БИЛЕТ 13. Захват заложника. Квалифицирующие признаки этого преступления. Отличие захвата заложника от незаконного лишения свободы и похищения человека
Ст.206 УК РФ. Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.
Объект преступного посягательства - общественная безопасность. Дополнительный объект - личная свобода человека, а факультативные объекты - жизнь захваченного в качестве заложника.
Объективная сторона состоит в захвате или удержании лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.
Захват заложника - это завладение человеком с последующим ограничением свободы его передвижения. Захват может быть осуществлен тайно или открыто, путем обмана, без насилия или с насилием, в том числе и с применением оружия.
Удержание лица в качестве заложника есть насильственное воспрепятствование выходу заложника из того или иного помещения.
Потерпевший (заложник) - физическое лицо, гражданин Российской Федерации, иностранец или лицо без гражданства. Заложником может быть как одно лицо, так и группа лиц.
Требование, предъявленное виновным государству, международной или иной организации или гражданам, может носить как имущественный, так и неимущественный характер.
Субъективная сторона - прямой умысел и специальная цель - принуждение государства, организации или гражданина совершить какое-либо либо воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.
Субъект преступного посягательства – физическое вменяемое лицо, достигшее 14 лет.
Квалифицирующие признаки (ч.2 ст.206), деяния указанные в ч.1 ст.206 совершенные:
1) группой лиц по предварительному сговору;
2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;
3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
4) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
5) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
6) в отношении двух или более лиц;
7) из корыстных побуждений или по найму.
Особо квалифицирующие признаки (ч.3 ст.206 УК) – это деяния, предусмотренные в ч. 1, ч.2 ст.206, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
Захват заложника отличается от похищения и незаконного лишения свободы открытым и дерзким характером действий виновного и наличием определенных требований, обращенных к государству, международной и иной организации и гражданам. Похищение человека, как и незаконное лишение свободы, может быть актом мести, ревности, ненависти и не сопровождаться какими-либо условиями или требованиями, обращенными к потерпевшему или его близким. Если же упомянутые преступления сопровождались имущественными требованиями, то такие требования предъявляются самому потерпевшему или его близким втайне как от других лиц, так и от правоохранительных органов.
В соответствии с примечанием к ст.206 УК лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Виновный освобождается от уголовной ответственности за захват заложника лишь в том случае, если он, имея возможность удерживать заложника, по своему желанию добровольно и окончательно освободил его.
Отличия от похищения человека и незаконного лишения свободы:
По объекту– в похищении и лишении – это свобода личности, в захвате – общественная безопасность;
По целям– в похищении и лишении цели не имеют значения;
При лишении свободы с объективной стороны лицо не похищается (не изымается из своей среды), а остается на месте, но ограничивается в передвижении + ответственность с 16 лет.
При захвате заложника виновных лиц интересует не столько личность захваченных, сколько возможность использования их в качестве средства давления на адресата. Виновные лица здесь не имеют личных взаимоотношений с заложниками, которые бы обусловливали их соответствующие действия. При незаконном же лишении свободы или похищении человека виновные лица по тем или иным причинам заинтересованы в конкретной личности потерпевшего (как это бывает, например, при взыскании долга, устранении конкурента и т.п.).
Преступление, связанное с захватом заложника, окончено с момента захвата или удержания лица в качестве заложника и предъявления требования третьему лицу (государство, организация, гражданин), соединенного с высказыванием угроз в адрес заложника. Похищение же окончено с момента лишения возможности потерпевшего выбирать по своему усмотрению место своего пребывания. Высказывались ли при этом какие-либо угрозы, для квалификации значения не имеют.
Как показывает судебная практика, при похищении основным мотивом чаще всего является корысть. При захвате заложника мотивы, как правило, более широкого диапазона — от политических (несогласие с правящим режимом, желание покинуть страну и т.д.) до криминальных, хотя и сопровождаемых требованиями материального плана (транспорт, деньги, оружие, наркотики и т.д.), без удовлетворения которых невозможно достижение основной цели.