Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

Заключается в том, чтобы служба судебных приставов (ССП) осуществляла свою деятельность в соответствии с требованиями закона, соблюдала права и свободы физических и юридических лиц и принимала решения, соответствующие закону.

Задачи:

законность и исполнение судебных актов и актов других органов в РФ;

соблюдение требований законодательства в деятельности судебных приставов;

соблюдение установленных законодательством РФ прав и свобод физических и юридических лиц при исполнении судебных решений;

соответствие законам решений судебных приставов.

Правовая основа:

ФЗ «О прокуратуре РФ» (п.2 абз.5,ст.1);

ФЗ «О судебных приставах»;

ФЗ «Об исполнительном производстве»;

Приказы и указания генпрокурора.

Предмет, объекты и пределы надзора

Предмет:

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за соблюдением прав и свобод физических и юридических лиц судебными приставами;

надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами.

Объектами:

Главный судебный пристав;

Департамент судебных приставов Минюста;

Служба судебных приставов (ССП) управления военных судов Минюста;

ССП органов юстиции S-в РФ;

Районные, межрайонные или соответствующие им, согласно административно-территориальному делению S-в РФ, подразделения судебных приставов.

Данный перечень является исчерпывающим.

Пределы:

См.ст.1 «О прокуратуре»

Полномочия прокурора:

лично, либо поручать вышестоящим ССП проводить проверки исполнения законов судебными приставами соответствующих подразделений;

проверять законность применения физической силы, спец. средствсудебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности судов;

проверять соблюдение требований учета судебных решений, подлежащих принудительному исполнению;

проверять соблюдение установленных законом сроков вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства (3 суток), направления копий постановления заинтересованным лицам (взыскателю, должнику) и в суд; совершения исполнительных действий (2 месяца);

проверять соблюдение требований закона «О недопустимости ущемления прав граждан и организаций в своей деятельности»;

рассматривать жалобы на действия (бездействия) судебных приставов;

истребовать для ознакомления материалы исполнительного производства, если заявлена претензия к их содержанию, а также иные материалы, подтверждающие законность и обоснованность действий судебных приставов.




65. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Предмет надзора, полномочия и правовые средства надзора.

Предметом надзора являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Статья 33. Полномочия прокурора

1. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

Предметом надзора за законностью исполнения наказания

и иных мер принуждения, назначаемых судом, являются:

1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-

трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнугых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы;

4) законность приказов, распоряжений администрации, а также их действий и решений.

Осуществляя надзорную деятельность, прокуроры не должны вмешиваться в организационно-распорядительную и хо-

зяйственную деятельность администрации поднадзорных объектов, к которым относятся исправительные колонии общего,

строгого или особого режима, тюрьмы, следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, арестные дома,

воспитательные колонии, колонии-поселения, лечебные исправительные учреждения, дисциплинарные воинские ча-сти, гауптвахты для осужденных военнослужащих; уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры (ст. 16 УИК). При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и иные назначенные судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания подозреваемых

и обвиняемых в совершении преступлений прокурор вправе:

— посещать в любое время эти органы и учреждения;

— опрашивать задержанных, заключенных под стражу,

осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

— знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, и оперативными

материалами;

— требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу,

осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается;

— отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных,

немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиноч-

ной камеры, дисциплинарного изолятора.Прокурор или его заместитель обязан немедленно осво-бождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо подвергнутого в нарушение закона задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органа-ми, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осуженных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Правовые средства – правовые действия прокурора, регламенты ФЗ либо законом Прокуратуры.:

1.Средства по выявлению правонарушений (прокурорские проверки):

- надзорные:

• По целевому назначению (основные, контрольные)

• По проверяемым субъектам (в одном органе, в нескольких органах одновременно)

- ненадзорные:

• По поводу проверки

• По объему (целевые, широкие)

• По проверяющим субъектам (специфическими силами Прокуратуры, смешанные – привлечение дополнительными специалистами, ведомственные)

2.Средства реагирования:

- надзорные:

• Процессуальные (указания, согласия Прокуратуры, постановления Прокуратуры, утверждения Прокуратуры)

• Не процессуальные (протест, представления, предостережение, постановление о возбуждении административного производства)

- ненадзорные:

• Процессуальные (представления, жалобы, иски)

• Непроцессуальные (письма, доклады, информации)

- по целевому назначению:

• Основные

• Сигнализирующие

- акты прокурорского реагирования

.

Наши рекомендации