Прокурорский надзор за исполнением административного законодательства.
Термин «административное законодательство» в юридической литературе и нормативных актах РФ встречается довольно часто, но нигде нет его точного определения. Он отождествляется чаще всего с законодательством об административных правонарушениях, которое, как установлено ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ, состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях определены в ст. 1.3 КоАП РФ. В частности, согласно п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5, применению подлежат только те законы субъектов РФ, которые приняты с учетом положений статьи 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации. В частности, законом субъекта РФ не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами РФ. В качестве мер административного наказания могут быть предусмотрены предупреждение и административный штраф в размере, установленном абз. 1 ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ.[3]
В части 2 ст. 1.1 КоАП РФ закреплено, что КоАП РФ основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ; если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Там же установлено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", о чем и указано в п. 1 ст. 1 этого Закона
необходимо выделить три базовые функции прокуратуры:
• функция надзора за соблюдением Конституции и законов (с корректировкой пределов и предмета надзора);
• функция уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства;
• функция поддержания государственного обвинения в судебном разбирательстве и участия прокурора в суде
Прокурорский надзор за исполнением административного законодательства, как и всякая другая государственная общественно-полезная, созидающая деятельность, имеет свой предмет и задачи. Исследуемой подотрасли надзора свойственны все признаки надзора за исполнением законов, но так же имеются и свои особенности.
предметом любой практической деятельности обычно понимают ее содержание, характер, особенности, направленность на достижение вполне конкретного позитивного результата.
ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ», но в ней названы далеко не все органы, за исполнением законов которыми прокуроры призваны осуществлять надзор. В ней не упоминаются предприятия, учреждения, организации, а также различные общественные организации, объединения, движения. В связи с тем, что в обязанности перечисленных органов (организаций) вменено точное исполнение действующих на территории Российской Федерации законов (ст. 15 Конституции РФ) и при их неисполнении или ненадлежащем исполнении нередко ущемляются права и свободы граждан, права и законные интересы юридических лиц, включая и государство, эти органы и организации не могут быть исключены из сферы прокурорского надзора, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности. Не упоминаются в указанной статье в качестве субъектов надзора и граждане. Между тем требование точного исполнения законов предъявляется также и к гражданам. При нарушениях гражданами законов прокурор принимает меры к привлечению их к установленной законом ответственности. Из этого следует, что граждане в случаях нарушения ими законов также являются субъектами прокурорского надзора
Объект прокурорского надзора, как функции прокуратуры состоит в совокупности юридических и физических лиц, органов власти и хозяйствования, на которые распространяется компетенция прокуратуры. В общем, виде объект прокурорского надзора определяется как совокупность федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор осуществляет надзор за исполнением (соблюдением) законов названными субъектами правоприменения — объектами надзора, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов
49. Сущность, полномочия и правовые средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, предмет надзора.
Сущность определяется тем, что на органы прокуратуры государством возложена функция уголовного преследования.
Уголовное преследование представляет собой деятельность государственных органов, органов следствия, дознания, прокуратуры по
- установлению события преступления
- изобличению лиц, виновных в совершении преступления (доказание вины)
- поддержанию от имени государства перед судом обвинения в отношении лица, совершившего преступление.
Уголовное преследование по уголовным делам, делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляется прокурором, следователем и дознавателем.
Однако главная, основная роль принадлежит органам прокуратуры – только прокурор может возбудить дело, а также с согласия прокурора дело может возбудить следователь или дознаватель. Только прокурор принимает решение о направлении дела в суд.
Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры одновременно реализуют (выполняют) возложенные на них задачи по защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Преступления являются наиболее тяжкими посягательствами.
Деятельность прокуратуры в сфере уголовного производства включает в себя:
1) расследование преступлений
2) надзор за своевременным и качественным (полным) расследованием дела другими органами.
Деятельность по уголовному судопроизводству отличается определёнными особенностями, позволяющими выделить её в самостоятельную отрасль.
Особенности:
1) Наличие задач, отличающихся от задач других отраслей
Задачи прокурорского надзора за расследованием преступлений (ст.6 УПК):
ש задачи, стоящие перед уголовным судопроизводством в целом
ש защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений
ש защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения,
ограничения прав и свобод
2) Особый предмет надзора
Предмет надзора – это деятельность поднадзорных субъектов по соблюдению ими конституции, исполнению законов.
Особый предмет надзора: эти действия осуществляются органами, занимающимися особым видом деятельности (оперативно-розыскной деятельностью и расследованием преступлений). Эта деятельность специфична и осуществляется в строго процессуальных рамках.
К числу поднадзорных субъектов относится 3 категории:
1) органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность:
- органы внутренних дел
- органы ФСБ
2) органы, осуществляющие дознание:
- органы внутренних дел
- таможенные органы
- органы ФСБ
- командиры воинских частей и др. (перечислены в УПК).
3) органы, осуществляющие предварительное следствие:
- органы внутренних дел
- прокурорские органы
- органы ФСБ.
Предмет (определён в ст.29 ФЗ «О прокуратуре РФ») – это
ü соблюдение прав и свобод человека и гражданина
ü соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений
о совершённых преступлениях
ü соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий
ü соблюдение установленного порядка проведения расследования
ü законность принимаемых органами расследования решений.
Т.е. в предмет прокурорского надзора входят:
1) оперативно-розыскные мероприятия
2) действия, предшествующие возбуждению уголовного дела (проверка заявлений и сообщений о совершении преступлений)
3) уголовно-процессуальные действия по расследованию преступлений (в том числе – акты, выносимые органами расследования)
4) действия других участников процесса.
В уголовном судопроизводстве прокурор является полноправным участником процесса.
Уголовно-процессуальным законом (УПК) подробно регламентированы:
ü действия органов расследования, поднадзорных прокурору, а также
ü действия самого прокурора.
Прокурор в надзоре за расследованием преступлений наделён большим объёмом властно-распорядительных полномочий.