Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности.

Познание основ организации и функций правоохранительных ор­ганов требует, как отмечено выше, изучения значительного количе­ства законодательных и иных правовых актов. Сколько их — точно определить невозможно. Но, во всяком случае, можно смело утверж­дать — не менее полусотни. Невозможно также точно вычислить и объем таких актов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, параграфы, пункты и т.д.

Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний в значительной мере объясняется тем, что массив правовых актов о правоохранитель­ных органах касается многих государствен­ных и негосударственных организаций и должностных лиц. И все они призваны выполнять в высшей степени ответственную деятельность. В силу этого требуется особо тщательная правовая регламентация по­строения соответствующих организаций, их полномочий и полномо­чий работающих в них должностных лиц. Требование тщательности обусловлено в первую очередь стремлением свести к минимуму или полностью исключить вероятность, скажем, произвола, судебных или следственных ошибок, которые порой пагубно отражаются на судь­бах людей, наносят непоправимый ущерб их правам и свободам.

Для характеристики правовых актов о правоохранитель­ных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем “соседствуют” и взаимодействуют положения Конституции РФ и федеральных законов с положениями конституций, уставов и иных законов субъектов РФ, указы Президента РФ с постановлениями Пра­вительства РФ, положения международных соглашений с положения­ми ведомственных нормативных актов и т. д. У названных и других документов — свой юридический статус, свое значение. И данное об­стоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система правоохранительных органов.

Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать клас­сификация актов, которые в совокупности образуют эту базу.

Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания:

предмет (содержание) группируемых актов независимо от их юридической силы;

группировка актов по их юридичес­кому значению.

Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию

Группы актов в зависимости от их содержания (предмета):

общего характера;

о судебной власти, правосудии и судах;

об организационном обеспечении деятельности судов и орга­нах, его осуществляющих;

о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

об организации выявления и расследования преступлений;

об организации юридической помощи.

Сгруппированный по такой схеме перечень основных (не всех) ак­тов мог бы выглядеть следующим образом.

Акты общего характера - акты, которые по своему содержанию имеют непосредственное значение для определе­ния сути и направленности всех правоохранительных функций и уст­ройства соответствующих органов.

Перечень актов общего характера:

Конституция РФ.

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Вер­ховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.

Закон о безопасности.

Федеральный закон “О государственной защите судей, должност­ных лиц правоохранительных и контролирующих органов” от 20 ап­реля 1995 г.

Международные документы:

Всеобщая декларация прав человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и ос­новных свободах человека.

Акты о судебной власти, правосудии и судах относятся к двум правоохранительным функциям — конституционному контролю и пра­восудию.

Перечень актов о судебной власти, правосудии и судах:

Закон о судебной системе.

Закон о Конституционном Суде.

Закон об арбитражных судах.

Закон о военных судах.

Закон о статусе судей.

Закон о мировых судьях.

Закон о судоустройстве.

Закон об органах судейского сообщества.

Закон об арбитражных заседателях.

Федеральный закон “О финансировании судов Российской Феде­рации” от 10 февраля 1999 г.

Положение о квалификационной аттестации судей, принятое Вер­ховным Советом РФ 13 мая 1993 г.

Закон РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушаю­щих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г.

Международные документы:

Факультативный протокол к Международному пакту о граждан­ских и политических правах.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дис­криминации.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Основные принципы независимости судей, одобренные резолюци­ей Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г.

Рекомендации государствам — членам Совета Европы “О незави­симости, эффективности и роли судей”, одобренные Комитетом ми­нистров Совета Европы.

Акты об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих содержат ряд уже знакомых актов по вопросам организации и основ дея­тельности судов, поскольку в них содержатся также положения, име­ющие отношение к регламентации сложного комплекса действий по осуществлению такой правоохранительной функции, как организаци­онное обеспечение нормального функционирования судов.

Перечень актов об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих:

Закон о судебной системе.

Закон о Конституционном Суде.

Закон об арбитражных судах.

Закон о военных судах.

Закон о мировых судьях.

Закон о статусе судей.

Закон о Судебном департаменте.

Закон о судебных приставах.

Положение о Министерстве юстиции

Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры детализируют все основные вопросы понятия и содержания прокурорского надзора и иных направлений деятельности прокуратуры, ее организации и пол­номочий, статуса работников прокуратуры.

Перечень актов о прокурорском надзоре и органах прокуратуры:

Закон о прокуратуре.

Положение о координации деятельности правоохранительных ор­ганов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567.

Положение о классных чинах прокурорских работников Россий­ской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ. № 659.

Акты об организации выявления и расследования преступлений регламентируют неоднородную деятельность, в составе которой раз­личают три компонента: осуществление оперативно-розыскных меро­приятий, дознание и предварительное следствие. С другой стороны, особенностью реализации этой неоднородной деятельности является то, что она возлагается на многие органы с учетом их профиля. Какие-то из них призваны выполнять все три разновидности такой дея­тельности (органы внутренних дел, федеральной службы безопаснос­ти и госнаркоконтроля), какие-то — две (например, уполномоченные должностные лица Федеральной таможенной службы, начальники уч­реждений Федеральной службы по исполнению наказаний), а какие-то — только одну (следственный аппарат прокуратуры, судебные при­ставы, капитаны судов, находящихся в плавании).

Перечень актов об организации выявления и расследования преступлений:

Закон о прокуратуре.

Закон о милиции.

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федера­ции, утвержденное Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039.

Федеральный закон “О федеральной службе безопасности” от 3 апреля 1995 г.

Федеральный закон “О государственной охране” от 27 мая 1996 г.

Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверж­денное Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613.

Положение о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве­ществ, утвержденное Указом Президента РФ от 6 июня 2003 г. № 624.

Закон об оперативно-розыскной деятельности.

Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельности в Рос­сийской Федерации” от 11 марта 1992 г.

УПК

Акты об организации юридической помощи

Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре.

ГПК.

УПК.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, при­нятые Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г.

Положение о Министерстве юстиции.

Наши рекомендации