Понятие контроля и записи телефонных и иных переговоров
Контроль телефонных или иных переговоров – это следственное действие, заключающееся в проведении с разрешения суда технического и электронного наблюдения за обменом информацией, осуществляемом устно, по телефону, радио, электронным каналам связи, отборе и процессуальной фиксации сведений, имеющих значение для уголовного дела.
Основное содержание рассматриваемого следственного действия – это установление при помощи специальных средств технического и электронного контроля за переговорами. В свою очередь переговоры понимаются как обмен информацией между двумя и более субъектами. Объектом наблюдения в данном случае является общение, осуществляемое устно или при помощи технических средств, но без посредничества учреждений связи по передаче и доставке почтовой корреспонденции. При необходимости ознакомления с информацией, передаваемой таким образом на почтово-телеграфную корреспонденцию налагается арест в порядке, предусмотренном ст. 185 УПК РФ. Это действие отличается от контроля за телефонными переговорами прежде всего направленностью на обнаружение сведений, имеющихся в почтовых отправлениях. Контроль же переговоров осуществляется для получения данных, которыми субъекты обмениваются устно или при помощи средств телефонной, электронной или иной связи. При этом сообщения участников переговоров не облекаются в форму почтовых отправлений.
Различаются они и по содержанию. В результате ареста почтово-телеграфных корреспонденций отправка или доставка на определенное время задерживается, после чего осматривается и при необходимости производится ее выемка. При проведении же контроля и записи переговоров устанавливается наблюдение, в ходе которого при помощи технических средств осуществляется запись передаваемой устно или другим образом речевой информации. Полученная таким образом фонограмма осматривается и приобщается к материалам уголовного дела.
В протоколе осмотра фонограммы дословно излагается та ее часть, которая имеет отношение к делу (ч. 7 ст. 186). К делу приобщается вся фонограмма в полном объеме. Выемка фонограммы не предусмотрена законом.
Названный контроль может проводиться при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях (ч.1 ст.186). Арест же почтовых отправлений допускается и при расследовании, рассмотрении других видов преступлений.
Срок ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию не может превышать сроков расследования, но может быть отменен и до окончания производства по делу (ч.6 ст. 185).
Контроль же переговоров не может превышать 6 месяцев. Он прекращается и в случаях, если необходимостью его проведении отпадает до истечения срока следствия или в связи с окончанием производства по уголовному делу.
Контроль и запись переговоров отличается от оперативно-розыскного мероприятия прослушивания телефонных переговоров (ПТП). Различия касаются прежде всего источников норм права, регулирующих эти мероприятия. Процедура контроля переговоров регламентируется ст. 186 УПК РФ, а ПТП – законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Отличаются и процедуры получения разрешения суда на проведение рассматриваемых действий. Для получения разрешения суда на контроль переговоров следователем выносится постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве этого следственного действия. В соответствии с приложением № 41 прокурор на этом постановлении должен письменно выразить свое согласие или несогласие. Постановление о возбуждении ходатайства о ПТП утверждается руководителем органа дознания.
Контроль и запись переговоров возможен только при наличии возбужденного уголовного дела, ПТП осуществляется до возбуждения уголовного дела, в процессе расследования и после его приостановления.
В содержание контроля переговоров кроме получения технической записи, включается осмотр полученной фонограммы, о чем составляется протокол. По результатам ПТП может быть составлен только рапорт о полученных в ходе этого оперативно-розыскного мероприятия сведениях.
Наконец, результаты контроля и прослушивания телефонных переговоров являются доказательствами, а результаты оперативно-розыскного мероприятие ПТП может быть использованы в тактических целях, и в качестве ориентирующей информации.
Субъектом контроля и записи переговоров является следователь, а ПТП - работник органа дознания, уполномоченного на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Целью контроля и записи телефонных переговоров в наиболее общей форме сформулирована в ч.1 ст.186 УПК – получение сведений, имеющих значение для уголовного дела.
Эта цель конкретизируется в зависимости от условий реальных следственных ситуаций. В сложных проблемных ситуациях с помощью контроля переговоров решаются задачи получения данных: об обстоятельствах расследуемого события и его участниках; причастности к преступлению подозреваемых (обвиняемых) и других субъектов; о месте нахождения скрывающихся от следствия и незаконно удерживаемых лиц; о местах сокрытия орудий преступления, похищенного имущества и других предметов, имеющих значение для уголовного дела; об оказываемом и планируемом противодействии расследованию; об оказании незаконного воздействия (угроз, насилия) на свидетелей и потерпевших; о готовящихся преступлениях; о свойствах личности и связях подозреваемых (обвиняемых).
Контроль и запись переговоров можно классифицировать по различным основаниям, с учетом различных признаков и т.д.
В зависимости от процессуального положения прослушиваемых субъектов разделяется контроль и запись переговоров подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, а также близких и родственников последних.
По объему контроль и прослушивание телефонных переговоров отдельных субъектов может быть основной, дополнительный. Например, не прослушивался сотовый телефон, который субъект приобрел после начала этого следственного действия.
По очередности проведения выделяется первичный и повторный контроль и запись переговоров. Повторный проводится, если первоначальный был проведен некачественно. Иногда повторное проведение этого следственного действия планируется заранее в расчете на то, что прослушиваемые субъекты, успокоившись после первичного контроля и прослушивания переговоров, утратят осторожность и будут более открыто общаться по со своими собеседниками.
По количеству контролируемых и прослушиваемых субъектов; единичный и групповой , когда контролируются, прослушиваются и ведется запись не только проводных линии связи, но и радиотелефонные, сотовые, радиорелейные и другие каналы нескольких субъектов (подозреваемых, обвиняемых или лиц из числа их связей).
В зависимости от средств ведения переговоров можно выделить контроль обмена информации, ведущийся устно и с помощью технических средств. Среди последних выделяется контроль переговоров по каналам телефонной (мобильной и сетевой), факсимильной, пейджинговой связи, электронной почты.
Процессуальным основанием для проведения контроля, прослушивания и записи телефонных переговоров является судебное решение, поскольку это следственное действие ограничивает конституционные права граждан Российской Федерации на неприкосновенность личной жизни, тайну телефонных и иных переговоров, свободу слова.
В постановлении следователя о возбуждении ходатайства о контроле и записи переговоров должно быть указано уголовное дело с квалификацией расследуемого преступления, поскольку данное следственное действие может производится только по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. В соответствии со ст. 15 УПК РФ к ним относятся деяния, за которые судом может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок более 5 лет.
В постановлении также указываются фамилии, имена, отчества лиц, переговоры которых должны контролироваться и записываться. Представляется, что в постановлении необходимо указать какие переговоры – устные или с использованием технических средств следует контролировать, вид и номер каналов связи.
В названном постановлении фиксируются сроки, субъекты и основания проведения данного следственного действия.
Постановление направляется на согласование прокурора, а затем для рассмотрения по существу в суд.
Однако, имеются исключения из описанного порядка. В случаях поступления угроз насилием, совершения вымогательства, иных преступных действий в отношении потерпевшего, свидетелей, их родственников и близких контроль может проводиться по заявлению перечисленных субъектов без испрашивания судебного разрешения. Но и в этих ситуациях по смыслу ч. 4 и 5 ст. 186. УПК РФ следователь должен вынести постановление.
Близкими родственниками являются супруги, родители, усыновители, усыновленные, дети, братья, сестры, бабушки, дедушки, внуки (ч. 4 ст. 5 УПК РФ). К числу родственников, не относящихся к близким относятся лица, состоящие в любой степени родства с потерпевшими и свидетелями – дяди, тети, двоюродные братья и сестры, племянники.
Круг близких лиц в нормах права четко не определен. В ч. 3 ст. 5 УПК РФ говорится, что к таковым относятся лица, не относящиеся к близким и иным родственникам, находящиеся со свидетелями, потерпевшими в отношениях свойства, а также субъекты, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги названным участникам уголовного процесса в силу сложившихся личных отношений. Такое понятие предполагает оценку сложившихся отношений в каждой конкретной ситуации.
Фактическими основаниями являются полученные в ходе расследования данные о том, что конкретные лица, обладающие сведениями, имеющими значение для уголовного дела, используют или могут использовать их при ведении переговоров с другими субъектами.
В законе не содержится требований относительно описания полноты и достоверности оснований контроля и записи переговоров. Этот вопрос также решается в зависимости от условий реальной следственной ситуации. Например, в случае поступления заявлений от свидетелей, потерпевших об указанных в законе (ч. 2 ст. 186 УПК), этот факт должен быть отражен в постановлении.
Фактическим основанием для проведения этого следственного действия является информация о том, что субъект обладает сведениями, которые могут иметь значение для расследования уголовного дела. Такая информация может быть получена в результате проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Достаточность оснований для производства контроля и записи переговоров отдельных субъектов определяется по внутреннему убеждению следователя и прокурора, на основе закона, жизненного и профессионального опыта.
Однако закон предусмотрел и особый порядок (исключительный) контроля и записи телефонных переговоров в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких и родственников. Во-первых, это наличие угрозы насилия, например причинения смерти, телесных повреждений, уничтожения имущества путем поджога, взрыва, вымогательства и других преступных действий. Необходимо, чтобы указанные действия таких лиц содержали признаки состава преступления. Во-вторых, требуется письменное заявление потерпевшего, свидетеля и их близких родственников и всех членов семьи. Контролироваться, прослушиваться и записываться могут лишь личные их телефоны. Если согласии отсутствует, то есть нет письменного заявления, требуется судебное решение.
Срок данного следственного действия не может превышать шести месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, еcли необходимость в нем отпадет, но не позднее истечения срока расследования по уголовному делу.
Постановление следователя исполняется оперативно-розыскными подразделениями МВД, ФСБ, Минюста, органами пограничной службы, государственной охраны, таможни, с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, юридических и физических лиц, представляющих услуги связи.
Как и другие следственные действия при проведении контроля и запись переговоров выделяются три этапа: подготовительный, контрольно-исследовательский, заключительный.
Подготовка к проведению контроля и записи переговоров
Содержание подготовки рассматриваемого следственного действия во многом зависит от условий сложившихся к моменту его проведения условий реальной следственной ситуации. Среди них можно выделить ситуации, когда в распоряжении следствия имеются достоверные данные о том, что переговоры, подлежащие контролю и записи, уже начались и проводятся. Об этом могут заявлять свидетели, потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые, получающие угрозы, предложения о встрече и проведении личных переговоров, требования о передаче документов, ценностей и т.д. В этих ситуациях рекомендуется получить от перечисленных субъектов заявления, а также подробно допросить их об обстоятельствах и содержании состоявшихся переговоров, свойствах личности собеседника, возможном продолжении состоявшегося общения.
Аналогичные сведения могут быть получены и от свидетелей переговоров, а также в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий. В первом случае проводится допрос указанных свидетелей, во втором – результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий оформляются рапортом или справкой, в которых в обобщенном виде излагается информация о ведущихся или предполагаемых переговоров. Следует отметить, что порядок предоставления и оформления результатов оперативно-розыскной деятельности не регламентируется уголовно-процессуальным законом, а определяется инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или суду от 13.05.98. В названном межведомственном подзаконном акте устанавливается, что результаты указанной деятельности могут представляться в виде обобщенных сведений или в подлинниках. После установления относимости и достоверности представленных документов, предметов, они в соответствии с п.8 названной инструкции могут быть приобщены к уголовному делу. Для того, чтобы информация, полученная оперативным путем могла рассматриваться в качестве фактических оснований для контроля переговоров, она должна быть изложена в указанных документах и представлена следователю с сопроводительным письмом. Могут представлены также фонограммы, полученные в ходе прослушивания телефонных и устных переговоров, видеозаписи встреч и обменов информацией интересующих следствие лиц и т.д.
Основаниями рассматриваемого действия является информация, указывающая на возможность ведения переговоров интересующих следствие субъектов с другими лицами об уже существовавших контактах интересующих следствие субъектов, о необходимости переговоров, общения указанных лиц, для продолжения уже начатой деятельности и достижения поставленных ими целей. Например, свидетель по уголовному делу о деятельности организованного преступного формирования резко изменил свои показания, изобличающие обвиняемых. При проведении оперативно-розыскных мероприятий поступила информация о том, что свидетель находится в подавленном настроении, пытается связаться с дочерью, проживающей в другом городе. Следствие выдвинуло предположение о том, что кто-то оказывает давление на свидетеля, угрожая расправой с дочерью. От междугородной телефонной станции была получена справка о том, что свидетель несколько раз звонил в город, где проживает его дочь. На основании этих данных было получено разрешение на контроль и запись телефонных и устных переговоров. В результате проведения этих действий было установлено, что дочь свидетеля похищена оставшимися на свободе сообщниками обвиняемых, которых удалось выявить и задержать с поличным в месте удержания заложницы.
В некоторых проблемных ситуациях необходимо производство оперативно-розыскных и следственных действий по проверке и восполнению пробелов информации, рассматриваемых как основания для записи и контроля переговоров.
На этом этапе должны быть получены полные данные о личности субъекта, переговоры которого планируется контролировать: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, семейное положение, образование, профессия, место учебы или работы, места жительства и регистрации. Рекомендуется выяснить образ жизни таких субъектов, их наклонности, интересы, увлечения, привычки, окружение по месту жительства и работы, учебы. Целесообразно проверить, не увлекается ли названное лицо компьютерной или радиотехникой, другими занятиями, которые могут касаться различных средств связи между физическими лицами, как проводной, так и беспроводной, не обладает ли знаниями организации и тактики оперативно-розыскных мероприятий. Это поможет более четко определить средства, которые могут быть использованы для переговоров, обеспечить эффективность и тайну контроля за ними. Необходимо установить все связи субъекта предполагаемых переговоров, их характер, специфику, особенно наличие средств электронной, телефонной коммуникаций: номер телефона в жилище, по месту работы, какой вид преимущественно используется (сетевая, сотовая и т.д.). Если выяснится, что субъект отдает предпочтение техническим средствам связи, нужно узнать где они расположены, каковы их индивидуальные номера, коды. В некоторых ситуациях следует установить какими иными средствами может воспользоваться лицо: электронной почтой, телефоном имеющихся у него знакомых, родственников, соседей, в компьютерных клубах, местах открытого доступа и т.д.
При подготовке контроля и записи устных переговоров желательно определить, где и когда может состояться встреча, в ходе которой будут сообщаться сведения, имеющие значение для дела. При наличии оснований предполагать, что такой контакт может произойти в помещении необходимо получить сведения о расположении комнат, окон и дверей в них, схеме прокладки проводов электрических, телефонных сетей, телекоммуникаций и т.д. При получении такого рода сведений следует соблюдать правила конспирации, чтобы о подготовке контроля переговоров не стало известно участникам. Большая роль в поиске такой информации принадлежит оперативно-розыскным мероприятиям. Поэтому в ряде ситуаций к планированию контроля и записи переговоров следует привлекать сотрудников оперативно-розыскных подразделений, в том числе тех, которые будут исполнять постановление следователя.
Важным моментом подготовки рассматриваемого следственного действия является определение времени его начала и продолжительности.
Имеются все основания утверждать, что промедление с производством контроля существенно снижает его продуктивность. Поэтому как только будут собраны данные, необходимые для проведения контроля переговоров, должно быть вынесено постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров.
После получения такого разрешения подготовка не заканчивается. Необходимо спланировать проведение контроля и записи переговоров. В ряде ситуаций это следственное действие проводится в рамках тактической операции, т.е. комплекса взаимосвязанных оперативно-розыскных, следственных и иных действий. Причем, контроль переговоров нередко представляет собой центр или ядро тактической операции, т.е. должен принести наиболее значимые результаты. Поэтому необходимо четко спланировать проведение всех действий, составляющих содержание тактической операции, прежде всего предшествующих проведению контроля переговоров.
Для этого следует обсудить план проведения операции с представителями органов, которые будут непосредственно осуществлять техническую запись переговоров и проводить предшествующие этому, а иногда и последующие мероприятия.
С сотрудниками органов, которые будут проводить техническую запись нужно согласовать порядок представления следствию информации о состоявшейся беседе. При проведении тактических операций по установлению субъектов, причастных к расследованию продолжаемых преступлений, кроме фиксации содержания переговоров стоит задача задержания указанных лиц и пресечения их криминальной деятельности.
В связи с этим , в непосредственном наблюдении за переговорами и их участниками должны принимать участие сотрудники, которые в случае необходимости смогут установить и пресечь преступную деятельность виновных. Так, при расследовании похищений людей нередко проводится контроль и запись телефонных переговоров, в процессе которых неизвестные следствию субъекты требуют выплаты за освобождение похищенного. В данной ситуации устанавливается место, откуда звонят субъекты преступления. Если это удается, в установленный пункт направляется группа сотрудников для организации наблюдения за вымогателем или его задержания.
Иногда, для получения более полной информации о свойствах личности и месте нахождения неизвестного необходимо принять меры к затягиванию переговоров, стимулированию утраты бдительности, проявлению несдержанности звонившего. Для этого с участником переговоров, по заявлению которого они контролируются, разрабатывается сценарий общения. В некоторых ситуациях с такими субъектами необходимо отрепетировать текст и различные варианты развития переговоров.
После принятия решения о проведении контроля и записи переговоров следователь выносит соответствующее постановление, в описательной части которого должны быть указаны основания для проведения рассматриваемого следственного действия. Здесь же указываются фактические данные, являющиеся основаниями для предположения, что лицо, переговоры которого планируется контролировать, может сообщить сведения, имеющие значение для установления характера, обстоятельств и участников расследуемого события.
В постановлении также определяется по каким каналам связи будут контролироваться переговоры, в течении какого срока и каким органом.
После этого, постановление о возбуждении ходатайства направляется прокурору, а затем судье для получения разрешения на производство рассматриваемого действия..
Следователь и прокурор имеют право участвовать при рассмотрении ходатайства в суде и представлять свои доводы в пользу проведения этого следственного действия.
Полученное разрешение направляется для исполнения в один из вышеперечисленных органов.