Правовое регулирование прокурорского надзора
Правовое регулирование прокурорского надзора, прежде всего, осуществляется Конституцией РФ. КонституцияРФ регламентирует деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов.
· В частности ст. 1 29 Конституции РФ закрепляет:
1) прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;
2) Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ;
3) прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами;
4) иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;
5) полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.
Особое место среди всех нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность органов прокуратуры занимает ФЗ «О прокуратуре РФ».Указанный закон закрепляет общие положения о прокуратуре, понятие прокуратуры и виды прокуратур, организация деятельности органов прокуратуры, система органов прокуратуры, полномочия органов прокуратуры, требования, предъявляемые к работе в данной сфере и т. д.
Деятельность органов прокуратуры и прокуроров регулируется также УПК РФ,который закрепляет, что порядок уголовного судопроизводства является обязательным для органов прокуратуры, поскольку прокурор является государственным обвинителем.
Гражданский процессуальный кодекс РФуказывает на участие прокурора в гражданском судопроизводстве.
Прокурор является обязательным участником арбитражного процесса. Арбитражный процессуальный кодекс РФустанавливает право на обращение в арбитражный суд Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора (в форме представления).
Статьей 13 УИК РФустановлено, что меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются также прокурором.
За невыполнение законных требований прокурора, КоАП РФпредусматривает наложение административного штрафа.
Кроме названного федерального законодательства деятельность прокуратуры регулируется также следующими федеральными законами: «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; Законом РФ «О полиции»; «Об органах федеральной службы безопасности»; «Об оперативно-разыскной деятельности»; «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».
5. Система и содержание курса «Прокурорский надзор в РФ».
Курс прокурорского надзора– это система знаний о правовой и социальной природе прокурорского надзора, статусе (правовом положении) прокуратуры и её функциях, направлениях, формах и методах деятельности.
Предмет курса прокурорского надзора«смыкается» с предметами других учебных дисциплин (судебная власть, правоохранительные органы в РФ, административное право, уголовный процесс, гражданский процесс, семейное право, арбитражный процесс). Прокуратура является одним из специализированных органов. Система курса делится на две части: общую и особенную.
В рамках общей части изучаются:
· принципы организации и деятельности органов прокуратуры
· компетенция прокуратуры, её виды, виды прокурорских полномочий
· вопросы организации деятельности органов прокуратуры
· система прокурорских органов
· история развития прокуратуры.
В рамках особенной части изучаются:
· деятельность прокуратуры по отдельным направлениям
· отрасли
· методика осуществления надзора по отдельным вопросам
· работа органов прокуратуры по разрешению поступающих заявлений, обращений (от граждан и организаций)
· надзор за соблюдением
Курс "Прокурорский надзор" включает в себя изучение тактики и методики осуществления прокурорского надзора в основных направлениях деятельности органов прокуратуры. Полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений закона носят разноплановый характер: при осуществлении надзора за исполнением законов в стадии дознания и предварительного следствия, а также в надзоре за исполнением законов в стадии исполнения приговоров прокурор наделен рядом полномочий, позволяющих ему самому не только устранять нарушение закона, но и принимать самостоятельное решение по любому возникающему вопросу. Иное дело - в сфере надзора за исполнением законов и законностью правовых актов в различных сферах хозяйственных и социальных отношений, когда перед прокурором ставится запрет на попытки вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность государственного органа, предприятия или организации. Аналогичные ограничения для прокуроров сформулированы в действующем законодательстве относительно надзора за деятельностью судебных органов в уголовном и гражданском судопроизводстве. Суд независим и подчиняется только закону, поэтому обязанность прокурора - принести протест на незаконные приговоры, решения, определения и постановления суда. Принятие решения по уголовным и гражданским делам - это право и обязанность только суда.
Учебная дисциплина, посвященная прокурорскому надзору, тесно связана с другими учебными дисциплинами. С курсом "Прокурорский надзор" наиболее тесно связаны дисциплины уголовного и гражданского процесса, трудового и административного права, в сфере преподавания которых прокурорский надзор занимает весьма заметное место, а также в преподавании криминалистики.