Основной формой идейного воспитания солдат и сержантов является занятия по ГПП.
Основными руководящими документами определяющими организацию ГПП военнослужащих является: Постановление Президента Республики Казахстан №2341 от 27-го июня 1995 года «О мерах по организации правового всеобуча»; Директива Министра обороны Республики Казахстан №27 от 18 ноября 1995 года «О введении и организации государственно-правой подготовке В Вооруженных Силах».
Общее руководство ГПП возложена на командиров (начальников), а непосредственная организация – на органы ВиСПР.
Занятия с военнослужащими срочной службы проводятся два раза в неделю по два часа в утреннее время.
В спец. частях, базах хранения вооружения и техники и подразделениях обеспечения учебного процесса военно-учебных заведений, в штатных командах учебных центров и полигонов – один раз в неделю по три часа.
Заместитель командира подразделения по ВиСПР, как правило является руководителем группы государственно-правовой подготовки с офицерами или сержантами подразделения.
Командир руководитель ГПП он обязан:
-регулярно и правильно вести журнал учета ГПП в своей группе;
-посещать семинары с руководителями групп ГПП проводимые в масштабе части, внимательно следить и записывать все материалы и рекомендации, которые даются на этих семинарах;
-тщательно готовиться к каждому занятию и стремиться проводить их на высоком идейно-теоретическом и методическом уровне.
Занятия по ГПП проводится следующими методами:
-методом рассказа;
-методом беседы.
Особенности метода рассказа заключается в следующем:
-рассказ проводит руководитель в своей группе; объединение нескольких групп для проведения рассказа не допускается;
-в рассказе основные вопросы излагается проще, доходчивее с меньшей теоретической глубиной, чем например в лекции;
-в ходе рассказа руководитель поддерживает более тесный контакт со слушателями может вводить в рассказ элементы беседы. Изложив один вопрос, руководитель может поинтересоваться, как слушатели его усвоили может сразу же ответить на неясные вопросы, а затем продолжить рассказ.
Особенности метода беседы заключается в следующим:
В ходе беседы узловые вопросы обычно разбиваются на под вопросы.
Руководитель принимает активное участие в их обсуждении вместе с его слушателями и подводит итоги по каждому под вопросу, а в конце беседы выступает с заключительным словом. В ходе беседы нельзя подменять обсуждение вопросов простым вопросно-ответным методом.
Важно организовывать свободное обсуждение основного материала данной темы.
Готовясь к проведению занятия по очередной теме, руководитель обязан:
-изучить свои записи по данной теме сделанные на инструкторско-методическом занятий с руководителями ГПП, при необходимости получить консультацию у заместителя командира батальона по ВиСПР;
-изучить рекомендательную литературу и глубоко усвоить данную тему;
-продумать и определить цель, методику проведения занятия, учебные вопросы, распределение времени между ними порядок проведения рассказа, организации самостоятельной работы и беседы;
-составить план-конспект занятия (приложение №23)
-дать задание помощнику и группе по подготовке к занятиям.
План-конспект руководителя группы ГПП должен включать в себе:
- Название темы занятия и время отведенное на ее изучение;
- Цель занятия;
- Метод проведения занятия
- Количество времени на рассказ, самостоятельную работу и беседу;
- Учебные вопросы рассказа и распределение времени между ними;
- Конспект или развернутый план рассказа;
- План организации самостоятельной работы слушателей по теме;
- План проведения беседы;
- Список рекомендованной литературы и наглядных пособий;
-Заключительное слово руководителя при подведении итогов изучения темы.
Занятия по ГПП обычно состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.
Во вступительной части занятия руководитель дает следующие сведения:
- Называется тема и указывается отведенное на него время;
- Показывается связь данной темы с предыдущими темами;
- Раскрывается значение данной темы;
- Излагается цель занятия;
- Перечисляется и кратко характеризуется основная литература по данной теме.
По времени вступительная часть должна занимать 5-10 минут.
В основной части занятия последовательно, логично, аргументировано и убедительно излагается основные вопросы данной темы.
Основное внимание при изложении учебного материала уделяется наиболее важным, основным вопросам. Каждый вопрос излагается последовательно. В конце каждого вопроса руководитель делает краткие выводы.
В заключительной части занятия руководитель подводит итоги занятия:
- Напоминает тему занятия;
- Определяет степень достижения поставленных целей и задач;
- Отмечает положительные и отрицательные стороны данного занятия;
- Оценивает выступления слушателей с выставлением оценок в журнал;
-Определяет задание на самостоятельную подготовку по углублению записи по теме занятий.
Руководитель группы ГПП должен не только уметь проводить занятия, но и правильно оценивать знания своих подчиненных и группы в целом.
Каждый солдат и сержант получает индивидуальные оценки по ГПП за выступления на занятиях по четырех бальной системе.
Индивидуальная оценка обучаемым, оценки учебном группам по ГПП определяется на основе индивидуальных оценок с учетом уровня их боевой готовности, слаженности, готовности к выполнению учебно-боевых задач, морально-нравственного состояния и воинской дисциплины.
Группа ГПП оценивается следующим образом:
«Отлично»- если не менее 95% проверяемых слушателей получили положительные оценки, из них 60% - «отличные»;
«Хорошо»- если не менее 90% проверяемые слушателей получили положительные оценки, из них 60%- «отличные» и «хорошо»;
«Удовлетворительно»- если не менее 80% проверяемых слушателей получили положительные оценки.
Методическую разработку подготовил преподаватель
майор запаса Шайкенов С.