электротехническая экспертиза;

3) судебно-химическая экспертиза;

4) трасологическая экспертиза;

5) судебно-психиатрическая экспертиза.

Первая направлена на выявление следов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; определение природы неизвестных источников зажигания; установление причин оплавления проводов и кабелей, характера термического воздействия на металлоконструкции и др. Вторая на выяснение режима работы электроустановок до возникновения пожара; установление причин воспламенения электроприборов; определение надежности средств электрозащиты и др. Третья на выяснение качественной и количественной характеристик сгоревшего предмета, определение следов горючих веществ. Четвертую назначают в целях идентификации человека по следам рук или обуви, определения особенностей походки поджигателя по оставленной им "дорожке" следов ног, а также для решения вопроса, составляли ли обнаруженные на месте пожара и изъятые у подозреваемого объекты единое целое. Судебно-психиатрическая экспертиза назначается для установления вменяемости подозреваемого (обвиняемого), если у него замечены расстройства психики, например пиромания.

108. Первоначальный этап расследования преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Тактика первоначальных следственных и розыскных действий:

1. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия.

Осмотр производится в любой ситуации, независимо от времени, прошедшего с момента события, и является важным способом собирания доказательств.

В ходе осмотра решаются следующие задачи:

· получение данных относительно обстановки места происшествия, информативного материала для выдвижения следственных и розыскных версий;

· выяснение механизма и характера ДТП, роли каждого участника (моделирование дорожно-транспортного происшествия);

· обнаружение, закрепление и изъятие следов ДТП на дороге, транспортном средстве, трупе;

· фиксация и предварительная экспресс-проверка технического состояния транспортного средства.

До выезда на место происшествия следователь выполняет ряд действий подготовительного характера, в число которых могут быть включены следующие:

а) выдача работникам органа дознания заданий, распоряжений относительно принятия мер по охране места происшествия, сохранению обстановки на нем, организации объезда, установлению очевидцев ДТП, оказанию помощи пострадавшим, розыску водителя и транспортного средства;

б) подготовка технико-криминалистических средств для обнаружения, закрепления, предварительного исследования, изъятия и сохранения следов и вещественных доказательств. Для этого, прежде всего, используются возможности подвижной криминалистической лаборатории, укомплектованной необходимыми техническими средствами. Кроме того, в ходе осмотра могут применяться видеозаписывающая аппаратура; геодезические приборы (например, буссоль ПАБ-2, теодолит ТТ-3, эклиметр) - для измерения углов на дорожном участке; тепловые аэродромные машины - для растапливания снега в период снегопада в целях поиска следов происшествия на грунте; портативные эхолоты, гидролокаторы - для измерения глубины водоема и обнаружения на его дне транспортных средств, затонувших при переправе по льду, мосту или на пароме.

Объектами осмотра являются:

1) местность, прилегающая к месту ДТП;
2) дорога;
3) транспортные средства;
4) труп.

Последовательность осмотра определяется ситуацией, сложившейся на данный момент: если на месте катастрофы находится труп пострадавшего, целесообразно начать с него, с тем чтобы психологически обеспечить работу следственной группы и сосредоточить внимание на других объектах.

Осмотр прилегающей местности проводится с целью ориентирования места ДТП в окружающей обстановке относительной ближайшего километрового указателя, населенного пункта, какого-либо объекта, а также определения границ осмотра, размер которых зависит от конкретных условий и ситуации развития события. На данном этапе осмотра производится ориентирующая фото-или видеосъемка места происшествия.

Осмотр дороги включает в себя обзорное, узловое и детальное исследование проезжей части, краевой полосы, обочины, кювета, обреза, следов, оставленных транспортным средством, водителем, потерпевшим. При этом в протоколе фиксируются:

а) сведения о дороге: размеры ее элементов, характер покрытия и состояние проезжей части (асфальтовое, грунтовое, сухая, гололед), наличие или отсутствие дорожной разметки, знаков, пешеходного перехода. В ряде случаев, например, в ситуации опрокидывания автомобиля, возникает необходимость измерения поперечного и продольного уклонов дороги или радиуса поворота;

б) сведения об условиях, обеспечивающих водителю видимость по ходу движения транспортного средства: наличие лесопосадок, заборов, рекламных плакатов и других препятствий, ограничивающих обзорность дороги и прилегающих к ней участков; наличие или отсутствие осветительных приборов, состояние метеоусловий на момент осмотра;

в) сведения о следах, оставленных транспортным средством: следах-отображениях рисунка протектора при вращении колес, при их торможении («юзе»), кожуха редуктора заднего моста, карданного вала, следах волочения потерпевшего, следах-веществах (кровь, горюче-смазочные материалы, куски грунта, осыпавшиеся из-под крыльев в момент удара и т.д.), следах-предметах (детали транспортного средства, груз из его кузова, осколках стекол, ободки фар и т.п.).

Особенно важно исследовать при осмотре тормозной след, что позволит правильно определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, размер полного остановочного пути. По характеру следа, оставленного колесом автомобиля, можно установить ряд обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

Особое значение для выяснения механизма происшествия имеет определение места столкновения транспортных средств. О нем свидетельствуют следы качения, продольного и поперечного скольжения шин, следы от деталей транспортного средства, места скопления осколков стекол и пластмасс, частиц пыли и грязи, осыпавшихся с нижних частей транспортного средства при ударе, разлившихся жидкостей (масла, антифриза, воды), а также следы, оставленные на дороге предметами, отброшенными в результате удара, выпавшим грузом.

Имеет значение и характеристика повреждений, полученных автомобилями, их расположение на проезжей части после ДТП;

г) сведения о следах ног потерпевшего или водителя, имеющие в ряде случаев доказательственное значение: по дорожке следов можно определить направление движения пешехода, характер действий водителя после происшествия.

Осмотр транспортного средства производится с целью:

а) установления его вида и отличительных знаков, принадлежности (по внешним признакам и документам, имеющимся в кабине);

б) определения состояния органов управления (положение рычагов переключения передач, ручного тормоза, планетарного механизма гусеничной техники, указателей поворотов, клавишей электроприборов, показание спидометра, других приборов);

в) выявления следов происшествия (вмятин, поврежденных приборов, объектов биологического происхождения, частиц краски с другого транспортного средства, волокон одежды потерпевшего на выступающих частях транспортного средства, на элементах его ходовой части: колесах, гусеницах, катках);

г) установления признаков нахождения за рулем определенного человека (следов пальцев рук на рычагах органов управления транспортным средством, следов-наложений волокон одежды на водительском сиденье, почвы с подошв обуви на педалях сцепления, тормоза и акселератора);

д) проверки технического состояния, т.е. определения работоспособности систем, влияющих на безопасность движения: тормозной системы (рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной), рулевого управления, внешней сигнализации и освещения, трансмиссии и ходовой части. При необходимости, например, в ситуации выпадения людей из кабины или кузова, проверяется система запирания дверей, борта.

2. Розыск транспортного средства и водителя, скрывшегося с места происшествия.

3. Выемка одежды потерпевшего.

Для выяснения механизма происшествия и других обстоятельств следователь производит выемку одежды потерпевшего, на которой могут иметься следы транспортного средства. Исследование одежды позволяет установить наличие или отсутствие на ней:

а) следов ударов частями транспортного средства (в том числе, повреждения ткани предметов одежды); в ряде случаев контуры загрязнений и повреждений ткани служат основанием для идентификации определенной части машины (отпечатки клыка бампера, решетки радиатора и т.д.);

б) следов-наложений частиц лакокрасочного покрытия транспортного средства;

в) следов горюче смазочных материалов;

г) следов-отображений протектора шин колес.

Выемка одежды потерпевшего производится на основании постановления следователя в лечебном учреждении либо в морге, куда направлен труп пострадавшего.

4. Допросы участников события и очевидцев:

а) Допрос водителя.

б) Допросы свидетелей-очевидцев происшествия, потерпевшего предполагают получение ответов на вопросы, которые по своей направленности могут быть сведены в четыре группы.

5. Судебно-медицинская экспертиза потерпевшего. На разрешение эксперта в зависимости от ситуации ставятся следующие вопросы:

При необходимости совместного исследования тела пострадавшего и следов на его одежде, а также решения вопроса о причинении телесного повреждения конкретной частью указанного транспортного средства назначается комплексная судебно-медицинская и криминалистическая экспертиза.

6. Судебно-медицинская экспертиза на предмет установления алкогольного либо наркотического опьянения водителя.

109. Судебные экспертизы при расследовании преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Судебно-медицинская экспертиза потерпевшего. На разрешение эксперта в зависимости от ситуации ставятся следующие вопросы:

1) каковы характер и локализация следов и повреждений на одежде и теле потерпевшего?

2) каков механизм образования повреждений (удар, сдавление, сотрясение и т.д.)? Не могли ли повреждения возникнуть при падении на дорогу без соприкосновения с транспортным средством?

3) какова последовательность причинения повреждений, в каком положении находится потерпевший в момент травмы по отношению к машине?

4) все ли повреждения на трупе причинены одновременно или имели место два наезда?

5) какова давность происхождения повреждений (прижизненные, посмертные)?

6) где располагается место травмирующей силы и каково ее направление?

7) какова степень тяжести телесных повреждений?

8) какова причина смерти пострадавшего?

9) не страдал ли пострадавший каким-либо заболеванием, например, заболеванием органов зрения или слуха?

10) употреблял ли потерпевший (незадолго до смерти) спиртные напитки, наркотические или токсические вещества?

При необходимости совместного исследования тела пострадавшего и следов на его одежде, а также решения вопроса о причинении телесного повреждения конкретной частью указанного транспортного средства назначается комплексная судебно-медицинская и криминалистическая экспертиза.

6. Судебно-медицинская экспертиза на предмет установления алкогольного либо наркотического опьянения водителя.

На разрешение экспертов могут быть поставлены следующие вопросы:

1) находится ли водитель в состоянии алкогольного (наркотического, токсического) опьянения, если да, то какова степень опьянения?

2) подтверждаются ли объективно показания водителя о количестве принятых алкогольных напитков (наркотических или токсических средств) и о времени, прошедшем с момента их последнего приема?

Виды следственных экспериментов по делам о ДТП:

1. Проверка возможности восприятия субъектом (водителем, потерпевшим, свидетелем) какого-либо явления, пешехода, иного препятствия. В основном проводится проверка на возможность визуального восприятия, на видимость водителем появляющегося препятствия (например, пешехода из-за преграды) в том числе, в условиях ослепления светом фар встречного транспорта.

Может проводиться эксперимент на возможность услышать в определенной обстановке шум двигателя, звукового сигнала.

2. Определение времени движения транспортного средства или пешехода между конкретными точками на пути их следования (например, с момента обнаружения опасности до момента наезда, столкновения).

На практике фактическую скорость движения транспорта или пешехода в предаварийной ситуации установить трудно, поэтому задача, как правило, состоит в определении нижней и верхней границ скорости их движения, что достигается многократностью опытных действий.

3. Установление возможности проезда конкретного транспортного средства под данной аркой, мостом, ином месте с ограниченным пространством, а также возможности осуществить там определенный маневр.

4. Установление механизма столкновения транспортных средств, наезда, взаиморасположения участников движения в момент происшествия относительно друг друга и дороги.

5. Установление механизма образования следов происшествия (вмятин, царапин) на транспортном средстве, на других объектах (дорожных элементах, деревьях);

6. Определение опытным путем длины тормозного пути конкретного транспортного средства при заданной скорости движения.

7. Проверка технического состояния отдельных систем и механизмов транспортного средства (например, одновременности срабатывания тормозов колес, правильности регулировки света фар в различных режимах).

4. Назначение экспертиз Автотехническая экспертиза.

Используя возможности, которыми располагает эксперт-автотехник, следователь может выяснить ряд обстоятельств, имеющих значение для дела, которые по предметному признаку делятся на четыре группы.

1) Обстоятельства, характеризующие механизм дорожно-транспортного происшествия или отдельные его элементы. Экспертное исследование направлено при этом на определение:

· величины скорости движения транспортного средства перед началом торможения,

· величины тормозного и полного остановочного пути транспортного средства,

· времени преодоления транспортным средством определенного участка дороги,

· момента возникновения опасности для движения, которая требовала от водителя принятия мер по предотвращению происшествия.

2) Исследование действий участников дорожно-транспортного происшествия. Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

· каким образом водитель должен был действовать в сложившейся дорожной обстановке?

· имел ли водитель техническую возможность (с учетом индивидуальных психологических особенностей) предотвратить происшествие с момента, когда он должен был и мог предвидеть возникновение опасности для движения?

· какие именно действия по управлению транспортным средством могли предотвратить ДТП и какими именно нормами Правил дорожного движения они предусмотрены?

3) Обстоятельства, характеризующие техническое состояние транспортного средства. Основная цель исследования - установление причинно-следственной связи между техническим состоянием и механизмом ДТП. С целью выяснения этой группы обстоятельств формируются следующие вопросы:

· каково техническое состояние тормозной системы, рулевого управления или других систем транспортного средства;

· каковы причина и время возникновения технической неисправности определенных систем или агрегата транспортного средства;

· можно ли было обнаружить техническую неисправность до момента происшествия;

· имеется причинная связь между обнаруженной неисправностью транспортного средства и происшествием;

· располагал ли водитель технической возможностью предотвратить ДТП при установленном в ходе экспертизы техническом состоянии транспортного средства.

4) Исследование обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия. В рамках этой группы вопросов может быть произведено:

· уточнение значений коэффициентов, имеющих значение для производства расчетов по управлению транспортным или иным средством, по определению скорости движения транспортного средства, тормозного и остановочного пути (коэффициентов сцепления, замедления, сопротивления качению);

· определение условий видимости поверхности дороги и встречного транспортного средства, а также обзорности с места водителя, имевших место в момент ДТП 1.

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств проводится с целью исследования объектов биологического происхождения, следы которых обнаружены при осмотре места происшествия, на транспортном средстве. На предмет определения групповой принадлежности объектов изучения на экспертизу направляются следы крови, мозгового вещества, иных тканей организма человека, его волос. В принципе возможно проведение идентификационных исследований указанных объектов.

Экспертиза следов-наложений микрочастиц текстильных волокон, красок и других веществ органического и неорганического происхождения (криминалистическая экспертиза веществ, материалов и изделий из них). Задачей экспертизы является установление факта контактного взаимодействия частей транспортного средства и одежды (тела) потерпевшего. При этом устанавливается наличие микрочастиц одного объекта на другом, например, волокон ткани одежды потерпевшего на бампере (облицовке радиатора, корпусе фары и т.д.) транспортного средства, либо частиц лакокрасочного покрытия кабины (кузова) транспортного средства на предметах одежды пострадавшего; выясняется природа и локализация микрочастиц.

Судебно-товароведческая экспертиза проводиться с целью установления материального ущерба, причиненного юридическому или физическому лицу, в результате повреждения транспортного средства или каких-либо предметов (часов, одежды), а также определения пригодности к дальнейшему использованию груза, поврежденного при аварии.

Судебно-трасологические экспертизы. Объектами исследований являются следы пальцев рук, ног и обуви человека, автомобильных шин, траков гусеничного транспорта, частей разделенных предметов. Для решения задач идентификационного и неидентификационного характера могут проводиться следующие экспертизы:

а) установление целого по частям.

б) экспертиза следов транспортных средств. При этом решаются следующие вопросы:

· имеются ли на одежде потерпевшего следы колес транспортного средства;

· шиной какой модели образован след, обнаруженный на месте происшествия;

· не оставлен ли обнаруженный на месте происшествия след шины одним из колес данного транспортного средства;

· в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы шин на одежде потерпевшего.

в) дактилоскопическая экспертиза:

· не оставлен ли след руки (пальца, ладони), обнаруженный на рулевом колесе (рычаге переключения передач, приборном щите), данным лицом;

· в результате таких действий (касания, захвата и т.д.) оставлены следы рук, ладоней.

г) экспертиза следов ног и обуви (дорожки следов ног):

· обувью какого типа и размера оставлены следы на месте происшествия;

· не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, обувью, изъятой у данного лица;

· как передвигался потерпевший (медленным, скорым шагом, бегом) перед наездом на него транспортного средства.

Судебно-ботаническая и почвоведческая экспертизы проводятся с целью идентификационных исследований растений и почвы с места происшествия и их частиц, которые обнаружены на колесах, крыльях и других частях автомобиля, скрывшегося с места происшествия и обнаруженного в ходе розыскных действий.

Судебно-психологическая экспертиза проводится при возникновении сомнений в профессиональной пригодности водителя с точки зрения индивидуально-психологических особенностей и отвечает на вопросы:

· каково время скрытной двигательной реакции водителя;

· соответствует ли уровень профессиональных навыков водителя требованиям возникшей ситуации.

Ситуалогическая экспертиза представляет собой комплексную экспертизу по исследованию места происшествия с целью реконструкции события дорожной аварии. Экспертиза является эффективным средством исследования сложных событий, характеризующихся участием нескольких потерпевших. При этом предметом изучения являются вся обстановка места происшествия и комплекс следов на нем.

110. Розыск скрывшегося водителя и транспортного средства при расследовании преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

В ситуации, когда водитель на управляемом им транспортном средстве с целью избежания ответственности за содеянное скрылся с места происшествия, перед следователем в числе первоочередных становится задача установить их местонахождение, а затем доказать причастность водителя к совершению данного дорожно-транспортного происшествия. Путем опроса очевидцев события, изучения следов, оставленных на месте происшествия, следователь выясняет приметы автомобиля, направление его движения, а затем, в зависимости от конкретной ситуации, совместно с работниками ГИБДД или ВАИ организует и реализует следующие розыскные действия:

1) ориентирование органов ГИБДД, ВАИ о совершенном происшествии, о приметах водителя и транспортного средства;

2) преследование транспортного средства в возможном направлении его движения;

3) поиск транспортного средства в близлежащих населенных пунктах, прочесывание местности;

4) выставление постов в местах предполагаемого появления водите

Наши рекомендации