Перечислите известные вам приемы психологического воздействия судебного оратора на внимание присутствующих в зале судебного заседания.
С одной стороны, судебное разбирательство, как и прежде, проводится открыто, за исключением тех редких случаев, когда это противоречит интересам сохранения государственной тайны, а также некоторых других случаев, затрагивающих интимные стороны жизни людей и т.п. (см. п. 2 ст. 241 УПК). Непосредственность, устность, гласность, открытость судебного разбирательства являются важнейшими условиями судопроизводства (ст. 123 Конституции РФ, ст. 240, 241 УПК), и это не может не оказывать психологического влияния на коммуникативное поведение участников судопроизводства, весь ход исследования, оценки доказательств в судебном заседании.
Не менее существенное влияние на познавательную деятельность суда, процесс судопроизводства, его психологические особенности оказывает провозглашенный в Конституции РФ (ч. 3 ст. 123), включенный в уголовно-процессуальный закон (ст. 15 УПК) принцип состязательности и равноправия сторон. Благодаря этому принципу претерпели значительные изменения процедура доказывания, собственно сам процесс ведения судебного разбирательства (порядок судебного следствия, допроса, исследования доказательств, использование в процессе доказывания специальных знаний и т.д.), значительно расширились права и возможности защиты более активно участвовать в познавательном процессе, сборе и предоставлении доказательств суду (и. 3 ст. 86 УПК).
Коммуникативные процессы, законодательно закрепленные процедуры коммуникативного взаимодействия сторон пронизывают буквально все стадии судебного производства, начиная с подготовительной части судебного заседания и кончая постановлением приговора. Особенно насыщены вербальными и невербальными формами коммуникативного поведения судебное следствие и прения сторон. Роль навыков коммуникативного поведения, убеждающего воздействия на участников судебного производства с помощью эффективного использования коммуникативных методов во многом определяется принципом состязательности сторон, обеспечивающим сторонам процедурную справедливость, их право свободно выражать свою позицию. В результате судебный процесс становится "местом свободной демонстрации своей позиции теми людьми, чьи интересы он затрагивает".
Психологические особенности коммуникативного поведения сторон на стадии судебного следствия. С введением в действие нового УПК суду уже не принадлежит право первому задавать вопросы подсудимому и другим участникам уголовного судопроизводства. После изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения председательствующий опрашивает последнего о том, понятно ли ему обвинение, признает ли он себя виновным и желает ли он или его защитник выразить свое отношение к предъявленному обвинению (ст. 273 УПК). Вслед за этим определяется порядок исследования доказательств стороной, представившей их суду, с учетом продуманной ею последовательности предъявления доказательств, проведения допросов свидетелей, потерпевших и т.п. Первой представляет доказательства сторона обвинения. Затем исследуются доказательства, представленные стороной защиты (ч. 1, 2 ст. 274 УПК).
Подсудимый с разрешения председательствующего вправе давать показания в любой момент судебного следствия (ч. 3 ст. 274 УПК). При согласии подсудимого давать показания первым его допрашивают защитник и другие участники судебного разбирательства со стороны защиты, затем - государственный обвинитель, участники судебного разбирательства со стороны обвинения, и только после допроса подсудимого сторонами ему начинает задавать вопросы суд (ч. 1-3 ст. 275 УПК). Благодаря такому порядку создается весьма специфическая коммуникативная ситуация в виде своеобразного "состязательного треугольника" (Н. В. Радутная). Каждая из сторон выполняет здесь только ей присущую функцию, предполагающую определенные правила коммуникативного поведения по отношению друг к другу и, что очень важно, исключающую предвзятое отношение со стороны суда к подсудимому, в основе которого может лежать негативная психическая установка, сформированная у участников судопроизводства по отношению к личности подсудимого, например, вследствие какой-либо внешней непривлекательности последнего.
При рассмотрении уголовных дел основная масса свидетелей, потерпевших, а также подсудимые допрашиваются, как правило, после того, как они уже ранее давали показания в ходе предварительного следствия. Как отмечается в литературе, нередко они воспроизводят не только информацию, воспринятую и запомнившуюся ими в связи с какими-то событиями по делу, но и то, что они ранее показывали следователю. Еще в 1902 г. известный немецкий психолог В. Штерн, специально исследовавший психологические закономерности свидетельских показаний, обращаясь к судьям, писал о том, что фактически "значительная часть содержания показания есть не воспоминание о ранее виденном, а воспоминание о ранее уже данном показании".
Указанное явление объясняется вполне объективными закономерностями памяти, в частности так называемым ретроактивным торможением, благодаря которому происходит забывание ранее воспринятого материала под влиянием последующего его воспроизведения. Когда свидетеля допрашивают несколько раз, происходит своего рода непроизвольное заучивание того, о чем он ранее рассказывал следователю. Как показали специально проведенные эксперименты, "влияние ретроактивного торможения на ответ тем сильнее, чем большее число элементов было заучено после подлежащего воспроизведению элемента и чем более сложной и сходной с воспроизводимой была последующая деятельность"2. Лицам, участвующим в допросе свидетелей в судебном заседании, необходимо иметь в виду данную закономерность, особенно в тех случаях, когда видно, насколько свидетель "привязан" к своим прежним показаниям; как часто он использует фразеологию, несвойственную его образовательному, культурному, интеллектуальному уровню.
Своеобразная атмосфера повышенного, обостренного внимания к личности допрашиваемого, к тому, что и как он говорит, осознание им опосредованного влияния его показаний на окончательные выводы суда подсознательно могут довлеть над ним. И в этом отношении можно говорить о психологическом воздействии на некоторых допрашиваемых не только поведения отдельных участников судопроизводства, но и самой процедуры судебного следствия, что не может не вызывать у них в определенной мере состояния психической напряженности, некоторой заторможенности психических познавательных процессов (мышления, памяти, внимания), вербального поведения, особенно в начале судебного следствия, пока не завершится процесс адаптации к обстановке в зале суда.
Тональность, расстановка пауз и ударений в обращении судьи к свидетелю должны демонстрировать важность происходящего, подчеркивать ответственность лица за уклонение от выполнения своих процессуальных обязанностей. Допрос должен проводиться в спокойной, сдержанной манере. Не следует перебивать допрашиваемого, если он говорит по существу дела; сразу же выражать ему прямо или косвенно недоверие; проявлять необоснованную подозрительность.
Задавая вопросы, нужно учитывать интеллект, особенности мышления, характер и, конечно, возраст допрашиваемого. Вопросы не должны быть сложными, с трудом воспринимаемыми допрашиваемым. Во время допроса особенно недопустимы сниженно разговорные формы обращения к участникам судебного разбирательства, шутливый тон и т.п.
В ходе допроса подсудимого в манере постановки ему вопросов, в интонациях, сопровождающих речь председательствующего, государственного обвинителя, не должны проявляться признаки предвзятого, заранее сложившегося мнения по делу, обвинительного уклона, раздражения. В высшей степени внимательно следует относиться к изменениям показаний допрашиваемым, тщательно выясняя мотивы такого поведения. Далеко не всегда можно рассматривать всякое изменение показаний только как попытку обмана, умышленного введения в заблуждение суд. В этой связи нелишне напомнить давно апробированную судебной практикой рекомендацию о том, что "судья, разбирающий дело, всегда должен ознакомиться с тем, каким образом обвиняемый пришел к признанию своей вины".