Общие и специальные меры предупреждения организованной преступности.
Предупреждение организованной преступности предполагает выявление важнейших направлений борьбы с ней на основе учета специфики орг.преступности. В правовом и организационном отношении такими направлениями являются принятие законов и совершенствование порядка управления, противодействующие отмыванию средств, добытых преступным путем, а также способствующие обнаружению незаконных доходов. В социальном отношении необходимо улучшение экономической обстановки, политическая стабильность, преодоление нравственной деградации, воспитание правосознания граждан. Для этого необходимо принятие законов о борьбе с коррупцией, об ответственности за легализацию преступных доходов, о государственном финансовом контроле. Нужно также ликвидировать большинство льгот в хозяйственной деятельности, способствующих коррупции; перейти к распределению гос.заказов через открытые конкурсы с публикацией предъявленных требований; перейти к международным стандартам бух.учета.
Непосредственными мерам по борьбе с орг.преступностью являются: оперативно-профилактические и целевые операции по пресечению деятельностью преступных групп, в т.ч. и этнических, и конкретных лиц; проверки соблюдения законности частными службами безопасности и охранными; проверки соблюдения банками порядка кредитования негосударственных структур; выборочные проверки предприятий по добыче и переработки нефти, газа, редких и цветных металлов; подготовка правовых актов об обеспечении безопасности свидетелей и лиц, оказывающих помощь в борьбе с орг.преступностью; мероприятия, препятствующие проникновению орг.преступности в органы гос. власти и правоохранительные структуры; информационное противодействие орг.преступности, работа с общественностью. Кроме того, очень важно международное сотрудничество по линии Интерпола и других организаций, участие в конвенциях и договорах по борьбе с орг.преступностью.
15 ноября 1988 года образована Служба по борьбе с организованной преступностью МВД СССР. Во многих странах, где профессиональная преступность переходила на уровень организованной, создавались подобные специальные службы.
Так, в структуре МВД СССР на базе аппаратов уголовного розыска были созданы специальные подразделения, призванные осуществлять борьбу с групповой преступностью, имеющею признаки организованности.
В феврале 1989 года на базе специальных отделов и управлений было образовано Шестое Главное управление МВД СССР по борьбе с организованной преступностью и иными опасными преступлениями. В феврале 1992 года в системе МВД России было образовано Главное управление по организованной преступности (ГУОП). Его задачи: борьба с бандитизмом, квалифицированым вымогательством, коррупцией, преступными группами общеуголовной и экономической направленности, а также лидерами преступной среды.
Некоторые авторы высказываются за создание самостоятельной федеральной службы по борьбе с организованной преступностью. Это связано с тем, что самостоятельный орган исполнительной власти будет вести более активную работу в области борьбы с организованной преступностью. Данные мысли имели место еще при существовании СССР. Так, в обращении к Президенту СССР, Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных республик, принятому на расширенном заседании Всесоюзного координационного бюро по криминологии 29 августа 1990 г. в Ленинграде, предлагалось создать единый Федеральный государственный комитет при Верховном Совете СССР по борьбе с организованной преступностью и коррупцией со своими органами на местах, с возложением на этот комитет в полном объеме оперативно-розыскных и следственных функций.
Позже также предполагалось создание комитета по борьбе с особо опасной организованной преступностью, который осуществлял бы оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по делам о таких преступлениях, как создание либо руководство организованной преступной групой, преступной организацией (сообществом), терроризм, захват заложника и некоторых других, если они совершаются с использованием международных связей, с использованием должностных лиц федеральных органов государственной власти категории “А” (данное положение было закреплено в ст.25 законопроекта “О борьтбе с организованной преступностью” подготовлен Межведомственной рабочей группой по постановлению Координационного совещания руководителей правоохранительных органов 30 ноября 1993г.).
В 1992 г. ООН определила 14 видов транснациональных организованных преступлений: отмывание денег, террористическая деятельность, кражи произведений искусства и культуры, кража интеллектуальной собственности, незаконная торговля оружием, захват воздушных судов, морское пиратство, захват наземных транспортных средств, мошенничество, компьютерные преступления, экологические преступления, торговля людьми, торговля человеческими органми, незаконный оборот наркотиков.
Перечень был дополнен в Неаполе на Всемирной конференции по организованной преступности в ноябре 1994 года незаконными азартными играми, тайным провозом незаконных мигрантов, вымогательством, незаконной торговлей радиоактивными материалами, незаконной торговлей вымирающими видами, транснациональной кражей автомобилей и др