Генеральная прокуратура Российской Федерации: состав и компетенция.

Структура Генеральной прокуратуры

1) Главные управления:

организационно-аналитическое;

кадров;

по надзору за исполнением федерального законодательства;

по надзору за следствием;

уголовно-судебное;

международно-правового сотрудничества.

2) Управления:

по надзору за расследованием особо важных дел;

по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью;

по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;

по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;

по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

физической защиты и обеспечения безопасности;

методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью;

по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;

взаимодействия со СМИ;

правовое;

Первый отдел (на правах управления);

Управление делами;

документационного и методического обеспечения;

по рассмотрению обращений и приему граждан;

Протокольный отдел (на правах управления);

Отдел контрольно-ревизионной работы.

3) Управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах:

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе

4) Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации».

Подробнее

Компетенция Генерального прокурора

Согласно ст. 8, 11, 13, 17 ФЗ "О прокуратуре" к компетенции Генерального прокурора относятся вопросы:

координации деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов;

образования, реорганизации и ликвидации органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции;

руководства системой прокуратуры Российской Федерации (издания обязательных для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций, регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников);

назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации (по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации);

назначения на должность прокуроров городов и районов, прокуроров специализированных прокуратур;

установления штатов и структуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации, определения полномочий структурных подразделений;

назначения на должность и освобождения от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей, а также руководителей филиалов научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей.

Компетенция структурных подразделений Генеральной прокуратуры

Структурные подразделения Генеральной прокуратуры

Компетенция Главного организационно-аналитического управления

Согласно Положению о Главном организационно-аналитическом управлении Генеральной прокуратуры РФ, утвержденному Генеральным прокурором Российской Федерации 04.07.2013, в его компетенцию входят:

Организационное обеспечение деятельности Генерального прокурора РФ по эффективному руководству системой органов прокуратуры, в том числе осуществление планирования работы, аналитической деятельности, выработки и подготовки управленческих решений, исполнения организационно-распорядительных документов, организация и осуществление контроля за реализацией приказов, указаний, распоряжений и поручений Генерального прокурора Российской Федерации, решений коллегии, плановых, координационных и специальных мероприятий.

Обеспечение Генерального прокурора РФ полной и достоверной информацией об оперативной обстановке в стране, а также реализации отданных в связи с чрезвычайными происшествиями и преступлениями распоряжений.

Организационное обеспечение координации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по борьбе с преступностью.

Выработка единой политики обеспечения ведения государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также установления единого порядка формирования и представления отчетности в органах прокуратуры.

Организация работы по обеспечению в установленном порядке руководителей Генеральной прокуратуры РФ, органов государственной власти и правоохранительных органов РФ полной и достоверной статистической информацией о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии и результатах следственной работы и прокурорского надзора.

Организация формирования и ведения статистических баз данных, представляющих собой государственные информационные ресурсы, отражающие состояние преступности и результаты борьбы с ней.

Делопроизводственное обеспечение деятельности Генерального прокурора РФ и его заместителей в пределах компетенции, определенной Положением.

Компетенция Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства

Деятельность Главного управления направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства путем организации надзора за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органа­ми местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно Положению о Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства, утвержденному Генеральным прокурором Российской Федерации 10.07.2012, в его компетенцию входят:

обеспечение надзора за соблюдением Конституции Российской Федера­ции и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами управления и руководителями государственных внебюджетных фондов, общероссийских общественных организаций, органами государственного надзора и контроля федерального уровня и их должностными лицами; за за­конностью издаваемых ими правовых актов; соблюдением указанными орга­нами и их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина (за ис­ключением федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, уполномоченных в сфере железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, обустройства Государственной границы Рос­сийской Федерации, подразделений МВД России на транспорте, таможенных органов и их организаций);

анализ состояния законности, практики прокурорского надзора и реагирования на выявленные нарушения законов;

обеспечение взаимодействия структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации при осуществлении надзора за соблюдением прав предпринимателей;

участие в соответствии с компетенцией в осуществлении Генеральной прокуратурой Российской Федерации координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

участие в соответствии с компетенцией в подготовке заседаний коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Координационного со­вещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации;

контроль организации и результатов работы прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (за исключением транспортных) прокуратур по надзору за исполнением федерально­го законодательства, законодательных актов субъектов Российской Федерации, соблюдением прав и свобод граждан;

принятие мер, направленных на повышение качества и эффективности прокурорского надзора;

рассмотрение и разрешение обращений юридических и физических лиц и подготовка ответов в соответствии с требованиями действующего законодательства, приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Россий­ской Федерации и его заместителей;

подготовка по результатам проверок исполнения законодательства актов прокурорского реагирования и предложений руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательст­ва;

участие в связи с запросами Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в подготовке материалов для рассмотрения дел в Европейском Суде по правам человека;

участие в связи с обращениями Конституционного Суда Российской Федерации и по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в подготовке совместно с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации проектов заключений по вопросам, касающимся предметов своего ведения;

по указанию руководителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации участие в заседаниях арбитражных судов и судов общей юрисдикции;

оказание нижестоящим прокурорам методической и практической помощи по вопросам организации надзора за исполнением федерального законо­дательства, соблюдением прав и свобод граждан;

участие в работе по обучению кадров и проведению стажировки работников прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (за исключением транспортных) прокуратур, разработке указаний, рекомендаций и пособий для прокуроров;

участие совместно с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Россий­ской Федерации в правотворческой деятельности; в целях выработки и реали­зации предложений по совершенствованию законодательства участие в засе­даниях комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации Фе­дерального Собрания Российской Федерации;

выполнение иных функций в соответствии с компетенцией и по поруче­нию руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Компетенция Главного управления по надзору за следствием

Согласно Положению о Главном управлении по надзору за следствием, утвержденному Генеральным прокурором Российской Федерации 01.03.2012, в его компетенцию входят:

Обеспечение выполнения Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями функции надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие (далее - надзор за следствием).

Организация на территории Российской Федерации надзора за следствием, осуществляемым Следственным комитетом Российской Федерации, следственными органами МВД России и ФСКН России.

Контроль за исполнением подчиненными прокурорами организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей и оказание им практической помощи в орга­низации надзора за следствием.

Аналитическая и методическая деятельность с целью обеспечения надлежащего надзора за следствием, осуществляемым Следственным комитетом Российской Федерации, следственными органами МВД России и ФСКН России на территории Российской Федерации.

Изучение результатов следственной работы и прокурорского надзора, подготовка предложений о повышении их эффективности.

Компетенция Главного уголовно-судебного управления

Деятельность Главного управления призвана обеспечить защиту конституционных прав граждан в сфере уголовного судопроизводства, а также охраняемых законом интересов общества и государства путем обеспечения поддержания обвинения в суде от имени государства, обжалования незаконных, необоснованных и несправедливых судебных решений по уголовным делам, участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами кассационной и надзорной инстанций, разрешения обращений и жалоб на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам, проведения соответствующих организационных мероприятий и осуществления аналитической деятельности.

В целях решения возложенных на него задач Главное управление:

контролирует деятельность прокуратур, направленную на организацию участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, обжалования судебных решений по уголовным делам, разрешения обращений и жалоб на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов;

разрабатывает мероприятия по повышению качества и эффективности участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства;

анализирует и обобщает информацию, характеризующую состояние этой работы, практику применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства;

организует работу, связанную с внедрением новых форм уголовного судопроизводства, изучает и распространяет положительный опыт;

непосредственно реализует предоставленные законом и настоящим Положением полномочия по участию в рассмотрении судами уголовных дел;

участвует совместно с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации в правотворческой деятельности.

Компетенция Главного управления международно-правового сотрудничества

Согласно Положению о Главном управлении международно-правового сотрудничества, утвержденному Генеральным прокурором Российской Федерации 15.02.2012, в его компетенцию входят:

Обеспечение участия Генеральной прокуратуры Российской Федерации в выполнении обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров и соглашений по вопросам борьбы с преступностью и предупреждения правонарушений, соблюдения прав граждан, относящимся к компетенции органов прокуратуры.

Организация выполнения обязательств и реализации прав, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации по вопросам выдачи, правовой помощи по уголовным делам, а также по другим вопросам международного сотрудничества, относящимся к компетенции органов прокуратуры.

Организация сотрудничества и взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными органами и организациями, а также органами, организациями и учреждениями иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции органов прокуратуры.

Обеспечение выполнения соглашений и иных договоренностей Генеральной прокуратуры Российской Федерации с прокуратурами и другими правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями, совершенствование и расширение правовой базы международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Подготовка рекомендаций о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам ведения Генеральной прокуратуры Российской Федерации для представления их на рассмотрение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Организация участия Генеральной прокуратуры Российской Федерации в разработке проектов международных договоров Российской Федерации по вопросам компетенции органов прокуратуры и нормативных правовых актов о вступлении в силу этих договоров, а также подготовка и обеспечение заключения соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве Генеральной прокуратуры Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств и международными организациями.

Организация подготовки и участие в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества, затрагивающим сферу компетенции органов прокуратуры.

Координация деятельности структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации в сфере международного сотрудничества.

Организация подготовки и направления в иностранные государства запросов о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности по делам, расследуемым в Российской Федерации, либо для исполнения приговора.

Рассмотрение запросов компетентных органов иностранных государств о выдаче лиц, находящихся на территории России, для привлечения к уголовной ответственности либо для исполнения приговора суда другого государства.

Организация подготовки и направления компетентным органам иностранных государств следственных поручений по уголовным делам, находящимся в производстве компетентных органов Российской Федерации.

Рассмотрение запросов компетентных органов иностранных государств о производстве следственных действий на территории Российской Федерации и организация их исполнения.

Организация подготовки и направления в иностранные государства запросов об уголовном преследовании иностранных граждан и организация уголовного преследования лиц в Российской Федерации по запросам иностранных государств.

Разработка планов участия прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве и организация их выполнения.

Обеспечение участия подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в разработке и реализации федеральных и межгосударственных программ по вопросам международного сотрудничества в пределах установленной компетенции.

Организация письменных и устных переводов для подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и в целях обеспечения проведения протокольных мероприятий.

Наши рекомендации