Охарактеризуйте принципы педагогики профессиональной деятельности юриста.
Выделяются следующие основные принципы педагогической культуры юриста: педагогические способности, эвристичность, внутренняя собранность во время выбора линии поведения, речевой этикет, чувство меры, принципиальность, уступчивость, чувство юмора.
Педагогические способности имеют несколько видов. Считаем, что успешную юридическую практику обеспечивают дидактические способности (готовность юриста воспитывать граждан, творчески развивать юридическое мышление, приучать их самостоятельному овладению элементарными правовыми знаниями), коммуникативные способности (умение легко вступать в контакт с населением, устанавливать с ним правильные деловые взаимоотношения), конструктивные способности (способность предвидеть результаты своей работы, а также ошибки и возможные неурядицы, проектировать качество юридических знаний граждан), гностические способности (умение познавать содержание правового явления, закономерности поведения граждан, а также собственно самопознание), перцептивные способности (способность понимать психическое состояние гражданина, уметь фиксировать детали его поведения, а по выражению лица судить о виновности в каждом конкретном случае), интеллектуальные способности (понимание собственного назначения, правовых явлений, принципов, законов природы, теорий, проблем и т.д.), а также некоторые организаторские способности, которых требует определенная ситуация.
Важное значение для развития педагогико-юридического мастерства имеет социализация. Отметим, что перерыв в педагогической деятельности отрицательно сказывается на профессиональном уровне юриста, ведь его педагогические навыки развиваются в практическом воспитательном процессе. Все должностные лица (в том числе народные депутаты, судьи Конституционного Суда) имеют право заниматься педагогической деятельностью, работать по совместительству.
Важным принципом педагогической культуры является чувство меры. При этом рост требовательности юриста к членам общества не обязательно приведет к большому уважению со стороны последних. Здесь необходимо чувство меры, критерии которого установить довольно трудно. Чувство меры должно сказываться в индивидуальном подходе ко всему юридическому процессу, или на отдельных его стадиях. Не менее важным является налаживание делового партнерства, что позволяет юристу обращаться с преступником как с равным. Так или иначе чувство меры достаточно точно характеризует степень педагогической культуры юриста.
Такой принцип педагогической культуры юриста, как эвристичность, проявляет творческий подход в правовом воспитании граждан, побуждает юриста к наполнению традиционного правового воздействия новыми формами, которые соответствуют современному социальному и экономическому развитию государства. Создание проблемной ситуации, привлечение собеседников к ее решению свидетельствуют о высокой педагогической культуре юриста. Здесь важны деликатность и важность поставленных вопросов, реплик, отсутствие иронии или пренебрежения к другим участникам правовой ситуации. Эвристичность педагогической культуры наиболее заметно проявляется в вопросах юриста.
Логика юридической деятельности требует как принципиальности, так и уступчивости в некоторых вопросах. Этот принцип педагогической культуры обусловлен тем, что служебная деятельность сотрудников построена на справедливой принципиальности, на установлении истины и принятии правильных решений. Важным для профессии юриста является умение выделить главное и второстепенное. Педагогическое мастерство побуждает юриста быть принципиальным в значительном и покладистым в малом. Юрист в отдельных случаях может проявлять податливость (особенно тогда, когда его уверенность необоснованная) или больше ориентироваться на компромисс. Такое поведение не означает пренебрежение некоторыми правонарушениями или всепрощения. Просто профессиональная тактика требует отступов для решения основных правовых задач.
В педагогическом воздействии на население присутствует определенная экспрессивность. Юрист не может обойтись без чувства юмора. Это, с одной стороны, подчеркивает его доступность, эмоциональное состояние, а с другой - психологически готовит тех, кто еще внутренне не настроился воспринимать юриста как своего защитника или советчика. Сам поучительный тон мало убеждает, и не каждый умеет поучать.