Выдвижение и проверка версий о бандитизме
Еще до возбуждения уголовного дела, в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий может быть получена информация о существовании бандитской группы. При этом как правило отсутствуют сведения о конкретных преступлениях, совершенных выявленным объединением. В связи с этим, одной из первоочередных задач в данной ситуации является выявление, совершенных группой преступлений. Поскольку одним из признаков банды является ее вооруженность, поисковая деятельность может быть направлена, прежде всего, на обнаружение оружия и следов его применения, переделки, а также мест хранения и использования. Огнестрельное оружие перед использованием в преступных целях нередко проверяется, пристреливается. На местах такого использования остаются стреляные гильзы, а иногда и боевые патроны.
Другой задачей на данном этапе будет установление состава группы, взаимоотношений ее участников. Это поможет в дальнейшем определить последовательность задержания участников, приемы и методы их изобличения.
Целесообразно также проверить, где находились участники предполагаемой банды во время совершения нераскрытых преступлений, не появлялись ли у них предметы, сходные с похищенными во время нераскрытых нападений. Кроме того, необходимо изучить дела о нераскрытых нападениях, проанализировать имеющиеся в них сведения о признаках внешности нападавших, использовавшегося оружия и сравнить их с описанием изучаемых субъектов и имеющегося у них оружия. Если субъектами нераскрытых преступлений были оставлены какие-либо следы необходимо попытаться идентифицировать по ним членов наблюдаемой группировки. В результате проведенных мероприятий могут быть получены данные достаточные для возбуждения уголовного дела или для начала гласной проверки о причастности к нераскрытым преступлениям.
Выдвижение версий о совершении бандитизма нередко осуществляется еще при обнаружении следов насильственного преступления. Такого рода предположения могут формироваться уже при осмотре места совершения насильственного деяния. При опросе потерпевших очевидцев и других свидетелей могут быть получены сведения о сложных подготовительных действиях нескольких субъектов нападения: осуществления нападения за жертвами, использования для этого нескольких участников и технических средств (автотранспорта, мобильной связи и т.д.), выполнение сложных действий по преодолению препятствий на пути к предмету посягательства или потерпевшему, выполнение приемов, сходных с использованными в ходе нераскрытых нападений.
Названные лица могут также сообщить об использовании нападавшими формы и документов сотрудников правоохранительных органов, редких современных видов оружия, других средств, приобретение которых требует достаточно больших усилий.
Несомненно, что потерпевшие и другие участники событий могут дать описание признаков внешности нападавших и использованных ими средств. Получив подобные данные, следователь должен дать указание сотрудникам органов дознания о проверке по сведениям криминалистических и оперативных учетов фактов совершения преступлений похожими субъектами, использовавших аналогичные средства.
При исследовании обстановки места происшествия прежде всего исследуются пути подхода и отхода участников бандитского нападения. При этом проверяется достоверность и объективность объяснений опрошенных лиц об обстоятельствах и участниках нападения и выдвигаются версии о совершении преступлений бандой. Локализация, характер и последовательность обнаруженных отпечатков ног позволяют сделать вывод о том, что за потерпевшими велось наблюдение (следы переступания на одном месте, передвижение на небольшом участке, встречные и налагающиеся друг на друга дорожки следов ног и т.д.). Об одновременном движении разных участников к месту нападения, о наличии транспортных средств, о точках возможной дислокации перед началом посягательства, о направлении движения с места преступления. Рядом со следами ног могут быть обнаружены следы привычных действий (окурки, остатки жевательной резинки и т.д.), а также отражения действий по подготовке орудий и средств преступления (отпечатки различных частей оружия, оброненные патроны и т.д.). При отходе с места преступления могут быть сброшены маскировочные средства (маски, перчатки), оружие и другие предметы, оставленные непроизвольно или умышленно, поскольку затрудняли передвижение. По следам предполагаемого отхода должно быть организовано прочесывание с целью обнаружения других следов, а также возможных свидетелей.
В случае, если видимых следов подхода не выявлено, на стадии общего обзора, с учетом структуры и условий обстановки места происшествия, а также объяснений очевидцев может быть выдвинуто предположение о возможной локализации подобных следов. Подобные гипотезы проверяются на стадии детального осмотра.
Важным узлом обстановки происшествия являются точки проникновения к месту посягательства или начала контакта с потерпевшим. Здесь также может быть получена информация о слаженности выполняемых действий, осуществлению их по единому плану. Об этом свидетельствуют следы движения разных участников в одном темпе, расположение следов ног относительно различных объектов и т.п. Кроме того, в рассматриваемых участках могут быть обнаружены следы взлома, в том числе использования орудий при помощи усилий нескольких человек, микрочастицы и иные отпечатки в следах контакта нападавших с препятствиями, потерпевшими и т.д.
Затем целесообразно без нарушения обстановки места происшествия представить себе картину непосредственного нападения, последовательность и содержание действий выполняемых разными участниками, а также причину осуществления тех или иных операций. Когда место происшествия находится в помещении, отражениями нападения являются опрокинутая, сломанная мебель, повреждение пола, стен, а иногда и потолка, следы использования орудий (стреляные гильзы, разрубленные, разрезанные предметы и т.д.), отпечатки от нападения потерпевших, следы волочения, крови, поиска похищенного. С учетом результатов статического общего осмотра можно разбить место происшествия на отдельные участки, с учетом возможного передвижения в них отдельных участков нападения или принимая во внимание последовательность развития события.
В первом случае, выделяются территории, на которых орудовали один или несколько членов банды, о чем говорят сходные следы ног, повреждения на определенной высоте и т.д. Второй вариант более целесообразен, когда нападение происходило на небольшой площади, допустим в условиях малогабаритной квартиры.
В ситуациях, когда местом происшествия являются помещения охраняемых учреждений организаций, тщательно осматриваются средства сигнализации и слежения. Там, где установлены видеокамеры еще до начала осмотра возможен просмотр сделанных видеозаписей. Причем осмотру подлежат записи, сделанные не только во время нападения, но и до него. Возможно, что на них имеются изображения участников банды, производивших разведку объектов посягательства. Видеокассеты, так же как и документы, отражающие состояние и процесс эксплуатации средств сигнализации должны изыматься, о чем делается отметка в протоколе осмотра места происшествия.
В ходе детального осмотра тщательно исследуются следы отдельных членов банды, их расположение относительно следов других участников нападения, что позволяет выдвинуть предположения о свойствах их личности и выполняемой роли. Поскольку признаком бандитизма является вооруженность, необходимо организовать поиск оружия и следов его применения, к которым относятся стреляные гильзы, пули, дроби, огнестрельные повреждения, отображения использования холодного оружия, повреждения у умерших потерпевших.
В некоторых ситуациях, основанием для выдвижения версий о совершении именно бандитского нападения являются сведения о свойствах личности потерпевшего и проявлявшейся к нему интерес со стороны криминальных структур. Скажем, данные о принадлежности погибшего от нападения с использованием огнестрельного оружия к преступной организации указывает на возможное убийство членами конкурирующей группировки. Как известно в ситуациях трений между разными преступными объединениями из их состава могут выделятся группы для разрешения конфликта силой или конкуренты прибегают к найму исполнителей заказного убийства. При этом нередки случаи, когда потерпевших заманивают к месту убийства под предлогом переговоров об урегулировании конфликта или при помощи его близких, знакомых вовлеченных разными средствами в реализацию плана убийства.
При обнаружении трупа потерпевших подобного типа необходимо по следам попытаться определить было это нападение внезапным для жертвы или нет, подпустил он к себе знакомого либо неопасного, по его мнению, человека. Для этого изучается поза трупа, локализация имеющихся на нем повреждений, имеющихся вокруг него следов (ног, обрывков одежды, стреляных гильз и т.п.), а также изменений, которые возникли в результате проникновения субъектов к месту убийства – наличие или отсутствие повреждений замков на входных дверях, незапертые дверцы автомашины с закрытыми стеклами и т.д. При наличии у потерпевшего средств мобильной связи необходимо проверить по памяти обнаруженного аппарата или по сведениям, зафиксированным в базах данных телефонной компании, оттуда были звонки.
Элементом фактической базы версий о совершении преступления бандитской группой могут быть сведения о наличии у потерпевшего значительных материальных средств, о его трениях с определенными криминальными структурами или негативным отношением к преступности вообще. Признаками организации и устойчивости могут быть сведения о нападении на потерпевшего в месте, о пребывании в котором знали немногие из его окружения. Внезапность посягательства в таких ситуациях, наряду с использованием заранее подготовленных орудий и средств, знания о наличии у пострадавшего ценностей, свидетельствуют о том, что за жертвой велось наблюдение, которое одиночке не под силу.
Версии , выдвинутые на основании данных, полученных в ходе осмотра места происшествия, проверяются в ходе дальнейшего расследования. В случае, если очевидцы называют приметы внешности нападавших составляется словесный портрет. Кроме того, потерпевшим и свидетелям могут предъявляется фото и видеоизображения лиц, склонных к совершению подобных преступлений и состоящих на учете в органах внутренних дел.
При обнаружении стреляных пуль и гильз, они направляются для проверки в экспертные учреждения для сравнения с подобными объектами, изъятыми при расследовании других преступлений.
Одновременно используется учет нераскрытых преступлений по способу их совершения. В уголовных делах о подобных деяниях может содержаться информация, позволяющая существенно расширить представление о свойствах личности субъектов преступления и возможной их дислокации.
При наличии сведений об использовании автотранспорта организуется его поиск су четом возможной замены номеров государственной регистрации, перекраски, попытки сбыта или замены автомобиля.
При похищении у жертвы каких-либо вещей, они ставятся на учет. Перечень такого имущества сообщается всем горрайорганам внутренних дел, обслуживающим территории, прилегающие к месту происшествия. Осуществляется также проверка возможных каналов сбыта: рынков, ломбардов, комиссионных магазинов, мест нелегальной скупки предметов сходных с похищенными и т.д.
Сведения о совершении конкретного преступления определенной бандитской группой могут быть получены оперативным путем или от свидетелей, подозреваемых (обвиняемых) по другому делу. В первом из названных случаев возникает задача трансформации полученной оперативной информации в доказательственную. Для этого при помощи тех же оперативно-розыскных мероприятий устанавливается, кто входит в состав предполагаемого бандитского объединения, где каждый из участников находился во время совершения расследуемого преступления. Затем необходимо установить, не обладают ли участники проверяемой группы свойствами личности, которые отразились в следах нераскрытого преступления. Важной задачей является выяснение вопросов о том, обладают ли указанные субъекты оружием, где оно хранится, а также, нет ли у них имущества сходного по приметам с похищенным. За группой целесообразно установить наблюдение, при наличии оснований получить разрешение на прослушивание телефонных и иных переговоров.
В некоторых ситуациях может быть получена информация о подготовке группой нового преступления. На практике в подобных случаях нередко проводится операция по захвату с поличным. Следует отметить, что при ее проведении по делам данной категории необходимо обеспечить полную безопасность участников, прежде всего потерпевших.
При проведении вышеперечисленных мероприятий будут выявлены новые источники информации, которая собирается в установленном законом порядке.
Сведения о совершении бандитизма могут быть получены в процессе производства следственных действий по делам о иных преступлениях – грабежах, разбоях, вымогательствах. При этом, от участников расследования может поступить информация о совершении подозреваемыми (обвиняемыми) других эпизодов преступной деятельности или о признаках, позволяющих рассматривать выявленную группу как банду. В этих ситуациях, полученные данные, проверяются в ходе других следственных действий, пока не подтвердится или не будет опровергнута рассматриваемая версия.