Создание юридического лица. Государственная регистрация юридических лиц.

Создание юридического лица представляет собой юридический акт, в результате которого юридическое лицо возникает как субъект гражданского права. Согласно действующему законодательству юридическое лицо может быть создано путем учреждения нового юридического лица или же путем реорганизации уже существующего юридического лица.

Создание юридического лица должно происходить в строго определенном порядке, установленном законом.

Традиционно в отечественном гражданском праве различают три способа (порядка) создания юридических лиц:

1) распорядительный способ (порядок) создания юридического лица характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основании соответствующего распоряжения собственника имущества или иного уполномоченного им лица. Для данного способа характерными являются три основные стадии: а) издание распорядительного акта собственником или иным уполномоченным органом; б) организационная работа по выделению средств, подбору кадров и т.п.; в) утверждение учредительных документов юридического лица;

2) разрешительный способ (порядок) создания юридического лица характеризуется тем, что инициатива создания юридического лица исходит непосредственно от учредителей (будущих участников) юридического лица, а компетентный государственный орган или иное юридическое лицо, проверив законность образования данного юридического лица, дает на то соответствующее разрешение. Для данного способа свойственны такие стадии, как: а) инициативный акт учредителей; б) издание акта компетентным органом; в) организационная работа;

3) явочно-нормативный способ (порядок) создания юридического лица характеризуется тем, что для образования юридического лица не требуется ни распоряжения, ни специального разрешения компетентного органа, поскольку своего рода разрешение в общей форме содержится уже в норме закона и требуется лишь инициатива учредителей, их явка в соответствующий орган. Компетентный государственный орган проверяет соблюдение порядка образования юридического лица и соответствие характера и целей создаваемой организации общим требованиям, предъявляемым законом к данной организационно-правовой форме. Для данного способа характерны: а) инициативный акт учредителей; б) организационная работа; в) контрольная работа компетентного государственного органа[3].

Явочно-нормативный порядок создания юридических лиц в настоящее время является самым распространенным как во всем мире, так и в России.

При создании юридического лица обязательным является подготовка учредительных документов, которые наряду с законодательными и иными нормативно-правовыми актами выступают правовой основой деятельности юридических лиц.

В соответствии со статьей 52 ГК РФ юридическое лицо действует либо только на основании устава (например, акционерное общество), либо только на основании учредительного договора (хозяйственное товарищество).

Учредительный договор юридического лица заключается его учредителями (будущими участниками); устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, то оно действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

Устав юридического лица представляет собой установленный собственником или иным уполномоченным органом свод правил, регулирующих такие вопросы, как: правовое положение соответствующей организации, состав участников юридического лица и доли их участия, порядок деятельности юридического лица и его органов и др.

Подготовленные учредительные документы представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, его учредителями либо направляется в регистрирующий орган по почте ценным отправлением с уведомлением и описью вложения.

Государственная регистрация юридического лица представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с федеральным законодательством.

Порядок государственной регистрации предусмотрен специальным законодательным актом – Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя.

Статья 4 Федерального закона от 28.06.2013 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» вводит новую редакцию статьи 51 ГК РФ (государственная регистрация юридических лиц), которая совпадает с редакцией статьи, предлагаемой законопроектом № 47538- 6/2. Часть 4 статьи 51 ГК РФ носит антирейдерский характер, поскольку содержит важную новеллу о том, что «в случае и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц».

Также важной новеллой является положение о том, что «включение в единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона».

Кроме изменений в ГК РФ, вышеуказанным нормативным актом введены изменения и в федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в частности установлена обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, и введены новые основания для отказа в регистрации.

Наши рекомендации