Понятие, характеристика и виды частных исков: actio in rem, actio in personam, actio in stricti, actio bonae fidei, actio utilis, actio ficticia, etc.
Требование по поводу защиты своего права в римской юстиции должно было носить определенную и завершенную (по своему содержанию) формуконкретного иска (actio
Иск– обращенное в суде требование истца к ответчику. «Иск есть не что иное, как право лица осуществлять судебным порядком принадлежащее ему требование».Римляне полагали, что только судебная защита права придает этому праву ценность и завершение.
Материально-правовая сторонаиска – требование истца к ответчику, а процессуальная– требование к претору. Число исков было ограниченным.
Классификация римских исков:
по личности ответчика:
– вещные(actiones in rem) – требование признать право истца на определенную вещь. Ответчиком могло быть любое лицо, нарушившее право истца;
– личные(actiones in personam) – требование исполнения обязательства конкретным должником. Обязательства всегда предполагают наличие одного или нескольких должников, только они могли нарушить право истца и только против них давался личный иск;
по содержанию:
– иски из доброй совести(actiones bonae fidei) – судья должен был выносить решение, руководствуясь принципом «доброй совести», но не выходя из предписаний права; ииски строгого права(actiones stricti juris);
– фиктивныйиск (actio ficticia) – иск, формула которого содержит фикцию, т. е. указание судье присоединить к наличным фактам определенный несуществующий факт;
если по образцу уже существующего и принятого в практике иска принимался аналогичный ему иск, то первый – прямойиск (actio directa), а второй–производный от него(actio utilis).
По обусловленности своего содержания иски подразделялись на иски строгого права (actio strict! iuris) и иски доброй совести (actio bonae fidei). Различие между двумя категориями исков было историческим и формальным. Оно действовало только в классический период римского права. Главное различие состояло в том, что при рассмотрении исков строгого права судья был связан буквой договора, из которой вытекает иск, и который должен быть подан в точном соответствии с предписанием закона. При рассмотрении исков доброй совести судья мог принимать во внимание возражения ответчика, основанные на требованиях справедливости, хотя в формулу иска они не были включены. Нередко иски доброй совести предъявлялись на основе конкретного предписания высшей судебной власти в форме actio utilis - исков по аналогии. закон Аквилия предусматривал ответственность за неправомерное повреждение или уничтожение чужого имущества лишь при условии телесного воздействия на телесную вещь (corpore corpori). Но претор при помощи аналогии распространил защиту потерпевшего и на те случаи, когда вред был причинен виновным образом, но без телесного воздействия на вещь (например, если лицо уморило голодом чужое животное).
В тех случаях, когда претор признавал необходимым распространить предусмотренную законом защиту на новое, не отраженное в законе отношение, он в формуле иска предлагал судье допустить существование некоторых фактов, которых в действительности не было, и с помощью этой фикции подвести новое отношение под один из существующих исков. В этом случае имел место так называемый иск с фикцией (actio ficticia).
8. Римская семья: состав, структура. Агнатское и когнатское родство.
Римская семья - самостоятельный структурный элемент римского общества. В доклассический период римская семья - патриархальная. Сущность патриархальной семьи; представляет собой семейную общину, которая охватывает несколько поколений потомков старшего предка по мужской линии вместе с их женами, детьми и рабами.
Патриархальная семья была основана на началах абсолютной власти домовладыки над женой, детьми и их потомством, боковыми родственниками и их имуществом. Структура внутрисемейных связей (родство) в патриархальной семье была основана не на кровной общности, а на принципе подчинения старшему мужчине. Такая система родства называется «агнатской системой». Формальной основой этой системы являются отношения юридического подчинения, которые называются «отцовская власть».
Под агнатским родством понимали изначальное подчинение власти одного и того же paterfamilias, то есть домовладыки, отца семейства; это родство по мужской линии. Когда дочь выходила замуж и переезжала в новый дом, она поступала под властью нового домовладыки, нового агната и переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д. Отец и мужчины прежней семьи утрачивали власть над ней, она принимала на себя власть мужа и мужчин - родственников мужа. Агнатское родство распространялось на детей: сыновья находились с отцом в этих отношениях, пока сами не становились агнатами, то есть домовладыками. Дочери - пока не переходили из-под власти отца под власть мужа. Агнатское родство распространялось на всех родственников, живущих в доме своего агната, а также на рабов. Наиболее бесправными в агнатских отношениях были рабы и женщины. Со временем власть домовладыки утратила ярко выраженные патриархальные черты и приобрела более очерченные границы; она перестала быть бесконтрольной и непререкаемой, а личность подвластных постепенно была введена в положение частного права.
Это стало возможно с изменением экономических устоев общества - с развитием хозяйства, торговли, дроблением патриархальной семьи и ослаблением патриархальных устоев. На первое место начало выдвигаться родство по крови через женскую линию, когнатское родство, которое в конце концов полностью вытеснило агнатское родство.
В отличие от агнатского родства когнатское основывалось на общности происхождения. В когнатском родстве учитывались линии и степени кровного родства. Линии в когнатском родстве имели два вида:
1)прямая, связывающая людей, происходящих один от другого; линия могла быть восходящей или нисходящей в зависимости от точки отчёта - от потомства к предку или от предка к потомству;
2)боковая, объединяющая людей, имеющих общего предка (братья-сёстры, двоюродные братья-сёстры, троюродные братья-сёстры и т.д., включая их потомство).
Степень родства предполагала исчисление поколений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого; при выяснении степени родства отчёт рождений вёлся так: по прямой линии - непосредственно между этими лицами, по боковой линии - от общего порядка.
Брак и его виды. Заключение и расторжение брака
Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.
Условия вступления в брак:
достижение брачного возраста;
согласие на брак;
наличие у брачующихся права заключить законный брак.
Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.
Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.
Способы заключения брака в римском праве:
путем совершения религиозного обряда;
путем покупки женихом невесты;
путем простого соглашения сторон.
Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).
Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.
Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.
Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.