Система уголовно-процессуального законодательства.
8. Влияние решений Конституционного Суда РФ на правовое регулирование уголовного судопроизводства.
Влияние решений Конституционного Суда РФ на правовое регулирование в области уголовного судопроизводства обусловлено ролевым назначением Конституционного Суда РФ в судебной системе России как судебного органа конституционного контроля. «под конституционным контролем в сфере уголовного судопроизводства понимается одна из форм государственного контроля, осуществляемая специальным судебным органом — Конституционным Судом — посредством конституционного судопроизводства и; имеющая своей целью оценку конституционности уголовно-процессуального закона и достижения на этой основе защиты конституционных прав и свобод участников уголовного процесса, охраны конституционных основ производства расследования и осуществления правосудия в Российской Федерации, решения иных задач, связанных с утверждением законности в сфере уголовного судопроизводства. влияние решений Конституционного Суда на повседневную практику судов общей юрисдикции проявляется в двух основных формах: императивно-обязывающей и консультативно-директивной.
Императивно-обязывающая форма влияния решений
Конституционного Суда РФ характеризуется тем, что решения содержат прямые предписания судам других ветвей судебной власти, которые подлежат выполнению ими. Данная форма закреплена в ст. 79 федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», предусматривающей, что решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Консультативно-директивная форма влияния решений
Конституционного Суда РФ характеризуется тем, что решения такого типа содержат в себе разъяснение судам, каким образом должен быть оценен смысл закона и, соответственно, как должно быть осуществлено его применение (консультативный аспект). Вместе с тем решение Конституционного Суда РФ иными судами не только не может быть проигнорировано, но подлежит учету при рассмотрении соответствующих дел (директивный аспект).
Представляется, что несомненный интерес вызывает раскрытие, прежде всего, влияния решений Конституционного Суда РФ, как элемента механизма уголовно-процессуального регулирования, на правовое регулирование в сфере уголовного судопроизводства. Данный аспект роли решений Конституционного Суда РФ в механизме уголовно-процессуального регулирования связан в первую очередь с так называемой ревизией уголовно-процессуального законодательства РФ.
9. Роль постановлений Пленума Верховного Суда РФ в совершенствовании уголовно-процессуальной практики.
Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения находят свое выражение в постановлениях Пленума.
Постановление Пленума Верховного Суда - один из видов судебных решений, которое является комплексным, основывается на совокупности казуальных судебных решений. В юридической литературе дискуссионным является вопрос относительно обязательности постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Существуют две точки зрения. Сторонники первой (С.А. Иванов, Прохорова, А.И. Рарог и другие) утверждают, что постановления Пленума не являются обязательными, а носят лишь рекомендательный характер.
В частности, А.И. Рарог отмечает, что общеобязательный характер разъяснений Пленума Верховного Суда РФ не вытекает ни из ст. 126 Конституции РФ, ни из Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», в соответствии с которым «суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону, а Верховный Суд РФ вправе давать лишь разъяснения по вопросам судебной практики, но никак не указания относительно того, как нужно понимать и применять уголовный закон.
Таким образом, ни из Конституции РФ, ни из федеральных конституционных законов, ни из других федеральных законов не следует, что разъяснения Пленума Верховного Суда РФ имеют нормативный характер и являются обязательными для судебных органов страны.
Авторы учебника под редакцией Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой указывают, что с принятием Конституции Российской Федерации роль руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ изменилась. Они потеряли обязательную силу, предписанную Законом о судоустройстве. Этот закон вступил по рассматриваемому вопросу в противоречие со ст. 120 Конституции РФ, в которой определено, что «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Противоречат они и ч.1 ст.1 УК РФ, устанавливающей, что уголовное законодательство Российской Федерации состоит из УК РФ. В ч.2 ст.З УК РФ определен запрет на применение уголовного закона по аналогии. Приведенные предписания Конституции РФ и УК РФ исключают возможность придания постановлениям Верховного Суда РФ обязательного для суда характера