Анализ финансово-хозяйственной деятельности и оценка налоговой нагрузки ООО«Алоид»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГООБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
Факультет информационно-экономических систем
Кафедра экономической безопасности, учета и права
Зав. кафедрой | « ЭБУиП » | |
____________ | Г.Е. Крохичева | |
(подпись) | ||
«___» | _____________ 2016г. | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к выпускной квалификационной работе на тему:
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Автор ВКР ______________ И.И.Ульянова
(подпись, дата)
Обозначение ВКР 38.03.01.300000.000 БР Группа НН-410
Направление подготовки Экономика
Профиль Налоги и налогообложение
Руководитель ВКР ______________ доцент Е.А.Аксенова
(подпись, дата)
Нормоконтроль _______________ доцент Ю.Р.Мезенцева
(подпись, дата)
Ростов-на-Дону
2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
Теоретические основы налогового планирования | ||
1.1 Роль налогового планирования на предприятии | ||
1.2 Сущность, принципы и методы налогового планирования | ||
1.3 Виды и основные этапы налогового планирования на предприятии | ||
Анализ финансово-хозяйственной деятельности и оценка налоговой нагрузки ООО«Алоид» | ||
2.1 Краткая характеристикаООО«Алоид» | ||
2.2 Расчет стоимости чистых активов и оценка имущественного положения | ||
2.3 Анализ платежеспособности и ликвидности | ||
2.4 Оценка финансовой устойчивости | ||
2.5 Оценка использования деловой активности | ||
2.6 Оценка рентабельности | ||
2.7 Анализ налогооблагаемой базы и налоговой нагрузки ООО«Алоид» | ||
Мероприятия по совершенствованию налогового планирования как инструмента повышения эффективности деятельности ООО«Алоид» | ||
3.1 Формирование налоговой стратегии в ООО«Алоид» | ||
3.2 Управление налоговыми рисками в налоговом планировании в ООО«Алоид» | ||
3.3 Организация внутреннего налогового контроля в ООО «Алоид» | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ |
ВВЕДЕНИЕ
Развитие в России рыночной экономики выдвигает в число актуальных и имеющих важное значение, как для государства так и для предприятий, проблему эффективного налогового планирования. Деятельность предприятий все более усложняется, что сопровождается повышенным риском, возможным получением убытков или неполучением запланированной прибыли, в связи с этим вопросам налогового планирования должно уделяться внимание[13].
Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, изначально предусматривающее различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика.
Возрастающая роль налогового планирования в деятельности современного предприятия обусловила внимание ученых к исследованию проблемы функционирования системы налогового планирования.
Среди зарубежных исследований проблемы интерес для развития налогового планирования в России представляют работы Д. Кэмбелла, Д. Караяна, Ч. Свенсона, Д. Неффа и Д. Джонсона.
Серьезные исследования в области налогового планирования выполнены российскими авторами Галимзяновым Р.Ф., Горбуновым А.Р., Гуськовым С., Кожиновым В.Я., Козенковой Т.А., Медведевым А.Н., Погорлецким А.И., Рогозиным Б.А., Тихоновым Д.Н., Черником Д.Г. и многими другими.
Целью данной выпускной квалификационной работыявляется раскрытие теоретических аспектов налогового планирования на микроуровне, а также разработка и внедрение элементов планирования для целей налогообложения в ООО«Алоид» для их практического применения в интересах повышения эффективности деятельности организации.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
-раскрытие экономической сущности понятия налоговое планирование;
-подробная характеристика видов, форм и методов налогового планирования;
-анализ финансового и налогового состояние предприятия на практике;
- рассмотрение системы показателей, характеризующих налоговые обязательства рассматриваемой организации, и анализ их динамики;
- разработка методологии организации налогового планирования в целях повышения эффективности деятельности предприятия.
Объектом исследования является роль налогового планирования в повышении эффективности деятельности предприятия.
Предметом исследования является система теоретических, методических и практических рекомендаций, обеспечивающих формирование в организации оптимального механизма налогового планирования.
Информационную базу исследования составляют данные бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия организации, информация из периодической печати, монографии и учебники специалистов в области налогового планирования, Интернет-ресурсы.
В соответствии с целью и задачами выпускная квалификационная работа будет иметь следующую структуру.
В первой главе рассмотрена сущность налогового планирования, раскрыты принципы, виды, методы и его основная роль. Также проанализированы этапы налогового планирования.
Во второй главе рассмотрена организационно-экономическая характеристика предприятия, ее цели, задачи и проанализирована финансово-хозяйственная деятельность ООО«Алоид». А также произведена оценка налогооблагаемой базы и налоговой нагрузки предприятия.
В третьей главе предложены мероприятия совершенствования системы налогового планирования, а также изучены возможные варианты повышения эффективности налогового планирования в ООО«Алоид».
1 Теоретические основы налогового планирования
1.1 Роль налогового планирования на предприятии
В настоящее время налоговое планирование выступает в качестве основы рыночных отношений всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. Данные процессы зачастую оказывают непосредственное воздействие на деятельность организаций и предприятий. Планирование является тем инструментом, который может обеспечивать правильную и достоверную оценку возможности своего развития на краткосрочную (текущую) и длительную (стратегическую) перспективу. Такое планирование также обеспечивает условия для прогнозирования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Налоговые платежи составляют существенную долю в финансовых средствах организаций и самым непосредственным образом влияют на формирование экономических результатов их деятельности, на конкурентоспособность и финансовую устойчивость. Именно поэтому налоговое планирование входит в практику хозяйственной жизни коммерческих организаций как один из элементов общеэкономического планирования, а стратегическое планирование – в качестве важнейшей ее составной части.
Можно сказать, что по своей сущности налоговое планирование представляет собой частный случай общеэкономического планирования и связано со своевременными взносами в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Планирование должно осуществляться вместе с управленческим, финансовым, производственным, технологическим и другими видами планирования[6].
В экономической литературе по теории налогообложения имеется достаточно большое количество работ, которые посвящены вопросам налогового планирования. Однако, зачастую авторыиспользуют разные
подходы к изучению вопросов налогового планирования, особенно если эти вопросы касаются методического характера. Часть авторов в налоговом планировании видят целенаправленную деятельность, которая ориентирована на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства. Другая часть авторов считает, что налоговое планирование – это, прежде всего, применение юридических пробелов в законодательстве для уменьшения налоговых платежей, либо извлечение дополнительных выгод для организации путем тонкого и гибкого применения существующего налогового законодательства.
Предлагаемые определения налогового планирования построены, как правило, с позиции противостояния налогоплательщиков фискальным органам государства. Необходимо учитывать тот факт, что в современной экономике нецелесообразно осуществлять процесс налогового планирования только на основе учета и использования пробелов, существующих в действующем налоговом законодательстве. Следует учитывать и смежные с налоговым законодательством отрасли: права, финансов, банков, и др. В противном случае это будут временные и малоперспективные для стратегического планирования действия.
Минимизация налогов – термин, который вводит в заблуждение. Основной целью минимизации налогов можно считать не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а наоборот увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Под минимизацией налогов можно понимать своеобразный путь к более высокому получению доходов. Однако необходимо помнить и о проблемах получения необоснованной налоговой выгоды. На эту тему сейчас существует очень много арбитражных споров. Причем недовольными остаются обе стороны. С одной стороны налогоплательщики доказывают, что никакого умысла в их действиях нет и налоговой выгоды нет, а с другой стороны налоговики пытаются вывести налогоплательщиков на «чистую воду» и начислить штраф[4].
Однако большая часть специалистов склоняется к тому, что понятие
налогового планирования основано на оптимизации налоговых платежей.
Под оптимизацией понимают определение качественных и количественных значений экономических показателей, при которых достигается оптимум – наилучшее состояние системы. Другими словами, оптимизация – процесс достижения наивысшего результата при меньших ресурсных затратах. Если рассматривать оптимизацию относительно налогового планирования, то это будет означать выбор оптимального решения в области налогообложения, а также сочетание разных налоговых схем согласнодействующему законодательствус целью оптимизации всей хозяйственной деятельности организации. В свою очередь, налоговые платежи, самым существенным образом влияют на экономические показатели предприятия: себестоимость продукции, объемы реализации, отпускные цены и тарифы, конкурентоспособность продукции, финансовые результаты, чистая прибыль.
С социально-экономической точки зрения, процесс уменьшения себестоимости для предприятия заключается:
1)вповышении прибыли, которая остается в ее распоряжении, а также в появлении возможности не только простого, но и расширенного воспроизводства;
2) ввозникновении большей возможности с целью материального стимулирования работников и решения социальных проблем трудового коллектива организации;
3) всовершенствовании экономического состояния и уменьшении степени риска банкротства;
4) в возможности уменьшения цен на продукцию и тем самым увеличении конкурентоспособности предприятия[14].
Необходимо отметить, что налоговое планирование в организации – это составная часть стратегического планирования всей хозяйственной деятельности, которое представляет собой процесс формирования, а также определения размера налоговых обязательств за счет выбора оптимального
сочетания вариантов осуществления экономической деятельности, направленной на получение минимального уровня возникающих при этом налоговых платежей, в рамках действующего законодательства.
Целью налогового планирования является не только законная минимизация налоговых обязательств, но также увеличение общего научного уровня планирования в организации, который ведет к повышению эффективности производства. Определение цели налогового планирования зависит от состава основных стратегических приоритетов и интересов для поступательного развития предприятия в процессе планирования ее хозяйственной деятельности.
Основными задачами налогового планирования на уровне организации являются:
1) определение размера налоговых обязательств, подлежащих уплате в бюджет и внебюджетные фонды на очередной финансовый год по конкретным налогам и составление общего бюджета налоговых платеже;
2) определение плановой себестоимости продукции и создание финансового плана организации;
3) минимизация и оптимизация основных налоговых платежей;
4) процесс контроля за своевременной и полной уплатой налоговых платежей;
5) установление допустимого уровня налоговой нагрузки в плановом периоде.
Использование налогового планирования деятельности предприятия и деловых отношений создает следующие важные преимущества для бизнеса:
1) прояснение возникающих проблем;
2) вероятность проведения анализа и применения будущих благоприятных условий;
3) подготовка предприятия к изменениям во внешней среде;
4) стимулирование участников налогового планирования к реализации своихрешений вдальнейшей работе, а также создание предпосылок для повышения образовательной подготовки менеджеров;
5) обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;
6)увеличение экономической стабильности и значимости организации.
В современной экономике можно выделить следующие основные группы хозяйствующих субъектов, которые наиболее остро нуждаются в применении налогового планирования своей деятельности, а именно[5]:
1) сложные корпоративные структуры: холдинги, ФПГ и другиеданные субъекты имеют разветвленную сеть дочерних и зависимых предприятий, где возникает круг дополнительных задач, связанных с оптимизацией, которые традиционно занимаются налоговым планированием и имеют самые серьезные разработки в данной области;
2) вновь возникшие частные фирмы. Процесс сбережения денежных средств может привести к расширению и усложнению деятельности многих из этих организаций, а также к появлению новых условий, которые создадут потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству;
3) в планировании объективно нуждаются приватизированные предприятия. Эта группа хозяйствующих субъектов вынуждена изучать новые способы налогового планирования. Изменившиеся условия хозяйствования заставляют ее активно искать новые способы принятия финансовых решений и заниматься не только традиционным финансовым планированием, но и налоговым планированием как подсистемой управленияфинансовыми ресурсами;
4) в налоговом планировании также нуждаются малые предприятия, которые используют как традиционную, так и упрощенную систему налогообложения в силу ограниченности своих ресурсов и сложностей, возникающих у них при внедрении рыночных механизмов. Возрастающая роль налогового планирования в условиях нынешнего рыночного хозяйства определяется рядом факторов.
Необходимость налогового планирования диктуется двумя основными факторами: тяжесть налоговойнагрузки для конкретного субъектахозяйственной деятельности, а также сложность и изменчивость налогового законодательства.
В настоящее время увеличивается значимость налогового планирования как фактора экономического роста хозяйствующих субъектов, что обусловлено следующими обстоятельствами:
1)финансовая нестабильность и частые изменения в налоговом законодательстве делают наиболее конкурентоспособными те организации, которые незамедлительно реагируют на вносимые изменения, а сделать это могут, только хозяйствующие субъекты, которые занимаются многовариантными расчетами налоговой оптимизации;
2) налоговая экономия является резервом с целью повышения чистой прибыли фирмы и дает возможность реализовать модернизацию, техническое перевооружение, закупку нового оборудования и т.п.;
3) максимизация чистой прибыли создает условия с целью увеличения дивидендных выплат и соответственно стоимости акции и роста капитализации (цены) фирмы[22].
Можно сделать вывод, что недостаточная теоретическая проработка и отсутствие четкой системы налогового планирования на практике, которые позволяют всесторонне моделировать эффективные предпринимательские решения с учетом налогового фактора, свидетельствуют о незадействованности всех возможных резервов для оптимизации налогообложения с целью увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Именно по этой причине, в условиях современной экономики необходимо проводить тщательное всестороннее изучение теоретических и практических аспектов налогового планирования.
1.2 Сущность, принципы и методыналоговогопланирования
В современной экономике под налоговым планированием понимается одна из основных составляющих финансового планирования (управления финансами) организации.
В то же время под налоговым планированием также понимается планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью снижения налоговых платежей. Планирование может носить адресный характер и быть направленным на определенный субъект, а также может применяться для широкого круга субъектов хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что основным призывом налогового планирования является не столько минимизация налоговых отчислений организации, сколько стать регулятором производства и процесса управления организацией.
Таким образом, можно сказать, что сущность налогового планирования заключается в упорядочивании деятельности хозяйствующих субъектов согласно налоговому законодательству РФ и стратегии развития предприятия.
Суть налогового планирования можно раскрыть, как в широком, так и в узком смыслах слова. В узком смысле налоговое планирование – это организация и технология расчета объемов определенных налогов организации на следующий финансовый год, а также в среднесрочной перспективе. В широком смысле слова налоговое планирование понимается, как естественное желание субъектов хозяйственной деятельности к сбережению доходов, а также минимизации расходов и получению прибыли.
В условиях современной рыночной экономики роль налогового планирования определяется рядом факторов[16]. К ним относятся:
1) тяжесть налоговой нагрузки для определенного хозяйствующего субъекта;
2) частые усложнения, а также изменения в налоговом законодательстве.
Налоговое планирование основывается на максимально полном использовании льгот, установленных налоговым законодательством РФ, а также на анализе позиции налоговых органов и учете главных направлений, как налоговой, бюджетной, так и инвестиционной политики государства.
На уровне хозяйственной деятельности возможность применения налогового планирования обусловлена следующими причинами:
1) естественное желаниесубъектовхозяйственнойдеятельности
сохранить свои доходы и минимизировать расходы;
2) увеличение коммерческой, а также производственной деятельности без какого-либо вмешательства внешних источников финансирования;
3) рыночная конкуренция и стремление организаций «выжить»;
4) заинтересованность государства в предоставлении налоговых льгот в целях регулирования социально-экономического развития, а также стимулирования той или иной сферы производства или группы налогоплательщиков.
В свою очередь, налоговое планирование также можно рассмотреть, как выбор между разными вариантами методов реализации деятельности и размещения активов, который направлен на получение более низкого уровня налоговых обязательств. В идеале такое планирование должно быть перспективным, так как большинство решений, которые принимаются в рамках проведения сделок,достаточно часто влекут за собой крупные финансовые убытки[11].
Именно поэтому необходимо учитывать, что в основе налогового планирования должно быть не только действующее налоговое законодательство, а также и общая принципиальная позиция, которую занимают налоговые органы по различным вопросам, проектам налоговых законов, направлениям и содержанию готовящихся налоговых реформ. Данную информацию можно получить у местных органов управления, из прессы, а также электронных правовых систем и т.д.
Эффективность налогового планированиянеобходимо сопоставлять с затратами, произведенными на его реализацию. Также необходимо сопоставлять цели налогового планирования с коммерческими приоритетами
предприятия.
Еще одной задачей налогового планирования является расчет нескольких вариантов сумм прямых и косвенных налогов, а также налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к определенной
сделке или проекту в зависимости от разных правовых форм ее реализации.
При правильной организации налоговое планирование предоставляет организации следующие возможности:
1) следовать налоговому законодательству посредством правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;
2) свести к минимальному количеству налоговые обязательства;
3) предельно повысить доходы организации;
4) создать структуру взаимовыгодных соглашений, как с поставщиками, так и с заказчиками;
5) эффективно руководить денежными потоками;
6) избегать штрафных санкций.
Налоговое планирование подчиняется определенным принципам. Под принципами налогового планирования принято понимать основные начала налогового планирования, которым должны придерживаться налоговый менеджер, налоговый консультант и налоговый юрист.
В современной экономической литературе можно выделить несколько классификаций принципов налогового планирования. Выделяют следующие основные принципы налогового планирования:
1) разумность. В налоговом планировании под разумностью понимается необходимость продумывания любой схемы до мелочей. В свою очередь, применение необдуманных налоговых схем повлечет за собой санкции со стороны государства.
2) эффективность. Подразумевается получение выгоды от налоговой оптимизации, которая должна превышать затраты, непосредственно связанные с реализацией данного проекта.
3) комплексность. При налоговом планировании необходимо учитывать
разные стороны деятельности предприятия:материально-техническое оснащение, производство и сбыт продукции, оплата труда и пр.
4) гибкость. В процессе налогового планирования создается план, своевременно учитывающй изменения внешних и внутренних условий.
5) альтернативность. Всегда долженбыть выбор изнескольких
возможных вариантов.
6) индивидуальность. При налоговом планировании можно применять один из методов снижения налоговой нагрузки только после проведения анализа всех особенностей деятельности организации. Также необходимо учитывать, что нельзя механически переносить одну и ту же схему с одной организации на другую.
7) законность. Необходимо проводить анализ применяемых на данном предприятии юридически значимых документов и их соответствие нормам действующего законодательства, а также и возможность применения таких документов для организации.
Особое значение обычно уделяется документальному оформлению операций, так как неаккуратность в оформлении или вовсе отсутствие нужных документов, которые подтверждают их законность, может стать основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции , что далее может повлечь за собой более обременительного для предприятия порядка налогообложения и штрафных санкций[15].
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что главные правила применения оптимизационных налоговых схем в практической деятельности организации вытекают из принципов налогового планирования. Максимально повысить экономический эффект, а также уменьшить налоговые риски позволит именно соблюдение этих принципов.
Также необходимо отметить черты, присущие налогового планирования. Прежде всего, это определенная организация деятельности налогоплательщика, не допускающаяприменение методов, которые связаны с
несоблюдением налогового законодательства.
В основе налогового планирования лежат:
1) учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;
2) правильное составление учетной политики предприятия;
3) правильное и полное использование всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщика;
4) оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также инвестиционного налогового кредита.
Каждый субъект хозяйственной деятельности должен вести документальное оформление налогового планирования:
1) в налоговом календаре, который служит для контроля над своевременностью и правильностью уплаты налогов;
2) в приказе по учетной и налоговой политике хозяйствующего субъекта;
3) во внутренних правилах налогового планирования на предприятии;
4) в инструкциях для участников этого процесса[24].
Для предприятий налоговое планирование по своей сути является составной частью стратегического финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Все чаще в последнее время налоговое планирование изучают как составную часть налогового менеджмента.
К основным методам налогового планирования относят:
1) метод прямого счета, нормативный метод;
2) имитационный метод;
3)расчетно-аналитические методы;
4)численные балансовые методы (метод микробалансов, метод графо-аналитических зависимостей, матрично-балансовый метод, комбинированные
методы);
5) методы экономико-математического моделирования и комбинированные.
Данные методы могут носить могут носить не только ситуационный характер, но и вариационный характер.
Необходимо также учитывать такие методы налогового планирования,
как специальные. Данные методы позволяют предотвратить уклонение от уплаты налогов, а также ограничить сферу налогового планирования. Эти методы относятся к процессу установления пределов налогового планирования.
1) законодательные ограничения. Особенностями данного метода являются:
- обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика;
- обязанность представлять налоговые декларации и другие документы, которые требуются для исчисления и уплаты налогов;
- обязанность удерживать налоги у источников.
Также необходимо помнить, что за нарушение налогового законодательства предусмотрены экономические меры ответственности.
2) административные воздействия. При помощи данных воздействий возможен факт вмешательства в деятельность налогоплательщиков, которая связана с уклонением от уплаты налогов.
3) судебные способы. В соответствии со ст. 198,199 Уголовного кодекса РФ, уклонение от налогов признается в форме уклонения от подачи декларации о доходах и включения в нее заведомо ложных сведений, а также включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо сокрытие других объектов налогообложения.
Все методы налогового планирования можно разделить на две группы: общие и специальные[19].
Общие методы налогового планирования:
1) метод выбора формы деятельности. Данныйметод заключается в применении возможности открыть представительство, филиал, обособленное подразделение организации илиучредить дочернюю фирму. В свою очередь, физические лица могут осуществлять свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Предметом налогового планирования будут выступать особенности налогообложения каждого из представленных вариантов. При данном методе возможно применение специального налогового режима.
2) метод выбора юрисдикции налогоплательщика.Суть данного метода состоит в «выводе» прибыли в зону льготного налогообложения. В современной экономике данный метод является достаточно распространенным, так как экономический результат при применении данного метода в большинстве случаев гораздо больше того эффекта, который возникает при использовании других льгот и освобождений, предусмотренных НК РФ. Однако необходимо помнить и о слабых сторонах данного метода, одной из которых является нестабильность правового положения юрисдикции.
3) метод ситуационного планирования. При данном методе предприятие определяет спектр тех налогов, которые необходимо уплачивать в пользу государства, уточняет их ставки и возможные к применению льготы в строгом соответствии с НК РФ и статистическими нормативами (см. рисунок 1.1).
Устав организации |
Налоговое поле |
Хозяйственные договоры |
Хозяйственные операции |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Журнал хозяйственных операций |
Финансовый результат, налоговые платежи, санкции |
Рисунок 1.1 – Общая схема ситуационного метода налогового планирования
Далее проводится анализ типичных хозяйственных операций, в которых организация принимает участие. При всем этом необходимо учитывать особенности вида деятельности, а также сложность производственного процесса.
Далее подлежат разработке разные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие разные стороны экономической жизни и реализующиеся в нескольких сравнительных вариантах. Затем на основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты.
Необходимо отметить, что на данном этапе нужно сопоставлять получаемые финансовые результаты с возможными потерями, которые могут быть обусловлены штрафными и другими санкциями. К слабым сторонам данного метода можно отнести его многовариантность.
К специальным методам налогового планирования относятся следующие:
1) метод использования «пробелов» в законодательстве. В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика. Этот пункт, предусмотренный НК РФ выступает основным нормативным обоснованием применения рассматриваемого метода.
В качестве его слабой стороны можно выделить то, чтозаконодательные «лазейки» подлежат устранению, что не дает большеналогоплательщикам возможности уменьшать размер налоговых отчислений. Это происходит путемвнесения соответствующих изменений к налоговым законам, которые обусловливают результаты практической деятельности налоговых органов.
Результаты этой деятельности порождают внесение в органы законодательной власти предложений по совершенствованию соответствующих положений законодательства, что вызвановыявлением легального уклонения от уплаты налогов, которое совершается из-за недостаточной проработанности законов. Также стоит отметить и тот факт, что для выявления и правильного использования так называемых «лазеек» понадобится помощь хорошего
специалиста по налогообложению[21].
Учитывая вышесказанное, данный метод налогового планирования не рассчитан на долгосрочную перспективу и требует большой уверенности в легальности используемых «пробелов».
2) метод применения налоговых льгот.В силу относительной простоты и абсолютной законности, этот метод можно назвать достаточно распространенным среди налогоплательщиков. В качестве его слабой стороны можно выделить только возможную сложность оформления в налоговом органе. Ведь часто для подтверждения права налогоплательщика на использование определенной льготы,требуется предоставить достаточно большое количество подтверждающих документов.
3) метод формирования учетной политики. Этот метод является существенным в силу того, что от выбранных налогоплательщиком способов налогообложения и учета в большой степени зависят порядок и сумма уплачиваемых налогов. Учетная политика определяется предприятием до начала нового календарного года и на вопрос ее формирования следует обратить особое внимание. Таким образом, данный метод можно назвать вспомогательным. Он может способствовать снижению рисков, возникающих при использовании других методов налогового планирования.
4) метод применения льготных организаций.При использовании этого метода основная налоговая база подлежит переводуна теюридические лица, которым налоговым законодательством предоставляются льготные условия налогообложения (например, налогоплательщикам, находящимся на упрощенной системе налогообложения).
5) метод изменения срока уплаты налогов.Налоговым законодательством предусмотрена возможностьизменения срока уплаты налогов посредством применения отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Это можноэффективно использовать налогоплательщикам вих деятельности. (согласно гл. 9 НК РФ).Суть метода отсрочки налогового платежа заключается в том, что срок уплаты достаточно
большого количества налогов находится в тесной связи с моментом возникновения объекта налогообложения, а также с календарным периодом (месяц, квартал, год). Таким образом,отсрочить появление облагаемого налогом оборота организация может путем перечисления денежных средств в последний день отчетного периода.
6) метод замены отношений.Основой этого метода является основной принцип гражданского права. Это принцип диспозитивности гражданско-правовых отношений, который означает, что каждый хозяйствующий субъект вправе самостоятельно выбирать как контрагентов, так и формы и условия сделок с ними.
При использовании этого метода нужно обратить внимание на то, что налогоплательщик при юридическом оформлении отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую форму сделки, исходя из принципов юридической техники этого оформления, а также с обязательным учетом возникающих при этом налоговых последствий. Необходимо отметить и то, что замене подлежит весь комплекс возникающих прав и обязанностей, а не только формальная сторона сделки[2].
7) метод разделения отношений.Как и метод замены, метод разделения отношений также основывается на принципе диспозитивности в гражданском
праве, только в данном случае происходит не замена одних хозяйственных отношений на другие, аразделение одного сложного отношения на ряд более простых хозяйственных операций.
8) метод прямого сокращения объекта налогообложения.В основе метода лежит избавление от некоторых операций или имущества, которые
подлежат налогообложению, без нанесения ущерба хозяйственной деятельности субъекта, осуществляющего налоговое планирование. Сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи, мены, дарения происходит, например, путем снижения стоимости товаров, работ, услуг с учетом действия ст. 40 НК РФ.
Можно отметить, что достаточно распространенным способом
сокращения объекта обложения по налогу на имуществ<