Перечислите и характеризуйте педагогические принципы воспитания юристов.
Принципы воспитания – исходные руководящие педагогические положения, отражающие закономерности процесса воспитания и являющиеся нормами деятельности воспитателей. В своей совокупности они определяют содержание, организацию и методику процесса воспитания. Принципы воспитания – это ничто иное, как многолетний опыт воспитателей и результаты научных исследований.
Систему основных принципов воспитания составляют следующие принципы:
· научности и целеустремленности;
· воспитания личности в процессе учебно-профессионального труда;
· воспитания личности в коллективе и через коллектив;
· индивидуального подхода к воспитываемым;
· сочетания требовательности к воспитываемым с уважением их достоинства и заботой о них;
· опоры на положительное в личности, в воспитательном процессе;
· единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий.
Принцип научноститребует организовывать воспитательный процесс на научной основе. Это значит, что воспитатели должны опираться на знания психологии, педагогики, социологии, права и других наук в процессе воспитания, а также правильно планировать его, целесообразно и творчески выбирать методы, средства, формы воспитания с учетом условий и конкретных задач воспитания.
Принцип целеустремленности подчеркивает, что воспитатели должны хорошо знать цели и задачи воспитания, четко и ясно представлять, какие качества нужно формировать у личности. В процессе воспитания они должны проявлять творчество, настойчивость, упорство, твердость в преодолении трудностей, педагогическое терпение.
Принцип воспитания личности в процессе учебно-профессионального трудаутверждает, что в общественно полезном труде человек осознает себя личностью, членом социальной группы, общества. При различных видах умственного и физического труда развиваются способности личности, формируется чувство коллективизма, потребность во взаимопомощи и взаимовыручке, бережное отношение к результатам труда, дисциплинированность, трудолюбие и другие нравственные качества.
Суть принципа воспитания личности в коллективе и через коллективзаключается в необходимости использования в процессе воспитания большой воспитательной силы коллектива. В нем быстрее и всесторонне познаются индивидуальные особенности его членов, их способности, интересы, черты характера, ускоряется процесс всесторон-него развития личности. Коллектив оказывает постоянное воспитательное воздействие на своих членов через общественное мнение, традиции и характер взаимоотношений в нем. Однако воспитательная сила коллектива определяется степенью его зрелости, целеустремленностью, активностью, сплоченностью, взаимной требовательностью и дисциплинированностью.
Принцип индивидуального подхода к воспитываемым имеет очень важное значение в воспитании. Он требует, чтобы воспитатели глубоко и всесторонне знали индивидуальные особенности воспитываемых (направленность, темперамент, характер, способности, жизненный опыт) и с учетом их применяли методы воспитания, средства и приемы воздействия, которые дают наибольшую эффективность в процессе воспитания. К. Д. Ушинский отмечал, что, если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Воспитывать личность, не зная ее индивидуальности,– невозможно.
Принцип сочетания требовательности к воспитываемым с уважением их достоинства и заботой о них подчеркивает, что требовательность является неотъемлемым, обязательным элементом воспитания. Без систематической и разумной требовательности не может быть и эффективного воспитательного процесса, но она должна быть педагогической, то есть справедливой, целесообразной в конкретных условиях, негрубой, сочетаться с уважением достоинства воспитываемых и заботой о них, быть постоянной и предъявляться ко всем без исключения.
Принцип опоры на положительное в личности, в воспитательном процессе требует от воспитателей опираться на положительное в личности и в социальном окружении. Закрепление и развитие положительных качеств, поддержка малейших успехов воспитываемых, их стремления исправиться дает возможность воспитателям вытеснять то отрицательное, что есть в личности. Человек не рождается плохим или хорошим, таким он становится в процессе воспитания. Задача воспитателя состоит в том, чтобы найти хорошее в личности и использовать его для духовного роста, развития сознания и воли, становления сильного характера воспитуемого.
Принцип единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий подчеркивает, что все субъекты процесса воспитания обязаны предъявлять единые требования к воспитываемым, согласовывать свои действия, не отвергать ранее достигнутое в процессе воспитания, а наращивать все то положительное, что было сформировано у воспитываемых в семье, школе, студенческой учебной группе или трудовом коллективе.
Все принципы воспитания находятся в тесном единстве и взаимодействии. Каждый из них применяется не изолированно, а в тесной связи друг с другом, что обеспечивает их эффективность и действенность.
Воспитание и обучение студентов — это две взаимосвязанные стороны единого образовательного процесса, цель которого заключается в содействии становлению и развитию профессионально компетентной личности юриста, обладающего профессионально и социально значимыми качествами для успешного выполнения профессиональной деятельности. Воспитание и обучение настолько неразрывно связаны друг с другом, что на практике трудно выделить сферы исключительного влияния того или другого аспекта этого процесса на развитие личности студента. Успешность воспитания в определяющей степени зависит от того, созданы ли необходимые условия для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, в какой степени сформирована установка каждого студента на самовоспитание и самообразование.
26. В чем заключается необходимость в морально-психологической подготовке юристов?
Опыт показывает, что проведение подготовки юристов, работников правоохранительных органов сталкивается с рядом психологических барьеров. Это:
• сохранность во взглядах, установках, привычках многих работников наследия административно-командной системы;
• часто встречающаяся слабость гуманитарной, цивилизованной составляющей в образовании и воспитанности специалистов;
• имеющийся «силовой уклон», базирующийся на идее борьбы с преступностью, а не на создании правового государства, укреплении законности и правопорядка, охране прав и защите граждан и т.п.;
• «нормативный уклон» (схожий с «технократическим») — привычка и стремление решать с позиций соответствия — несоответствия пунктам инструкций;
• связанная с нормативным уклоном легисломания — вера во всесилие законов, норм, предписаний, попытка решать все, используя только их; придание решающего значения формальным критериям эффективности правоохранительной деятельности, побуждающее часть работников к погоне за пресловутым процентом, к бумагописанию и определенному ослаблению интереса к делу и его тонкостям, формально не фиксируемым;
• присущая многим практикам завышенная самооценка в способности разбираться в душах людей. Профессионально-психологическая подготовка способствует устранению этих проблем и оказывает положительное влияние на изменения личности сотрудников.
Профессионально-психологическая подготовка (ППП) —современный вид профессиональной, прикладной, специально организуемой подготовки юристов, работников правоохранительных органов. Ее цель —подготовить последних к преодолению психологических трудностей профессиональной деятельности, сформировать у них профессионально-психологическую подготовленность и тем самым обеспечить успешное решение стоящих перед ними задач.
Основными задачами профессионально-психологической подготовки выступают:
• вооружение профессионалов правоохранительных органов прикладными психологическими знаниями, необходимыми для осмысленных действий в психологически насыщенных условиях решения задач;
• формирование профессионально-психологических навыков и умений (аналитико-психологических, технико-психологических и тактико-психологических);
• профессиональное развитие психологических качеств (способностей), важных для успешного осуществления профессиональной деятельности;
• повышение профессионально-психологической устойчивости;
• закалка всех профессиональных навыков и умений психологическими трудностями, максимально приближенными к реальным служебным, оперативно-служебным и служебно-боевым, обеспечивающая их наилучшее проявление при этом;
• развитие профессионально-психологической ориентированности личности, выражающейся в постоянном внимании, стремлении, привычке к выявлению и учету психологических аспектов при выполнении любых профессиональных действий.
Эти задачи определяют и основное содержание профессионально-психологической подготовки. Основа психолого-педагогической концепции ее — акцент на прикладное обучение, формирование не только знаний по юридической психологии, но и практическое обучение их применению, развитие профессиональных и личностных качеств. Такой подход к ней и описанные задачи существенно отличают всю ее педагогическую систему, определяя особенности отбора содержания, форм, методов, обеспечения и др.
Основы организации.Профессионально-психологическая подготовленность работников правоохранительных органов формируется и повышается в процессе всей их службы. Образовательный процесс в различных видах образовательных учреждений ориентирован сейчас в значительной степени на обогащение студентов и слушателей психологическим знаниями, и есть потребность в усилении его практической составляющей. При первоначальной подготовке, например, сотрудников милиции, длящейся несколько месяцев, профессионально-психологическая подготовка носит преимущественно практический характер. Особенно велика практическая направленность профессионально-психологической подготовки при проведении профессиональной подготовки непосредственно в практических органах, по ходу служебной деятельности и исходя из ее конкретных потребностей. Все излагаемое в настоящем пособии служит подспорьем и для самостоятельной работы юриста, сотрудника по повышению своей профессионально-психологической подготовленности.
Повсеместно профессионально-психологическую подготовку следует осуществлять не только на занятиях по юридической психологии, но и при изучении других специальных учебных дисциплин, разделов программ. Так, при изучении уголовного процесса и криминалистики элементы профессионально-психологической подготовки имеются при обучении студентов и слушателей выполнению почти всех следственных действий; путям установления психологического контакта и доверительных отношений; проведению опросов; изучению особенностей личности людей (составлению их психологического портрета), проходящих по уголовным делам; осмотру места происшествия при наличии трупов или ведущих себя истерично потерпевших; проведению допроса при вызывающем поведении допрашиваемого, его неискренности, попытках психологического давления на юриста; проведению осмотру места происшествия в обстановке трудного поиска вещественных доказательств и улик (темнота, плохая освещенность, отсутствие выраженных следов, дождь, помехи со стороны зевак и др.); составлению портретов лиц, объявляемых в розыск, и др.
При изучении административного права и деятельности с вопросами профессионально-психологической подготовки связаны действия по инструктированию наряда, исходя из оперативной обстановки и особенностей лиц, выходящих на службу; пресечению административных нарушений лицами, от которых можно ожидать различных видов неподчинения и противодействия; общению с гражданами при решении различных вопросов, которые бы не приводили к осложнениям; «приведению в чувство» правонарушителя методами психологического воздействия; укрощению граждан, доставляемых в дежурную часть, но продолжающих конфронтационные действия; организации движения транспорта и пешеходов в сложных условиях движения; прекращению агрессивных или угрожающих действий небольших групп людей; задержанию правонарушителей в различных местах и при их сопротивлении; решению вопроса о применении оружия и др.
При изучении вопросов профилактики правонарушений необходимость учета психологического, аспекта имеется при изучении: порядка проведения профилактических бесед с лицами, состоящими на учете; углубленном изучении лиц, склонных к правонарушениям, их индивидуальных особенностей, пристрастий, образа жизни, факторов, влияющих на их поведение; субкультуры, внутренней организации функционирования молодежных групп, участвующих в нарушениях общественного порядка; атмосферы жизни, взаимоотношений в семьях трудных подростков, влияния родителей на подростков, поиска и использования средств и методов, исправляющих положение; особенностей профилактической работы с подростками; работы с гражданами, подбираемыми для содействия сотрудникам в профилактической работе; вопросов эффективности правовой пропаганды; правового воспитания населения и др.
Тесно связана с вопросами профессионально-психологической подготовки физическая подготовка студентов и слушателей. В ряде исследований установлено, что плавание, бег, лыжи, гребля, парусный спорт воспитывают настойчивость, выдержку, самообладание; бокс, борьба, водные лыжи, слалом, прыжки в воду — решительность и смелость, волейбол, футбол, регби, хоккей, баскетбол — инициативность, находчивость, упорство, коллективизм. Особенно значимы, конечно, занятия по самообороне, рукопашному бою и др. Для формирования многих компонентов профессионально-психологической подготовленности студентов, слушателей, сотрудников имеют значение занятия на снарядах и устройствах, требующих проявления устойчивости к риску и опасности, проявления смелости, умения владеть собой, стойкости к неудачам, настойчивого стремления выполнить учебное задание.
Приведенные примеры могут быть продолжены с показом связей большинства учебных дисциплин с разными элементами профессионально-психологической подготовки. Также профессионализируется содержание подготовки разных специалистов: оперативных работников, следователей, участковых инспекторов, специалистов ГАИ, специалистов по борьбе с организованной преступностью и др. Специфика его отражается в тематических планах, программах, планах занятий.
Разные специалисты юридических органов наряду с общими для всех них сталкиваются со своеобразными психологическими трудностями, связанными со спецификой задач и условий именно их деятельности. Поэтому существуют разные виды ППП, делящиеся по специальностям (ППП оперативных работников, следователей, прокурорских работников, таможенников, личного состава ОМОН и др.), по специфике задач и условий их выполнения (ППП к задержанию вооруженного правонарушителя, к действием ночью, при чрезвычайных обстоятельствах, к общению, к работе с разными категориями граждан), по категориям личного состава (ППП рядового, сержантского, инспекторского состава и начальствующего, командного состава). Они отличаются и своими методиками.
Вопросы методики.Приоритетное значение в методике проведения занятий по профессионально-психологической подготовке имеет психологическое моделирование задач, условий и трудностей профессиональной деятельности специалистов. Это действенное психолого-педагогическое направление активизации профессиональных мыслей, качеств, намерений и действий, причем в приближенных к типично профессиональным условиям, что при многократных повторениях приводит к их нужному развитию. Оно реализуется путем применения комплекса средств, способов, приемов, условий, позволяющих руководителю подготовки решить эту задачу.
Есть два взаимосвязанных пути психологического моделирования. Первый путь — приближение внешних условий занятий к реальным условиям профессиональных действий, т.е. воспроизводству внешней картины («лица») их. Это позволяет обучающимся специалистам не на словах, а чувственно воспринимать реальность и в какой-то степени ощутить себя участниками реальных событий. Внешняя картина учебной обстановки, похожая на реальную, создается выполнением (проигрышем) профессиональных действий, усложнением их задач, созданием внешних трудностей их решения, выбором трудных условий времени, места, освещенности, имитацией психогенных факторов, созданием помех, введением в обстановку противоборствующих сил, учебным фактическим использованием средств индивидуальной защиты, спецсредств, оружия.
Второй путь — приближение внутренних условий (психических состояний, переживаний, напряжения психологических качеств, преодоления психологических трудностей и пр.) к тем, которые будут у них при выполнении профессиональных действий в сложных условиях (воспроизводство «души» реальных действий и обстановки). Для этого нужно насыщение занятий трудными задачами, повышенной ответственностью, сложными препятствиями, лимитированием времени, сложностями понимания и оценки обстановки, элементами риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения обстановки, мощного противодействия преступного элемента (который отнюдь не занимается игрой в поддавки), самостоятельности, психологических проблем, интенсивным наращиванием трудностей, длительностью больших нагрузок и др.
Методика занятий строится правильно, если для моделирования реальности используются во взаимосвязи и необходимых пропорциях оба пути. При этом прицельно прилагаются усилия для моделирования мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых явлений и трудностей в комплексе и раздельно.
Мотивационные явления и трудности, например, моделируются: созданием обстановки подчинения сиюминутных и узких интересов интересам долговременным, комплексным; проигрыванием ситуаций, активизирующих мотивы внимательного отношения обучаемого специалиста к гражданам и разрешения профессиональных вопросов в строгом соответствии с социальными, правовыми и психолого-педагогическими требованиями; проведением упражнений и игр, стимулирующих коллективистские мотивы товарищеской поддержки и помощи; активизацией мотивов самоуправления, самообучения и самовоспитания; напряжением мотивов достижения положительного результата действий путем создания любых других трудностей; созданием соревновательной обстановки; созданием обстановки, когда успех достигается не сразу, а на пути к нему приходится преодолевать неудачи, и т. п.
Познавательные процессы и трудности можно моделировать: реальным восприятием обучаемыми явлений и процессов, типичных для трудных ситуаций профессиональных действий; целенаправленной тренировкой ощущений, внимания, памяти, представлений, которые надо проявить, чтобы успешно решить профессиональную задачу; созданием сложных условий обстановки, в которой не просто разобраться, нужны напряженное мышление и проявления его определенных качеств (глубины, прогностичности, скорости, смелости, самостоятельности и др.); созданием учебных профессиональных ситуаций, имеющих психологический аспект, в котором надо разобраться; моделированием усЛовий нехватки информации для оценки обстановки и принятия решений, или чрезмерного обилия ее — относящейся и не относящейся к делу, противоречивости, приблизительности, устарелости; созданием обстановки необходимости решения профессиональной задачи в состоянии волнения, острого дефицита времени и помех; браковкой руководителем подготовки решений и предложений обучающихся, содержащих хотя бы мелкие просчеты, для стимулирования новых, более глубоких поисков оптимального варианта; созданием условий внезапного срыва намеченного плана и необходимости быстрой перестройки действий и пр.
Эмоциональные явления и трудности вызываются: повышением ответственности за достижение высокого результата действий; созданием соревновательной обстановки; моделированием ситуаций риска и опасности, неожиданности и новизны; восприятием волнующих ситуаций; созданием значительных трудностей любого характера; неудач с первой попытки решить задачу; ощутимыми контрдействиями «противника» и др. Опасность, риск, ответственность на занятиях развивают у обучаемых смелость, способность брать на себя груз ответственности, просчитывать степень риска. Их моделирование не должно представлять угрозы для жизни обучаемых, но угроза боли, неприятных ощущений, получения удара или ушиба, сохранности учебной техники, срыва выполнения задачи группой, угроза от взятия на себя ответственности за самостоятельное решение, получения низкой оценки, нанесения ущерба для своего авторитета в глазах товарищей и руководителя занятий, критики вполне уместны. При проведении занятий, на которых риск и опасность могут привести к травмам и другим неприятностям, следует применять все меры безопасности.
Волевые явления и трудности сопряжены с мобилизацией всех сил и возможностей для достижения учебного успеха. Они возникают: при удачном моделировании перечисленных выше видов психологических трудностей; больших физических трудностей и усталости; доведении темпа действий до предельного; длительном поддержании предельного темпа или многократных повторениях действий без перерыва с сохранением высоких требований к качеству; создании обстановки риска, опасности, необходимости проявления стойкости и упорства, борьбы с сильным «противником» и проявления всех сил для преодоления его сопротивления; при моделировании обстановки, требующей проявления самостоятельности, находчивости, инициативы (имитацией прекращения связи с вышестоящим начальником или отдачей распоряжений типа «Действуйте самостоятельно, по обстановке»), «выводе из строя» напарника; тренировке в регулировании собственного эмоционального состояния; создании обстановки, вызывающей неприятные ощущения (обонятельные, температурные, болевые, истощение сил) и др.
Опыт показывает, что целесообразно моделирование в комплексе разных психологических явлений для развития психологических качеств, необходимых профессионалу. Так, следует укреплять обоснованную уверенность обучаемых в себе, своих возможностях, своей подготовленности к успешному решению задач в сложных условиях. Достигается это накоплением опыта действий в сложных ситуациях; ознакомлением и приучением студентов, слушателей, сотрудников к сильно действующим психологическим факторам; убеждением их на опыте в возможности достижения успехов в сложных учебных условиях; частым приведением примеров успешных действий из практики; организацией встреч с практическими работниками, побывавшими в разных переделках; внушением оптимизма и уверенности в личную возможность молодого специалиста подготовить себя к успешным действиям в сложных условиях при работе над собой и проявлении упорства в овладении высотами профессионального мастерства.
Знакомя обучающихся с воздействующими на психику факторами, полезно знать, что трудности закаляют одних, но могут и надломить других.
Безрасчетливое запугивание трудностями может подтолкнуть некоторых молодых людей, особенно женщин, к выводу об ошибочности выбора профессии, желанию уйти из юридического образовательного учреждения, перейти на другую работу. Последовательность в ознакомлении со сложностями работы юриста, сотрудника правоохранительных органов (демонстрация крови, трупов и других тяжелых для психики факторов) должна осуществляться с постепенным нарастанием их, с учетом реального повышения профессионально-психологической устойчивости обучаемых и сопровождаться уверенными деловыми комментариями и советами руководителя занятий.
Богатейшие возможности профессионально-психологической подготовки на занятиях по разным учебным дисциплинам и разделам программ превращаются в действительность, когда создается и совершенствуется материальная база: учебный полигон (например, модель перекрестка в натуральную величину с находящимися по углам жилым домом, общественным местом, магазином, зданием суда, с подземным переходом, киосками, стоящими автомашинами и пр.); площадки для эмоционально-волевых упражнений (с сооружениями, при работе на которых у обучающихся вызываются волнение, тревога, страх, опасения, возникает необходимость проявления воли, умения овладеть собой и заставить сделать то, что требует преподаватель. Это, например, бум-бревно, по которому надо пройти, но расположено оно на высоте 2—2,5 м; глубокая яма шириной 2 м, через которую надо перепрыгнуть; сильно шатающийся мостик без поручней и проходящий через водную поверхность и пр.; психологическая полоса препятствий с двумя параллельными линиями препятствий; учебные комнаты, оборудованные под магазин, холл банка и пр.
Для психологического тренинга в развитии профессиональных качеств, овладении психологическими действиями и психологической техникой нужны альбомы с фотографиями, серии слайдов, диафильмы, наборы разных предметов, тренирующие видеофильмы и др.
Используется, например, самостоятельно снятый диафильм по запоминанию лиц, находящихся в розыске, и их опознанию. Демонстрируется первый кадр — фотография мужчины. Обучающимся дается задание: в течение 10 секунд запомнить его особенности. Демонстрируется второй кадр, на котором помещено 5-10 фотографий мужчин, среди которых может быть, а может и не быть разыскиваемый. Причем фотография последнего не идентична запоминавшейся: это фотография, сделанная в другом ракурсе, в иное время, возможно, в головном уборе, с усами, в рост, в кампании. Обучающимся предлагается ответить на вопросы: «Есть ли среди них разыскиваемый? На какой фотографии он?»
Аналогичны последующие 5—10 и более упражнений, но усложняются фотографии, уменьшается время на запоминание и опознание. Также могут быть использованы наборы слайдов (или видеофильмы) по запоминанию словесного портрета и опознанию лиц на его основе, розыску лиц на основе комбинированного, рисованного портрета и др.). Задание обучающимся: «Найдите все различия», или «За 10 секунд найти максимум различительных признаков».
Возможны тренировки на местности по определению расстояний до разных объектов, высот объектов, роста людей. Имеется множество упражнений по развитию профессиональной памяти. На основе таких занятий тренируется память на инструкции, адреса, фамилии, номера автомашин, номера телефонов, паспортные данные, возможно развитие качеств представлений, внимания, мышления и другого. Возможны тренировки по определению интервалов времени, различных звуков, запахов, предметов на ощупь.
Одна из новых форм развития отдельных качеств — профессиональные психотехнические игры. Они проводятся в группах, чаще всего попарно и продолжительностью 10—20 минут. Вот пример одной из таких игр.
Игра «Немой». Одному из пары обучающихся («немому») выдается текст размером с полстраницы (вырезка из газеты), где описывается криминальная или житейская ситуация. Его задача — жестами и мимикой (не издавая звуков) передать второму содержание текста. Задача второго понять, а потом рассказать, что он понял. Цель игры: приучать первого рационально и выразительно пользоваться мимикой и жестами, а второго — следить за партнером по общению, его жестами и мимикой, чтобы потом в деловом общении с гражданами использовать эту привычку, а не только слушать слова. Проводится разбор, за которым игра повторяется с переменой обязанностей и на новом текстовом материале.
При комплексном использовании различных форм и методов психологического тренинга за 3—5 месяцев улучшение профессиональных проявлений этих качеств у молодых сотрудников достигает 350—400%.
27. Какова цель морально-психологической подготовки юриста, по мнению А.М. Столяренко?
Целью морально-психологической подготовки (МПП) выступает подготовка персонала правоохранительных органов к высокоморальному поведению и правильному решению профессионально-моральных вопросов в любых условиях, формирование высокого уровня морально-психологической подготовленности каждого сотрудника, как важнейшего компонента его профессиональной подготовленности и как особого профессиональном свойства его личности.
28. Перечислите основные задачи морально-психологической подготовки юриста.
К основным задачам МПП относятся:
- подготовка сотрудников к решению задач правоохранительной деятельности в условиях стремления российского общества к построению современного, цивилизованного, гуманного, демократического, правового общества;
- формирование и развитие морально-психологических основ добросовестной службы, верности профессиональному долгу, Присяге, Закону;
· развитие морального сознания, морально-психологических
качеств, навыков, умений и привычек морально зрелого решения
вопросов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, обеспечивающих профилактику злоупотреблений служебным положением, нарушений законности, коррупции;
· формирование высоконравственного и культурного отношения к гражданам, обучение этике общения и поведения при решении профессиональных задач; профилактика неуважения к гражданам, нарушения их прав, проявлений недозволенности, неправомерного применения силовых методов;
- формирование морально-психологических качеств и привычек высоконравственного и культурного поведения в быту, в личной жизни, в проявлениях высокой требовательности к себе, неустанной работы над собой;
- сплочение коллективов правоохранительных органов на основе моральных традиций, морально честных и этичных отношений друг к другу, дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимной доброжелательной требовательности, чувств долга, ответственности, чести;
- повышение морально-психологической устойчивости, умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться соблазнам, уговорам, попыткам подкупа, ведущим к нарушениям служебного долга и подрыву чести, служебному предательству.