Статья 1.2. Задачи Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Статья 1.2. Задачи Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

1. Задачами Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях являются установление правовой процедуры осуществления административного процесса, регулирование исполнения постановления о наложении административного взыскания, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, которым административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, а равно защита прав, свобод и законных интересов лиц, подвергнутых административному взысканию.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З)

2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях призван способствовать формированию в обществе уважения к правам и свободам человека и гражданина, утверждению справедливости.

Статья 1.3. Действие Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

1. Административный процесс на территории Республики Беларусь ведется в соответствии с настоящим Кодексом независимо от места совершения административного правонарушения.

2. При ведении административного процесса применяется закон, действующий соответственно во время начала ведения административного процесса, подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения административного взыскания.

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, индивидуальных предпринимателей, государственные органы и их должностных лиц, а также на юридические лица.

4. В отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия, установленные настоящим Кодексом, производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

Статья 2.1. Задачи административного процесса

Задачами административного процесса являются защита личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов юридических лиц, общества и государства путем быстрого и полного рассмотрения дел об административных правонарушениях, изобличения и привлечения виновных к административной ответственности; обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности.

Статья 2.2. Законность при осуществлении административного процесса

1. Суд, орган, ведущий административный процесс, при ведении административного процесса обязаны соблюдать требования настоящего Кодекса.

2. Нарушение положений настоящего Кодекса при ведении административного процесса влечет установленную законом ответственность и признание решений, принятых по делу об административном правонарушении, не имеющими юридической силы.

3. Доказательства, полученные с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом, не имеют юридической силы и не могут являться основанием для принятия решения по делу об административном правонарушении.

Статья 2.5. Уважение чести и достоинства личности, деловой репутации

При ведении административного процесса запрещаются действия и решения, унижающие честь и умаляющие достоинство личности, либо порочащие деловую репутацию физического или юридического лица, либо создающие опасность для жизни и здоровья участников административного процесса.

Статья 2.9. Публичность административного процесса

Государственные органы, должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать меры по обнаружению административного правонарушения, выявлению лиц, его совершивших, для привлечения их к административной ответственности.

Статья 3.2. Суд

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.1 - 9.3, 9.5 - 9.18, частями 1, 3 и 4 статьи 9.19, статьями 9.21, 9.22, частью 2 статьи 9.23, статьями 9.26, 9.28, 10.1 - 10.7, 10.9, 11.1, частью 1 статьи 11.2, частью 2 статьи 11.4, статьями 11.5, 11.6, частью 2 (протоколы по которой составлены должностными лицами органов Министерства обороны Республики Беларусь) и частями 4 и 5 статьи 11.16, статьями 11.18, 11.19, 11.24 - 11.26, 11.33, 11.54, 11.61, 11.71, частью 2 статьи 11.72, частью 5 статьи 12.7, частями 1 - 3 статьи 12.10, частью 7 статьи 12.11, статьей 12.14, частью 1 статьи 12.15, статьей 12.16, частями 1 - 3, 5 и 10 статьи 12.17, статьями 12.21 - 12.27, 12.29, частями 3 и 4 статьи 12.30, статьями 12.31, 12.43, 12.46, частями 1 и 2 статьи 12.49, частью 10 статьи 13.6, статьями 13.13, 14.1, частями 1 и 2 статьи 14.2, статьями 14.3 - 14.5, 14.7, 15.2, 15.4 - 15.7, частью 2 статьи 15.8, статьями 15.9 - 15.12, 15.18, 15.19, частями 1 и 2 статьи 15.22, статьями 15.26, 15.30, 15.32, 15.33, 15.35 (за правонарушения, совершенные физическими лицами), 15.36, 15.37 (за правонарушения, совершенные физическими лицами), 15.40, 15.41, 15.45, частью 2 статьи 15.46, частью 2 статьи 15.47, статьями 15.51 - 15.53, частями 2 и 3 статьи 15.54, статьями 15.55, 15.56, 15.61, частью 2 статьи 15.63, статьями 16.2 - 16.8, частями 2 и 3 статьи 16.10, статьями 17.1, 17.2, частями 2 - 6 статьи 17.3, статьями 17.5, 17.6, 17.8, 17.10, 17.11, 17.14, 17.15, частями 1 и 2 статьи 18.5, статьями 18.12 (протоколы по которой составлены должностными лицами органов Министерства обороны Республики Беларусь, органов государственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, осуществляющих контроль за техническим состоянием машин и оборудования), 18.13 - 18.16 (протоколы по которым составлены должностными лицами органов Министерства обороны Республики Беларусь), 18.18 (протоколы по которой составлены должностными лицами органов Министерства обороны Республики Беларусь), частью 3 статьи 18.20, статьями 18.24 (протоколы по которой составлены должностными лицами органов Министерства обороны Республики Беларусь, органов государственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, осуществляющих контроль за техническим состоянием машин и оборудования), 18.26 - 18.29, 18.36, 18.37, 18.40, 18.41, 19.1, 19.2, 19.8, 19.9, 20.1 - 20.3, 20.5, 20.8, 20.12, частями 3 - 6 статьи 21.6, статьями 21.9 - 21.12, 21.16, 21.20 - 21.25, 22.2, 22.6, частями 1 и 3 статьи 22.7, частями 1, 2 и 4 статьи 22.9, статьями 22.10, 22.11, 22.13, 22.14, частями 4 и 5 статьи 22.16, статьями 23.1 - 23.5, частью 1 статьи 23.8, частью 2 статьи 23.9, частями 1 - 4 и 7 статьи 23.11, частями 1 - 4 статьи 23.12, статьями 23.13, 23.14, 23.16, 23.18, 23.20, 23.21, 23.23 - 23.28, 23.33 - 23.37, 23.39 - 23.44, частями 2 и 3 статьи 23.45, статьями 23.46 - 23.48, 23.51, частью 2 статьи 23.52, частью 1 статьи 23.56, частью 1 статьи 23.58, статьями 23.59 - 23.61, 23.65, 23.69 - 23.71, 23.77, 23.81 - 23.83, частью 3 статьи 23.84 (за правонарушения, совершенные физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями), статьями 23.85, 23.87, 24.1 - 24.12, 25.1 - 25.4, 25.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены прокурором, рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З, от 30.11.2010 N 198-З, от 12.07.2013 N 64-З, от 30.06.2014 N 165-З, от 05.01.2015 N 241-З, от 10.01.2015 N 242-З, от 10.01.2015 N 243-З, от 15.07.2015 N 305-З, от 04.01.2016 N 351-З, от 19.07.2016 N 407-З)

Часть 2 статьи 3.2 одновременно с 8 января 2008 года была дополнена Законом Республики Беларусь от 26.12.2007 N 300-З и изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 27.12.2007 N 304-З.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.23, частью 3 статьи 11.4, статьями 11.8, 11.18, 11.23, 11.32, 11.65, частью 1 статьи 11.72, статьями 12.4, 12.5, частями 1 - 2 и 4 статьи 12.7, частями 4 и 5 статьи 12.10, частями 2 - 5 статьи 12.11, статьей 12.13, частью 2 статьи 12.15, частью 4 статьи 12.17, частями 1 и 2 статьи 12.30, статьей 12.35, частью 2 статьи 12.37, статьей 12.41, частями 3 - 7 статьи 12.49, статьями 15.35 (за правонарушения, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), 15.37 (за правонарушения, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), частью 4 статьи 21.7, статьей 21.17, частями 2 и 4 статьи 22.7, статьей 22.8, частью 3 статьи 22.9, частью 1 статьи 23.45, статьями 23.57, 23.67, частью 3 статьи 23.84 (за правонарушения, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), статьями 24.1, 24.3, 24.6 - 24.8, частью 1 статьи 24.9, статьей 24.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены прокурором, рассматриваются единолично судьей экономического суда области (города Минска).

(в ред. Законов Республики Беларусь от 27.12.2007 N 304-З, от 28.12.2009 N 98-З, от 30.11.2010 N 198-З, от 12.07.2013 N 64-З, от 30.06.2014 N 165-З, от 10.01.2015 N 243-З, от 04.01.2016 N 351-З)

Статья 3.9. Органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

1. Органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 10.8, статьями 15.29, 15.57, 15.58, 18.11, частями 1, 4 и 7 статьи 23.11, частями 1, 3 и 4 статьи 23.12, статьей 23.35, частью 1 статьи 23.48 (за правонарушения, совершенные при обращении с легковоспламеняющимися веществами и пиротехническими изделиями), частью 1 статьи 23.56 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 30.11.2010 N 198-З, от 19.07.2016 N 407-З)

2. От имени органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору и его заместители, старшие государственные инспекторы Республики Беларусь по пожарному надзору, главные государственные инспекторы областей и города Минска по пожарному надзору и их заместители, старшие государственные инспекторы областей и города Минска по пожарному надзору, главные государственные инспекторы городов и районов по пожарному надзору, государственные инспекторы городов и районов по пожарному надзору.

Статья 3.14. Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь

1. Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 27.12.2007 N 304-З, от 28.12.2009 N 98-З, от 30.11.2010 N 198-З, от 12.07.2013 N 64-З)

2. От имени Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь и его заместители.

Статья 3.15. Органы Министерства финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов

1. Органы Министерства финансов Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 11.4, статьями 11.7, 11.16, частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.64, 11.66, 11.72, 11.77, 12.1, частями 4 и 5 статьи 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.39, статьями 12.44, 12.45, частями 1 - 3 статьи 21.7, статьями 23.1, 23.20, 23.75 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Министерства финансов Республики Беларусь, финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 07.05.2007 N 210-З, от 17.05.2007 N 229-З, от 26.12.2007 N 300-З, от 28.12.2009 N 98-З, от 12.07.2013 N 64-З, от 30.06.2014 N 165-З, от 05.01.2015 N 241-З, от 04.01.2016 N 351-З)

2. Финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.7, частями 1, 2, 4 и 5 статьи 11.16, частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 11.77, 12.1, частями 4 и 5 статьи 12.10, частями 1 - 3 статьи 21.7, статьей 21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Министерства финансов Республики Беларусь, финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 07.05.2007 N 210-З, от 17.05.2007 N 229-З, от 27.12.2007 N 304-З, от 28.12.2009 N 98-З, от 12.07.2013 N 64-З, от 15.07.2015 N 305-З)

3. От имени органов Министерства финансов Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Министр финансов Республики Беларусь и его заместители, уполномоченные на то должностные лица органов Министерства финансов Республики Беларусь, от имени финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов - руководители управлений (отделов) и их заместители.

Статья 3.17. Органы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

1. Органы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.65, статьями 15.1, 15.50, 17.9, 18.2, частями 3 и 4 статьи 18.5, статьями 18.7, 18.9, 18.11, частями 6 и 8 статьи 18.12, частями 5 и 12 статьи 18.14, статьями 18.18, 18.20, 18.22, 18.24, 18.26, 18.30 - 18.33, 18.35 - 18.37, 18.39, 18.42, 18.43 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, органов внутреннего водного транспорта, органов пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта, организаций государственного дорожного хозяйства.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 26.12.2007 N 300-З, от 28.12.2009 N 98-З, от 12.07.2013 N 64-З, от 10.01.2015 N 243-З)

2. От имени органов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных:

1) частью 1 статьи 11.65, статьями 15.1, 15.50, 17.9, частями 3 и 4 статьи 18.5, статьей 18.9, частями 6 и 8 статьи 18.12, частями 5 и 12 статьи 18.14, статьями 18.18, 18.20, 18.22, 18.24, 18.26, 18.30 - 18.33, 18.42, 18.43, - начальник Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и его заместители, начальники филиалов Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и их заместители;

(в ред. Законов Республики Беларусь от 26.12.2007 N 300-З, от 28.12.2009 N 98-З, от 12.07.2013 N 64-З, от 10.01.2015 N 243-З)

2) статьями 18.2, 18.7, 18.11, 18.24, 18.39, - начальник Белорусской инспекции речного судоходства;

3) статьями 17.9, 18.9, 18.30 - 18.32, - руководители государственных организаций автомобильного или городского электрического транспорта, государственных операторов автомобильных перевозок пассажиров, руководители обособленных подразделений, начальники контрольно-ревизорских служб этих организаций, их заместители;

(в ред. Законов Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З, от 30.11.2010 N 198-З, от 12.07.2013 N 64-З)

4) статьями 18.11, 18.35 - 18.37, 18.43, - руководители организаций государственного дорожного хозяйства.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З)

5) исключен. - Закон Республики Беларусь от 10.01.2015 N 243-З.

Статья 3.19. Органы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь

1. Органы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.25, 15.28, 15.29, частью 1 статьи 15.30, статьей 15.31, частями 2 и 3 статьи 15.37, статьей 15.58 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 27.12.2007 N 304-З, от 12.07.2013 N 64-З, от 24.10.2014 N 197-З)

2. От имени органов Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Министр лесного хозяйства Республики Беларусь и его заместители, генеральные директора, главные лесничие и начальники отделов охраны и защиты леса и охотничьего хозяйства областных органов лесного хозяйства, руководители и главные лесничие лесхозов и других лесохозяйственных предприятий и организаций.

Статья 3.20. Органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

1. Органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.78, 15.1 - 15.3, частью 2 статьи 15.4, статьями 15.7 - 15.9, частью 2 статьи 15.10, статьями 15.18, 15.22 - 15.24, частями 1 и 2 статьи 15.26, статьями 15.28, 15.29, частью 2 статьи 15.30, статьями 15.31 - 15.33, частями 2 и 3 статьи 15.35, частями 2 и 3 статьи 15.37, статьями 15.48 - 15.50, частью 2 статьи 15.51, статьями 15.52, 15.53, частями 1 и 2 статьи 15.54, статьями 15.57, 15.58, 15.60 - 15.64, 23.1, 23.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 10.05.2007 N 222-З, от 26.12.2007 N 300-З, от 28.12.2009 N 98-З, от 30.11.2010 N 198-З, от 12.07.2013 N 64-З, от 24.10.2014 N 197-З)

2. От имени органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его заместители, руководители департаментов и их заместители, начальники специализированных инспекций этого Министерства и их заместители, руководители структурных подразделений в составе специализированных инспекций этого Министерства, председатели областных (Минского городского) комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды и их заместители, начальники специализированных инспекций этих комитетов, руководители структурных подразделений в составе этих комитетов, начальники городских и районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды и их заместители.

Статья 3.21. Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь

1. Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.9 - 11.11, частью 5 статьи 11.17, статьями 11.59, 11.72, 11.73, 11.76, 23.1, 23.16, 23.20, 23.73 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, а также органов, осуществляющих контроль и надзор за выпуском и обращением ценных бумаг, профессиональной деятельностью по ценным бумагам.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 15.05.2007 N 228-З, от 27.06.2007 N 246-З, от 28.12.2009 N 98-З, от 01.07.2010 N 146-З, от 13.07.2012 N 409-З, от 12.07.2013 N 64-З, от 30.06.2014 N 165-З)

2. От имени Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь и его заместители.

Статья 3.22. Органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь

1. Органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.3 - 20.6, 20.9 - 20.12, 23.35, 23.61 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 64-З)

2. От имени органов государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Главный государственный инспектор Республики Беларусь по энергетическому надзору и его заместители, старшие государственные инспекторы по энергетическому надзору, Главный государственный инспектор Республики Беларусь по газовому надзору и его заместители, старшие государственные инспекторы по газовому надзору.

Статья 3.23. Органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

1. Органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.17, 9.18, частями 1 и 4 статьи 9.19, статьями 9.20, 9.25, 23.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 12.06.2007 N 235-З, от 10.01.2015 N 243-З)

2. От имени органов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор, начальники управлений, отделов этого Департамента и их заместители, начальники межрайонных отделов областных управлений этого Департамента и их заместители.

(часть вторая статьи 3.23 в ред. Закона Республики Беларусь от 10.01.2015 N 243-З)

Статья 3.24. Органы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

1. Органы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 11.65, статьями 15.7, 15.15, частями 2 и 3 статьи 15.35, статьями 15.38, 15.42, 15.43, частью 1 статьи 15.46, статьями 15.53, 15.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 26.12.2007 N 300-З, от 12.07.2013 N 64-З, от 24.10.2014 N 197-З)

2. От имени органов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и его заместители.

Статья 3.27. Органы Министерства юстиции Республики Беларусь

1. Органы Министерства юстиции Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.72, 11.74, 12.36, 23.20, частью 2 статьи 23.38 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Министерства юстиции Республики Беларусь.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 27.12.2007 N 304-З, от 30.11.2010 N 198-З, от 30.06.2014 N 165-З)

2. От имени органов Министерства юстиции Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Министр юстиции Республики Беларусь и его заместители, уполномоченные на то начальники структурных подразделений Министерства юстиции Республики Беларусь и их заместители, начальники главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов и их заместители.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З)

Статья 4.6. Свидетель

1. Свидетелем является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по делу об административном правонарушении, вызванное судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, для дачи объяснений либо дающее объяснения.

2. Свидетелем не может быть:

1) лицо, в отношении которого ведется административный процесс;

2) лицо, которое в силу возраста, физических либо психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, и давать о них объяснения;

3) защитник и представитель потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс, - относительно обстоятельств, которые им стали известны в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя;

4) священнослужитель - относительно обстоятельств, известных ему из исповеди.

3. Свидетель имеет право:

1) не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи и своих близких родственников;

2) пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;

2-1) представлять имеющиеся у него материалы, относящиеся к делу об административном правонарушении;

(п. 2-1 части третьей статьи 4.6 введен Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З)

3) заявлять отвод переводчику;

4) собственноручно письменно давать свои объяснения для приобщения к делу об административном правонарушении;

5) заявлять ходатайства и подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

6) получать возмещение расходов, понесенных им в связи с участием в административном процессе.

4. Свидетель обязан:

1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

1-1) уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову;

(п. 1-1 части четвертой статьи 4.6 введен Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З)

2) правдиво и полно рассказать обо всем, что ему известно по делу об административном правонарушении, ответить на поставленные вопросы;

3) подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

5. За отказ либо уклонение без уважительных причин от дачи объяснений или за дачу заведомо ложного объяснения свидетель несет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Статья 4.7. Эксперт

1. Экспертом является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, которому судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, поручено производство экспертизы.

2. Эксперт имеет право:

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, и выписывать из них необходимые сведения;

2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, о привлечении к проведению экспертизы других экспертов;

3) с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, участвовать в производстве отдельных процессуальных действий, задавать участникам процессуальных действий вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;

4) давать заключения как по поставленным вопросам, так и по входящим в его компетенцию обстоятельствам, выявившимся при проведении экспертизы;

5) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, ограничивающие его права при проведении экспертизы;

6) получать возмещение расходов, понесенных им при проведении экспертизы, и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обязанностей.

2-1. Эксперт, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

(часть 2-1 статьи 4.7 введена Законом Республики Беларусь от 15.06.2009 N 26-З)

3. Эксперт не вправе вести переговоры с участниками административного процесса по вопросам, связанным с проведением экспертизы, самостоятельно собирать материалы для исследования, проводить исследования, которые могут повлечь за собой полное или частичное уничтожение объектов экспертизы либо изменение их внешнего вида или основных свойств, если на это не было специального разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

4. Эксперт обязан:

1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

2) давать обоснованное и объективное заключение по поставленным вопросам;

3) отказаться от дачи заключения, если представленные материалы недостаточны или поставленный вопрос выходит за пределы специальных знаний эксперта;

4) представить судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, документы, подтверждающие его специальную квалификацию;

5) сообщить по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, сведения о своем профессиональном опыте и отношении к лицам, участвующим в административном процессе;

6) без разрешения суда, органа, ведущего административный процесс, не разглашать сведения об обстоятельствах дела и иные сведения, ставшие ему известными в связи с проведением экспертизы, в случае, если он был предупрежден об этом судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс.

5. За дачу заведомо ложного заключения, отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей эксперт несет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Статья 4.8. Специалист

1. Специалистом является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, вызванное судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, для участия и оказания содействия в производстве процессуальных действий. Педагогический работник или психолог, участвующие при даче объяснений несовершеннолетних потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс, также считаются специалистами.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 64-З)

2. Лицо, участвующее в деле в качестве специалиста, в дальнейшем может участвовать в этом деле в качестве эксперта.

3. Специалист имеет право:

1) знать цель вызова;

2) с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, задавать вопросы участникам процессуального действия;

3) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

4) получать возмещение понесенных им расходов и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обязанностей.

3-1. Специалист, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

(часть 3-1 статьи 4.8 введена Законом Республики Беларусь от 15.06.2009 N 26-З)

4. Специалист обязан:

1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

2) представить судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, документы, подтверждающие его специальную квалификацию;

3) участвовать в производстве процессуальных действий, используя специальные знания, навыки и научно-технические средства в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств;

4) удостоверить своей подписью факт совершения действий, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, их содержание и результаты;

5) давать пояснения по поводу выполняемых им действий;

6) подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

7) соблюдать порядок при производстве процессуальных действий и во время рассмотрения дела об административном правонарушении;

8) отказаться от участия в производстве процессуального действия или рассмотрении дела об административном правонарушении, если он не обладает необходимыми знаниями.

Статья 4.9. Переводчик

1. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода, и участвующее в процессуальных действиях в случаях, когда лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший, их защитники, а также свидетели и иные участники административного процесса не владеют языком, на котором ведется административный процесс, а равно для перевода письменных документов. Переводчиком в соответствии с настоящим Кодексом считается также лицо, понимающее знаки глухого или немого и способное изъясняться с ними знаками.

2. Иные участники административного процесса не вправе принимать на себя обязанности переводчика, хотя бы они и владели необходимыми для перевода языками.

3. Переводчик имеет право:

1) задавать вопросы лицам, участвующим в процессуальном действии, в целях уточнения значения переводимых слов, выражений и знаков;

2) знакомиться с документами и другими материалами дела об административном правонарушении, которые были составлены с его участием, делать замечания, подлежащие внесению в соответствующий документ;

3) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

4) получать возмещение понесенных им расходов и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обязанностей.

3-1. Переводчик, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

(часть 3-1 статьи 4.9 введена Законом Республики Беларусь от 15.06.2009 N 26-З)

4. Переводчик обязан:

1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

2) отказаться от участия в административном процессе, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода;

3) при необходимости представить судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, документы, подтверждающие его квалификацию переводчика;

4) точно и полно выполнить порученный ему перевод;

5) удостоверить правильность перевода своей подписью;

6) соблюдать порядок при производстве процессуальных действий с его участием;

7) подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

5. За заведомо неправильный перевод, отказ либо уклонение без уважительных причин от выполнения возложенных на него обязанностей переводчик несет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Статья 4.10. Понятой

1. Понятым является не заи

Наши рекомендации