Предмет и система курса «Прокурорский надзор».
Предмет и система курса «Прокурорский надзор».
Предмет – общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, с одной стороны и другими субъектами общественных отношений – министерствами, комитетами, органами исполнительной власти, представительными органами, органами местного самоуправления, органами военного управления и должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц и физ. лицами.
Система курса представляет собой классификацию учебного материала на 2-е части: общую и особенную.
В общей частизакреплены основные положения, раскрываются задачи связанные с укреплением законности, раскрываются полномочия и задачи прокурора, система структура органов прокуратуры, принципы деят-ти, основные направления деятельности прокуратуры, порядок формирования органов прокуратуры, требования предъявляемые к прокурорам.
В особенной части раскрыты сущность, задачи и полномочия прокуроров по осуществлению ими надзора в различных отраслях деятельности прокуратуры.
ПН – самост. отрасль права, которая определяется совокупностью прав. норм, которые регулируют структуру и систему органов прокуратуры, организацию их работы, а также правоотнош., кот. возникают при осущ-нии ген. прокурором и подчинёнными ему прокурорами надзора за точным и единообразным исполнением з-на.
История созданияи развития органов прокуратуры в РБ
27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о гос. суверенитете. 26 августа 1991 г. сессия Верховного Совета приняла Закон «Об обеспечении полит. и экон. самост-ти БССР», а 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял закон, в соотв-и с которым бывшая БССР получила название «РБ».
После объявления полит. и экон. независимости Беларуси началась работа по формированию органов власти и управления суверенного гос-ва. Новая редакция К. внесла некоторые изменения в порядок назначения и освобождения от должности Генпрокурора РБ. В соотв. с ней Генпрокурор назначается на должность П. РБ с согласия Совета Респ. и освобождается от должности также П., но уже с уведомлением Совета Респ.
Кроме того, по К. РБ, принятой 15 марта 1994 г., Генпрокурор обладал правом законод. инициативы в Верх.Совете РБ (ст. 90). Новой же редакцией от 24 нояб.1996 г. Генпрокурор лишен такого права. 29 января 1993 г. был принят З-н РБ «О Прокуратуре РБ». В этом Законе прокуратура была названа как самост. орган, осущ-ющий от имени гос-ва надзор за исполн. з-нов, определены цели и направления деят-ти прокуратуры, принципы ее организации и деят-ти, система и организация органов прокур-ры, полномочия прокуроров при осущ-нии надзора за исполнением зак-ва. 8 мая 2007 г. принят новый Закон «О прокуратуре РБ» => прежний Закон утратил силу.
В новом З-не «О прокуратуре РБ» прокуратура определена как единая и централиз. система органов, осущ-ющих от имени гос-ва надзор за точным и единообр. исполнением НПА на терит. РБ, а также выполняющих иные функции, установленные законод. актами. Существенной новацией в этом З-не является то, что в нем изложена иная система принципов организации и деят-ти прокуратуры по сравнению с системой пр-пов, которые были предусмотр. в прежнем Законе. Перечень направлений деят-ти прок-ры дополнен новым направлением – «Кординация деят-ти по борьбе с преступностью». Увеличено число отраслей прокур. надзора с 4-х до 5 в связи с разделением ранее одной отрасли «Надзор за исполн-ем з-нов органами, осущ-ющими оперативно-розыскную деят-ть, дознание и предвар. следствие» на 2 самост. отрасли: «Надзор за исполн. зак-ва при осущ-нии оператив.-розыск. деят-ти» и «Надзор за исполн. закона в ходе досуд. произ-ва, при произ-ве предвар. следствия и дознания». Новшеством в этом Законе является переименование «общего надзора» прокуратуры на «надзор за исполн. зак-ва». Введена новая глава «Особенности организации и обеспечения деят-ти военных прокуратур» (глава 16) и др. отличияот прежнего З-на.
Форма правоотношений реализации прокур. власти
Принципы организ-и и деят-ти органов прокур-ры.
Полномочия прокуроров. Акты прокур. надзора и их классификация.
Планир., отчетность и контроль в органах пр-ры.
В соотв. с приказом ген. прокурора, планирование рассм-ся как эффективное ср-во по руководству и управлению деят-ти органов пр-ры, рац. распределения сил, позволяющему мобилизировать подчиненных на решение наиболее острых вопросов. Важнейшие черты планирования: 1. конкретность, 2. рацион-ть. План-е преследует выполнение след. задач: 1.сосредоточить внимание на главных примерах борьбы с преступностью; 2.улучшить взаимодействие органов пр-ры с др. правоохран. органами. Требования к планированию: план д.б. целеустремленным; оптимальным; реальным; комплексным; стабильным; конкретным. В план включаются основ. мероприятия: 1. подведение итогов деят-ти пр-ры за опред. период; 2.обсуждение их на межведомственных совещаниях; 3. обобщение практики пр. надзора; 4.мероприятия,связ. с повышением деловой квалификации. Выделяется индивид. планирование – планирование работы каждого прокурора. Отчетность – отчет о работе прокурора (через 3-6 мес) и отчет о работе следователя (ежемесячно). Прокуратурой РБ совместно с МВД и гос. тамож. комитетом установлена и принята инструкция по составлению статистич. отчетности о следств. работе и дознании. Контроль– проверка работ нижест. органов пр-ры. Проводятся проверки отраслевые, комплекс., спец. и контрольные. Комплексные проверки– осущ-ся в полном объеме работы соотв. пр-ры по борьбе с прест-ми и иными правонарушениями. Отраслевые проверки – проводятся в целях устан-я состояния работы нижестоящей пр-ры по определенному функциональному направлению ее деят-ти в полном объеме (напр, надзор за испол-м зак-в органами, осущ. оперативно-розыскную деят-ть, дознание и предв. следствие).Спец. проверки проводятся для устан-я состояния работы нижест. пр-ры по отдельным вопросам либо по ? укрепления законности (напр, об усилении борьбы с правонарушениями среди несоверш-х). Контрольные проверки пров-ся на основе принятых руководителем пр-ры решений в установ. сроки, обычно в целях проверки исп-я предложений и рекомендаций по устранению отмеченных недостатков).Виды контроля: контроль за надзором, контроль за работой аппарата пр-ры.
16. Пр-п единоначалия и коллег. руководства в органах пр-ры.Каждый пр-р действует на соотв.тер-рии или в сфере соотв.правовых отн-й от имени РБ в целом как единая ситема. В пределах своей компетенции каждый пр-р наделен едиными полномочиями и прав. ср-ми их реализации. Так, любой пр-р вправе и обязан реагировать на выявленный незакон. правов. акт, принятый органом, на кот-й распростр-ся его компетенция. Для устранения таких нарушений использ-ся одни и те же прав. ср-ва: внесение протеста, представления, вынесение постан-й, направление предписаний, объявление письм.офиц.предупреждения. Вышестоящий пр-р может поручить нижест. выполнение своих обяз-тей, принять на себя испол-е обяз-тей нижест.пр-ра, изменить любое его решение, кроме случаев, специально предусм-х в законе. Единоначалие в деят-ти органов прок-ры находит сочетание с коллегиальностью при принятии решений по актуальным проблемам прокурор.и следств. работы. Коллегия респуб.прокур-ры на своих заседаниях рассм-ет состояние работы по основным направлениям деят-ти органов пр-ры, обсуждает ? проверки исполнения, подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты важнейших приказов и инструкций, заслушивает отчеты Бел. военного прокурора, Бел. транспортного пр-ра, прокуроров областей, начальников управлений и отделов респ.прокуратуры.
В случае необходимости принятия решения по кардинальным вопросам, имеющим значение для всех органов пр-ры, проводятся расширенные заседания коллегией респ.прокуратуры с участием руководителей нижестоящих прокуратур.
Протест прокурора
Протест – акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, местных представит., исполнит и расп. органов, других организаций должностных лиц и ИП. В протесте прокурор или его заместитель требуют отмены либо изменения противоречащих законодательству правового акта, решения или прекращения незаконного действия. Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом или ИП не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а местными представительными органами – на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме. Принесение протеста приостанавливаетисполнение опротестованных правового акта или решения (действия). При рассмотрении протеста коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении протеста. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшими его прокурором или его заместителем либо вышестоящим прокурором.
Сущность, предмет, объект и задачи пр-го надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварит. следствие.
Надзора за исполнением законов указанными органами – реализация правозащитной функции прокуратуры. Это обусловлено тем, что эти органы осуществляют борьбу с преступностью.
Предмет надзора за исполнением закон-ва при осуществл-и ОРД - соответствие законод-ву правовых актов, решений и действий органов и должн-ых лиц, осущест-х ОРД. Предмет надзора за испол-ем закон-ва при производстве предварит-го следствия и дознания - соответствие УПК правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц при производстве предварительного следствия и дознания. Объект– законность осуществления оперативно розыскной деятельности, дознания и следствия.
Задачи: 1)обеспечение того, чтобы опер-но-розыскная деятельность, выполнение оперативных и опер-но-розыскных мероприятий проводилось на основании, в порядке и в соответствии с законно-ом. 2)обеспечение того, чтобы ни одно преступление не оставалось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответ-ти. 3)никто не должен подвергаться необоснованному привлечению к уголовной ответ-ти. 4)никто не должен подвергаться незаконному задержанию или аресту. 5)обеспечение неуклонного соблюдения порядка и сроков рассмотрения заявлений и сообщений о совершённых прест-ях и своевременное возбуждение в соответствии с законом уг-х дел и др.
Предмет и система курса «Прокурорский надзор».
Предмет – общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, с одной стороны и другими субъектами общественных отношений – министерствами, комитетами, органами исполнительной власти, представительными органами, органами местного самоуправления, органами военного управления и должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц и физ. лицами.
Система курса представляет собой классификацию учебного материала на 2-е части: общую и особенную.
В общей частизакреплены основные положения, раскрываются задачи связанные с укреплением законности, раскрываются полномочия и задачи прокурора, система структура органов прокуратуры, принципы деят-ти, основные направления деятельности прокуратуры, порядок формирования органов прокуратуры, требования предъявляемые к прокурорам.
В особенной части раскрыты сущность, задачи и полномочия прокуроров по осуществлению ими надзора в различных отраслях деятельности прокуратуры.
ПН – самост. отрасль права, которая определяется совокупностью прав. норм, которые регулируют структуру и систему органов прокуратуры, организацию их работы, а также правоотнош., кот. возникают при осущ-нии ген. прокурором и подчинёнными ему прокурорами надзора за точным и единообразным исполнением з-на.