Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности.
Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует, как отмечено выше, изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Сколько их — точно определить невозможно. Но, во всяком случае, можно смело утверждать — не менее полусотни. Невозможно также точно вычислить и объем таких актов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, параграфы, пункты и т.д.
Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний в значительной мере объясняется тем, что массив правовых актов о правоохранительных органах касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц. И все они призваны выполнять в высшей степени ответственную деятельность. В силу этого требуется особо тщательная правовая регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий работающих в них должностных лиц. Требование тщательности обусловлено в первую очередь стремлением свести к минимуму или полностью исключить вероятность, скажем, произвола, судебных или следственных ошибок, которые порой пагубно отражаются на судьбах людей, наносят непоправимый ущерб их правам и свободам.
Для характеристики правовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем “соседствуют” и взаимодействуют положения Конституции РФ и федеральных законов с положениями конституций, уставов и иных законов субъектов РФ, указы Президента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т. д. У названных и других документов — свой юридический статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система правоохранительных органов.
Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация актов, которые в совокупности образуют эту базу.
Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания:
предмет (содержание) группируемых актов независимо от их юридической силы;
группировка актов по их юридическому значению.
Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию
Группы актов в зависимости от их содержания (предмета):
общего характера;
о судебной власти, правосудии и судах;
об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих;
о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;
об организации выявления и расследования преступлений;
об организации юридической помощи.
Сгруппированный по такой схеме перечень основных (не всех) актов мог бы выглядеть следующим образом.
Акты общего характера - акты, которые по своему содержанию имеют непосредственное значение для определения сути и направленности всех правоохранительных функций и устройства соответствующих органов.
Перечень актов общего характера:
Конституция РФ.
Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.
Закон о безопасности.
Федеральный закон “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” от 20 апреля 1995 г.
Международные документы:
Всеобщая декларация прав человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.
Акты о судебной власти, правосудии и судах относятся к двум правоохранительным функциям — конституционному контролю и правосудию.
Перечень актов о судебной власти, правосудии и судах:
Закон о судебной системе.
Закон о Конституционном Суде.
Закон об арбитражных судах.
Закон о военных судах.
Закон о статусе судей.
Закон о мировых судьях.
Закон о судоустройстве.
Закон об органах судейского сообщества.
Закон об арбитражных заседателях.
Федеральный закон “О финансировании судов Российской Федерации” от 10 февраля 1999 г.
Положение о квалификационной аттестации судей, принятое Верховным Советом РФ 13 мая 1993 г.
Закон РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г.
Международные документы:
Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Основные принципы независимости судей, одобренные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г.
Рекомендации государствам — членам Совета Европы “О независимости, эффективности и роли судей”, одобренные Комитетом министров Совета Европы.
Акты об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих содержат ряд уже знакомых актов по вопросам организации и основ деятельности судов, поскольку в них содержатся также положения, имеющие отношение к регламентации сложного комплекса действий по осуществлению такой правоохранительной функции, как организационное обеспечение нормального функционирования судов.
Перечень актов об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих:
Закон о судебной системе.
Закон о Конституционном Суде.
Закон об арбитражных судах.
Закон о военных судах.
Закон о мировых судьях.
Закон о статусе судей.
Закон о Судебном департаменте.
Закон о судебных приставах.
Положение о Министерстве юстиции
Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры детализируют все основные вопросы понятия и содержания прокурорского надзора и иных направлений деятельности прокуратуры, ее организации и полномочий, статуса работников прокуратуры.
Перечень актов о прокурорском надзоре и органах прокуратуры:
Закон о прокуратуре.
Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567.
Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ. № 659.
Акты об организации выявления и расследования преступлений регламентируют неоднородную деятельность, в составе которой различают три компонента: осуществление оперативно-розыскных мероприятий, дознание и предварительное следствие. С другой стороны, особенностью реализации этой неоднородной деятельности является то, что она возлагается на многие органы с учетом их профиля. Какие-то из них призваны выполнять все три разновидности такой деятельности (органы внутренних дел, федеральной службы безопасности и госнаркоконтроля), какие-то — две (например, уполномоченные должностные лица Федеральной таможенной службы, начальники учреждений Федеральной службы по исполнению наказаний), а какие-то — только одну (следственный аппарат прокуратуры, судебные приставы, капитаны судов, находящихся в плавании).
Перечень актов об организации выявления и расследования преступлений:
Закон о прокуратуре.
Закон о милиции.
Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039.
Федеральный закон “О федеральной службе безопасности” от 3 апреля 1995 г.
Федеральный закон “О государственной охране” от 27 мая 1996 г.
Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613.
Положение о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента РФ от 6 июня 2003 г. № 624.
Закон об оперативно-розыскной деятельности.
Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” от 11 марта 1992 г.
УПК
Акты об организации юридической помощи
Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре.
ГПК.
УПК.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г.
Положение о Министерстве юстиции.