Особенности прокурорского надзора за соблюдением политиче-ских прав и свобод гражданина. ??? см. вопрос 43


45. Прокурорский надзор за законностью правовых актов, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. РИКАЗ от 7 декабря 2007 г. N 195 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Основная задача органов прокуратуры предупреждение издания незаконных актов, противоречащих законам, как одна из гарантий охраны прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и государства в целом. Задачей является также повышение правовых знаний должностных лиц, депутатов, издающих (принимающих) правовые акты, а также лиц, разрабатывающих проекты этих актов.

Без сигналов о нарушении законов могут также проводиться проверки законности привлечения граждан и должностных лиц к административной ответственности в органах, наделенных правом применения административных санкций, поскольку выносимые ими постановления о привлечении к административной ответственности являются разновидностью правовых актов. Тем не менее, при получении сведений о незаконном привлечении к административной ответственности эти проверки проводятся в первую очередь.

В связи с сигналами об издании незаконных актов, ущемляющих права и свободы работников (сотрудников) и других лиц, проверки законности актов могут проводиться прокурором и на предприятиях, в учреждениях и в организациях, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности. По таким же основаниям могут проводиться проверки законности актов, принимаемых общественными организациями и объединениями.

Проверки законности актов могут проводиться в прокуратуре путем истребования туда изданных актов и по месту их издания. По взаимной договоренности многие представительные и исполнительные органы власти всех уровней направляют в органы прокуратуры принятые ими законы, указы, постановления, решения, распоряжения. Законность этих актов проверяется в органах прокуратуры.

Критерием оценки прокурором правовых актов является соответствие их закону. Акты должны соответствовать также нормативным указам Президента РФ и нормативным постановлениям Правительства РФ. Что касается правовых актов, издаваемых (принимаемых) представительными и исполнительными органами местного самоуправления и другими органами муниципального уровня, то они, кроме того, должны соответствовать законам субъектов федерации и уставам муниципальных образований. Это обстоятельство учитывают прокуроры в процессе осуществления надзора за законностью актов.

В процессе проверок законности актов, изданных любым органом, прокурор, как правило, выясняет:

- правомочен ли орган издавать акт по данному вопросу, и не входит ли решение этого вопроса в компетенцию другого органа. Иными словами, не нарушена ли органом его законная компетенция, не вышел ли он за ее пределы;

- не допущено ли в акте нарушение материального закона

- по существу, т.е. тех законов, которые применены при издании акта;

- не ограничивает ли акт права и свободы граждан, законные интересы юридических лиц;

- не устанавливаются ли актом обязанности граждан, не предусмотренные Конституцией и законами РФ, а также конституциями, уставами и законами республик и других субъектов федерации;

- не содержит ли акт разрешения запрещенных законом действий;

- не содержится ли в акте сведений о совершении преступлений и других правонарушений;

- соответствует ли содержание акта фактическим обстоятельствам (жизненной ситуации). Дело в том, что внешне акт может выглядеть вполне законным, хотя в действительности он не соответствует фактическим обстоятельствам;

- содержат ли акты, в особенности изданные представительными и исполнительными органами и органами местного самоуправления, указания на финансовые, материально-технические и организационные средства, необходимые для обеспечения их выполнения;

- не противоречит ли правовой акт ранее принятым тем же органом актам;

- соблюден ли порядок принятия или издания акта, закрепленный в регламенте органа;

- содержит ли акт необходимые реквизиты: номер, дату принятия издания, подписи и другие, и указан ли срок вступления его в силу;

- каковы причины издания незаконных актов и условия, способствующие этому.

46. Основные задачи, тактика и методика осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в экономической деятельности. Экономические права, не являясь абсолютными, могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в которой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Конституции РФ, ч. 3 ст. 5).

Каждый вид экономических отношений регулируется определенной сферой российского законодательства, а это налоговое законодательство, законодательство о собственности, антимонопольное законодательство, авторское законодательство и т.д.

Объектом прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере экономики является деятельность государственных и негосударственных органов по исполнению законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих отношения в этой области.

Первая группа источников информации - обращения. понятие «обращение гражданина в государственные органы» является родовым по отношению к заявлениям, жалобам, предложениям. Заявления и жалобы могут подаваться как юридическими, так и физическими лицами. Применительно к экономическим отношениям это могут быть сообщения о фактах нарушения законодательства об охране труда, фактах нарушения антимонопольного законодательства, законодательства об авторских правах и т.д.

Вторая группа: правовые (в первую очередь, нормативно-правовые) акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Правовые возможности прокурорского надзора позволяют исключить региональный монополизм органов государственной власти, создающий незаконные преимущества одним субъектам хозяйственного оборота и ущемляющий права и законные интересы других (запрет на вывоз и ввоз продукции, введение не основанных на законе сборов, пошлин, налогов и пр.).

Третья группа: сведения из регистрирующих органов.

Это могут быть документы, представляемые лицами или органами, принимающими решения о создании, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций в регистрирующие органы; ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию коммерческих и некоммерческих организаций; сведения коммерческих предприятий об основных видах деятельности и объемах производимой и реализуемой продукции (работ, услуг).

Четвертая группа: документы контролирующих органов о проведенных проверках.

Например, сведения и первичные документы о проверках, проведенных налоговыми органами, центрами Госсанэпиднадзора и других выявленных правонарушениях (рапорты, справки, акты проверок на конкретных объектах, акты и протоколы на виновников административных проступков, постановления о наложении административных взысканий, предписания о приостановлении либо запрете на реализацию той или иной продукции, о приостановлении деятельности торговых предприятий, заявления и иски в суды и т.д.).

Пятая группа: данные и материалы о допущенных правонарушениях, имеющиеся в районных (городских) администрациях, органах местного самоуправления; материалы, находящиеся в правоохранительных органах (о нарушителях, составляющих группу риска).

Шестая группа: сообщения средств массовой информации, рекламные проспекты, видеоролики и другие сообщения коммерческих организаций в средствах массовой информации.

Седьмая группа: внутренняя документация хозяйствующих субъектов.

Это могут быть договоры между хозяйствующими субъектами, приказы, инструкции, ведомости выплаты зарплат и т.д.


Наши рекомендации