Тема 2.1. Криминалистическая техника
Юриспруденция и ПОНБ
Модуль 1. Теоретические и методологические основы криминалистики
Вопросы к семинару 1:
1. Понятие, предмет, методы и задачи криминалистики.
2. Система криминалистики.
3. Место криминалистики в системе юридических наук.
4. Источники и принципы криминалистики.
5. Криминалистическая идентификация.
6. Криминалистическая диагностика.
Задания на самостоятельную подготовку к занятию:
Изучить пособие «Криминалистическая фотосъемка и видеозапись : учеб. пособие / А. Л. Мишуточкин, Р. И. Гадельшин ; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. — Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2014. — 96 с.
2. На сайте alexmishut.ucoz.com найти учебные фильмы в разделе «Криминалистическая фотография и видеозапись» и внимательно их просмотреть, отдельные главные моменты законспектировать;
Модуль 2. Криминалистическая техника
Тема 2.1. Криминалистическая техника
Практическое занятие 3
1.Обсуждение выполненных фототаблиц и план-схем, разбор недостатков и установление причин их появления.
2.Решение ситуационных задач.
Контрольное тестирование
Задания на самостоятельную подготовку к занятию:
1. Сфотографировать человека по правилам опознавательной (сигналетической) фотосъемки.
2. Изготовить три опознавательных (сигналетических) фотоснимка (правый профиль, анфас, левый полупрофиль (разворот в ¾) в масштабе 1/7 натуральной величины, размером 6х9 см.
Опознавательная (сигналетическая) съемка применяется в деятельности органов внутренних дел в основном для запечатления внешнего облика живых лиц, совершающих преступления в целях их уголовной регистрации, розыска и опознания, а также для фиксации внешности неопознанных трупов с целью установления их личности по признакам, которые индивидуализируют человека.
Методические рекомендации по выполнению задания
В криминалистической классификации различают следующие группы таких признаков:
- общефизические (пол, возраст, рост, расовая принадлежность);
- анатомические (статические) характеризующие наружное строение тела человека, его частей и покрова;
- функциональные (динамические) признаки, характеризующие динамический стереотип движений человека. Это привычные, автоматизированные движения и положения тела человека и его отдельных частей /походка, осанка, жестикуляция, мимика и др.;
- сопутствующие - приметы одежды и других предметов, которыми человек часто пользуется в силу необходимости или привычки (очки, слуховые аппараты, костыли, ювелирные украшения и т. п. )
Одним из способов запечатления внешнего облика человека является его описание по методу “словесного портрета”. Выполнение задания практикума по данной теме требует усвоения основных положений габитоскопии, а также правил опознавательной (сигналетической) фотосъемки.
Опознавательный фотоснимок должен быть изготовлен в 1/7 натуральной величины и содержать три погрудных фотоснимка: правого профиля, анфас /спереди/ и 3/4 поворота головы вместе с корпусом вправо. При съемке в профиль линия, проходящая через козелок и внешний угол глаза, должна образовывать с линией горизонта угол в 15 градусов. При съемке в анфас /спереди/линия, проходящая через зрачки глаз должна быть параллельна линии горизонта. При съемке лица с поворотом вправо должна отчетливо просматриваться левая ушная раковина.
Объектив фотоаппарата должен быть расположен на уровне глаз фотографируемого. Фотографирование объекта следует производить на однородном светло-сером фоне, расположенном в 1 -1, 5 метрах от фотографируемого, с использованием рассеянного освещения (объект съемки должен быть освещен со всех сторон; тени не допускаются). На фотоснимке в анфас /спереди/ измеряется расстояние между центрами зрачков глаз, которое у взрослого человека равно примерно 70 мм, на фотоснимке оно будет 10 мм. В альбоме снимки размещаются в следующей последовательности: правый профиль -слева, в анфас /спереди/ в средине, 3/4 поворота головы (левый полупрофиль) –справа; фотографии располагаются вплотную одна к другой и на одной линии(ориентироваться по линии глаз, подбородка и макушки головы).
Задание на самостоятельную подготовку к занятию:
1.В жилом помещении, где проживает студент либо в учебной аудитории, в которой проводится занятие провести осмотр и составить описательную часть протокола помещения.
Примечание: примерный образец протокола осмотра места происшествия можно скачать по ссылке: http://alexmishut.ucoz.com/load/inye_materialy/primernyj_variant_protokola_omp_garazhavtomobil/10-1-0-196
2. Образцы описания отдельных объектов в процессуальных документах доступны на сайте alexmishut.ucoz.com по ссылке: http://alexmishut.ucoz.com/load/inye_materialy/opisanie_obektov_v_processualnykh_dokumentakh/10-1-0-121
3.На сайте alexmishut.ucoz.com найти учебные фильмы в разделе «Трасология», а именно – «Трасология», «Галилео. Криминалистика 6. Трасология», и внимательно их просмотреть, отдельные главные моменты законспектировать.
Трасология.
Вопросы к семинару 1:
1. Понятие и система трасологии.
2. Понятие и классификация следов в криминалистике.
3. Криминалистические правила обнаружения, фиксации и изъятия следов.
4. Микрообъекты: понятие, классификация, обнаружение, фиксация и изъятие.
Задание на самостоятельную подготовку к занятию
1.На сайте alexmishut.ucoz.com найти учебные фильмы в разделе «Трасология», а именно – «Галилео. Криминалистика 1. Дактилоскопия (часть 1 и 2)», «Физические способы выявления следов рук», «Дактилоскопирование трупа», «Дактилоскопирование живых лиц», внимательно их просмотреть, отдельные главные моменты законспектировать.
2. Подготовить к практическому занятию 2 и принести с собой для проведения занятия: мыло (можно одно на несколько человек), влажные салфетки, старые газеты, несколько листов белой бумаги формата А4.
Вопросы к практическому занятию 2:
1. Кожный покров человека и его основные свойства.
2. Строение, классификация и детали папиллярных узоров.
3. Обнаружение, фиксация, изъятие и предварительное исследование следов кожного покрова человека.
4. Правила дактилоскопирования живых лиц и трупов.
Задания (выполняются в учебной аудитории)
1. Изготовить пробные отпечатки пальцев на листах чистой бумаги.
2. Изготовить отпечатки ногтевых фаланг пальцев рук на дактилоскопической карте и отпечатки ладоней на дактокарте.
3. Выявить следы пальцев рук на различных поверхностях физическим способом
Материальное обеспечение
Типографская краска (или гуашь) черного цвета 3 тюб.
Валики дактилоскопические 15 шт.
Стеклянные пластины 13х18 см 15 шт.
Дактилоскопические карты 30 шт.
Бумага писчая 30 л.
Ножницы 10 шт.
Линейки миллиметровые 15 шт.
Бутылки из различного материала (стекло, поликарбонат) 20 шт.
Порошки дактилоскопические, кисти 15 шт.
Задание на самостоятельную подготовку к занятию
1. Определите типы папиллярных узоров, сделайте их схематическую зарисовку и подпишите
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
2. Подпишите каждую деталь папиллярного узора в соответствии с номером
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
6.____________________________________________
7.____________________________________________
8.____________________________________________
9.____________________________________________
10.___________________________________________
11.___________________________________________
12.___________________________________________
13.___________________________________________
14.___________________________________________
15___________________________________________
16.___________________________________________
3.На сайте alexmishut.ucoz.com найти учебный фильм в разделе «Трасология», а именно – «Классификация следов орудий взлома и их осмотр», внимательно его просмотреть, отдельные главные моменты законспектировать.
Вопросы к семинару 2
1. Классификация следов и орудий взлома.
2. Обстоятельства, которые могут быть установлены при изучении следов и орудий взлома на месте происшествия.
4. Подготовка и назначение экспертизы следов и орудий взлома.
5. Заслушивание доклада (сообщения)
Задание на самостоятельную подготовку к занятию:
1. Осмотреть обнаруженный на месте происшествия любой инструмент (гвоздодер, топор, стамеску, и т.п.). Изучить признаки рабочей части инструмента, характеризующих тип (вид) инструмента, размеры и форму граней, а также признаки, индивидуализирующие данный экземпляр инструмента (заусенцы, вмятины, выбоины и т.п.).
2. Осмотреть вдавленные следы и следы трения (скольжения), выявить в них микрообъекты (загрязнения, краску и т.п.), изучить особенности (заусеницы, выбоины и т.д.) рабочей части инструмента. Определить форму (конфигурацию) следа и произвести его измерение.
3. Произвести схематическую зарисовку предмета с указанием всех размеров.
4. Описать орудие взлома в виде фрагментов протоколов осмотра.
5. Выполнить детальную фотосъемку объекта и его рабочей части масштабным способом.
6. Вынести постановление о назначении экспертизы.
7. На сайте alexmishut.ucoz.com найти учебный фильм в разделе «Трасология», а именно – «Следы ног» внимательно его просмотреть, отдельные главные моменты законспектировать.
Вопросы к семинару 3:
1. Дорожка следов ног и ее элементы. Детали отдельного следа обуви.
2. Фиксация следов ног и транспортных средств.
3. Особенности назначения экспертиз.
4. Заслушивание доклада «Обстоятельства, которые могут быть установлены при изучении следов ног человека и следов транспортных средств на месте происшествия».
Задание на самостоятельную подготовку к занятию:
1. В любом удобном месте оставить дорожку следов ног.
2. Осмотреть дорожку следов ног.
3. Измерить основные элементы походки, отобразившихся в дорожке следов обуви и в отдельном следе. Составить схематическую зарисовку дорожки следов и отдельного следа. Указать на схемах результаты измерений. Составить фрагмент протокола осмотра следов ног.
4. Определить по следам обуви с использованием справочных данных роста, направления движения, скорости передвижения, пола пешехода.
5. Выполнить детальную фотосъемку дорожки следов методом линейной панорамы и отдельного следа обуви масштабным способом. Произвести необходимые измерения, составить схематическую зарисовку следов с указанием результатов измерений по одной из следующих схем:
6. Вынести постановление о назначении судебной экспертизы по следам ног.
7. На сайте alexmishut.ucoz.com найти учебные фильмы в разделе «Криминалистическое оружиеведение), а именно – Баллистика. История криминалистики, Возможности судебно-баллистической экспертизы, Галилео. Криминалистика 5. Судебная баллистика, Оружейная криминалистика - внимательно их просмотреть, отдельные главные моменты законспектировать.
Задания (выполняются в учебной аудитории)
1. Осмотреть стреляные пули и гильзы. Установить по ним вид оружия.
2. Выполнить детальную фотосъемку объектов со следами масштабным способом.
3. Произвести процессуальное оформление результатов осмотра (фрагмент протокола осмотра; схемы донышка, корпуса гильзы, пули и следов на них; упаковка пули и гильзы).
4. Вынести постановление о назначении экспертизы по фабуле.
5. На схеме гильзы укажите образованные следы следы.
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________
6._____________________________
Материальное обеспечение:
Гильзы – 30 шт;
Пули – 30 шт;
Лупы криминалистические – 30 шт;
Масштабные линейки – 30 шт.
Штангенциркули – 10 шт;
Микроскопы МБС-10 – 2 шт;
Практическое занятие 3
1. Разбор выполненных лабораторных работ.
2. Опрос обучаемых по пройденному материалу.
3. Решение ситуационных задач.
4. Заслушивание докладов (сообщений)
5. Контрольное тестирование
Задание на самостоятельную подготовку к занятию:
1. На сайте alexmishut.ucoz.com найти учебные фильмы в разделе «Криминалистическая документология», - внимательно всех их просмотреть, отдельные главные моменты законспектировать.
Задания (выполняются в учебной аудитории)
1. Изучить признаки, характерные для подлинных бланков и денежных знаков.
2. Установить признаки полной подделки в документах.
3. Составить фрагмент протокола осмотра полностью поддельного документа.
4. Осмотреть документы с целью выявления признаков частичной подделки.
5. Выполнить детальную фотосъемку объектов масштабным способом.
6. Составить описательную часть протокола осмотра документов с признаками частичной подделки.
7. Вынести постановление о назначении технико-криминалистической экспертизы документов.
Материальное обеспечение
1. Документы с признаками полной подделки 30 экз.
2. Документы с признаками частичной подделки: подчистки, травления, смывания, дописки, переклейки фотографий, с оттисками поддельных штампов (печатей), замены листов по 30 экз.
3. Общегражданские паспорта с признаками частичной подделки 30 экз.
4. Лупы криминалистические 2,5-кратные 15 шт.
5. Атлас цветов 5 шт.
6. УФО 2 шт.
7. Линейки миллиметровые 30 шт.
8. Микроскопы МБС-10 2 шт.
9. Цифровой фотоаппарат 2 шт.
10. Масштабные линейки 15 шт.
Задание на самостоятельную подготовку к занятию:
1. На сайте alexmishut.ucoz.com найти учебные фильмы в разделе «Габитоскопия», - внимательно всех их просмотреть, отдельные главные моменты законспектировать.
Содержание работ, подлежащих выполнению
1. Составить розыскные ориентировки друг на друга. Пользуясь полученным описанием, которое зачитывает преподаватель, произвести узнавание человека.
Вопросы к практическому заданию 3:
1.Методика собирания информации о признаках внешности неизвестных лиц, скрывшихся с места происшествия.
2.Особенности поиска лиц по признакам их внешности в многолюдных местах.
Содержание заданий, подлежащих выполнению
По описанию внешности произвести поиск лица на указанной территории. При нахождении лица следует обменяться паролями и контрольными карточками. Карточку необходимо доставить преподавателю.
Практическое занятие 4:
1. Разбор выполненных лабораторных работ.
2. Опрос обучаемых по пройденному материалу.
3. Решение ситуационных задач.
4. Заслушивание докладов (сообщений)
Задание на самостоятельную подготовку к занятию:
На сайте alexmishut.ucoz.com найти учебные фильмы в разделе «Одорология», а также в разделе «О работе криминалистов» фильм «Фоноскопия» - внимательно всех их просмотреть, отдельные главные моменты законспектировать.
Содержание работ, подлежащих выполнению
В виде ролевой игры по специальной фабуле произвести осмотр места происшествия в помещении (квартира, аудитория). По итогам проведения следственного действия составить процессуальные документы (Протокол ОМП, план-схему, фототаблицу, справку о проведении ППО).
Материальное обеспечение
Фотоаппарат 10 шт.
Масштабная линейка 15 шт.
Цифры 5 компл.
Рулетка 5 шт.
Лупа криминалистическая 10 шт.
Дактилоскопический набор 3 шт.
УФО 3 шт.
Упаковочный материал 5 компл.
Комплект для дактилоскопирования 3 шт.
Канцелярские принадлежности 5 компл.
Бланки документов 5 компл.
Тактика обыска и выемки.
Вопросы к семинару 1:
1. Понятие, сущность и задачи обыска и выемки.
2. Подготовка к обыску.
3. Тактика и психология проведения обыска. Фиксация его хода и результатов.
4. Тактика проведения выемки.
5. Заслушивание докладов (сообщений)
Практическое занятие 2:
В виде ролевой игры по специальной фабуле произвести обыск в помещении (квартира, аудитория). По итогам проведения следственного действия составить процессуальные документы.
Юриспруденция и ПОНБ
Модуль 1. Теоретические и методологические основы криминалистики
Вопросы к семинару 1:
1. Понятие, предмет, методы и задачи криминалистики.
2. Система криминалистики.
3. Место криминалистики в системе юридических наук.
4. Источники и принципы криминалистики.
5. Криминалистическая идентификация.
6. Криминалистическая диагностика.
Задания на самостоятельную подготовку к занятию:
Изучить пособие «Криминалистическая фотосъемка и видеозапись : учеб. пособие / А. Л. Мишуточкин, Р. И. Гадельшин ; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. — Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2014. — 96 с.
2. На сайте alexmishut.ucoz.com найти учебные фильмы в разделе «Криминалистическая фотография и видеозапись» и внимательно их просмотреть, отдельные главные моменты законспектировать;
Модуль 2. Криминалистическая техника
Тема 2.1. Криминалистическая техника