Какие психологические особенности личности обыскиваемого проявляются в выборе им способов сокрытия искомого?
Действиям следователя, по нахождению спрятанного всегда предшествуют действия лица, спрятавшего тот или иной объект. В соответствии с этим, для того чтобы отыскать спрятанное, следователю надо осуществлять два вида деятельности: произвести мысленное решение поставленной задачи нахождения определенных объектов, для чего надо раскрыть возможные мыслительные процессы и последовательность действий прятавшего лиц; произвести самому действия по отысканию и обнаружению спрятанного. Построение мысленной модели действий обыскиваемого по сокрытию ценностей является обязательным элементом в подготовке к производству обыска. Для этого нужно пользоваться методом рефлексии – поставить себя, на место обыскиваемого (учесть его профессию, характер и привычки, образование, интересы и т.д.).
Для решения этой задачи следователю очень важно знать те пути, по котором проходила мыслительная деятельность обыскиваемого при решении им вопроса о способе и месте сокрытия объекта. Как правило, любой человек решает вопрос о сокрытии объекта с учетом имеющихся практических возможностей для этого, особенностей объекта, своих профессиональных знаний, и, наконец, своих конкретных психических особенностей. Из изложенного уже ясно, насколько важным является предварительное изучение личности человека, подлежащего обыску, всех условий его жизни. Собранные сведения в значительной степени повысят возможность рефлексивного мышления – выявление способов поиска скрытых объектов. Неопределенность путей поиска необходимого объекта снижается и предварительным получением информации о здании, площади, на которой он предположительно спрятан, знанием особенностей объекта, условий попадания этого объекта к обыскиваемому, отношение обыскиваемого к этому объекту. На этой основе уже более основательно осуществляется прогнозирование мыслительных процессов лица, спрятавшего объект – определение возможной последовательности решение им мыслительных задач. Разгадывая мыслительные процессы обыскиваемого при выборе им способа и метода сокрытия ценностей, следователь учитывает не только его специальные интересы, психические особенности, но и его действия, совершенные до производства обыска. С этой целью выясняется, какие места он чаще всего посещал, какие предметы он сдавал в ремонт и т.д. Существенную помощь следователю могут оказать сведения об изменении образа жизни, деталей этого образа жизни (например, заколотил одни двери и стал пользоваться другим ходом.). При подготовке тайников, хранилищ в некоторых случаях преступники учитывают целый ряд факторов психологического характера. К ним можно отнести следующие:
- расчет на появление фактора утомления и автоматизма. Так, искомый документ часто кладут в книгу, находящуюся в середине книжной полки. Расчет при этом основывается на том, что книги будут осматривать с того или другого края полки, а к середине полки уже появится автоматизм, утомление, при которых следователь не будет внимательно перелистывать каждую страницу;
- расчет на брезгливость (закапывают предметы в навоз, мусор и т.п.)
- расчет на проявление такта и других благородных побуждений со стороны следователя (сокрытие объектов в кровати маленького ребенка, в кровати тяжелобольного, в могиле родственников и т.д.)
- нарочитая небрежность сокрытия предмета (оставление его на виду)
- отвлечение внимания изготовлением тайников-двойников, в расчете, что следователь, обнаружив первый пустой тайник, не будет осматривать остальные
- расчет на организацию конфликта во время обыска с целью отвлечение внимания для перепрятывания искомого объекта.
- расчет на организацию спокойной обстановки с внимательным и уважительным отношением к следователю в расчета на то, что он расслабившись будет искать менее внимательно
- добровольная выдача одного или несколько объектов в расчете на то, что следователь прекратит поиски и не найдет остальных более важных
- отвлечение внимания следователя посторонними разговорами, различными просьбами, жалобами на свое здоровье, хождение по квартире под видом какой-либо срочной необходимости.
Предварительный сбор всей перечисленной информации, тщательный анализ ее позволяет следователю успешно решить первую часть задачи по производству обыска – мысленно разгадать действия обыскиваемого.
При подготовке обыска надо всегда учитывать все задачи все задачи, которые способно решить это следственное действие. Обыск дает возможность не только отыскать скрываемый объект, но и получить информацию об образе жизни обыскиваемого, о его отношении с другими лицами и т.д. Глубокое изучение всей обстановки, всех окружающих предметов, переписки, фотоснимков, находящихся в квартире обыскиваемого, дает исключительно богатый материал о его привычках, склонностях, поведении, привычном общении.
Обыск есть результат совокупных психических усилий всех присутствующих при его производстве. Правда, эти психические усилия неоднородны. У одних лиц они направлены на отыскание скрытых предметов, у других на сокрытие этих предметов. Конкретная реализация психических процессов и состояний всех присутствующих при обыске и создает результат обыска. Положительные результаты обыска находятся в прямой зависимости от того, насколько высока активность лиц, производящих его. Чем больше в обыске принимает людей, знающих его цель, заинтересованных в достижении этой цели, знающих собственные возможности и свои процессуальные функции, для того чтобы содействовать достижению общей цели, тем выше будут результаты обыска. В соответствии с этим следует кратко остановится и на роли понятых. Они могут быть пассивными наблюдателями, но могут и активно оказывать помощь следователю. В тех случаях, когда понятые чувствуют себя активными участниками этого важного следственного действия, у них в значительной степени повышается наблюдательность, способность к восприятию и анализу особенностей обыскиваемого помещения, особенностей в поведении обыскиваемого. Однако не следует допускать, чтобы понятые чрезмерно увлекались своей активной ролью, так как в этом случае они могут помешать в проведении обыска, пытаясь помочь следователю своими действиями и комментариями. Разгадывание возможных способов и приемов сокрытия вещей производится и во время осуществления обыска. Нахождение в помещении, личное восприятие всех особенностей и взаимосвязей объектов в этом помещении позволяет выдвинуть такие версии о возможном нахождении скрытых предметов, которые в процессе подготовки к обыску нельзя было предусмотреть. При проведении обыска следователь должен помнить все те объекты, которые он уже исследовал до настоящего момента, с тем, чтобы при переходе к каждому следующему объекту иметь возможность мысленно восстанавливать и проверять взаимосвязь данного объекта со всеми раннее изученными.
Наблюдение в процессе обыска выделяется в самостоятельную задачу. Целями наблюдения являются: изучение всего обыскиваемого помещения; каждого отдельного объекта; поведения участников обыска. В последнем случае наблюдение имеет двоякую цель: контроль за действием лиц, ведущих поиск (за полнотой и тщательностью обыска), и обнаружение в поведении обыскиваемых лиц реакции на действия следователя, указывающей на место сокрытия искомых предметов. В связи с этим при проведении обыска следователь должен распределять свое внимание между объектами обыска и поведением обыскиваемого лица. Рассматривая данный вопрос можно выделить некоторые психологические особенности поведения обыскиваемого. С точки зрения обыскиваемого лица может, сложится две основные ситуации. Первая, – когда обыск для него явился неожиданным, в результате чего он не сумел предпринять действий, направленных на сокрытие (уничтожение) вещественных доказательств. И вторая ситуация, - когда обыскиваемый допускал (предвидел) возможность проведения у него обыска (дома, на рабочем месте и др.), в связи, с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого, психологически подготовился к конфликтной ситуации, на уровне своего интеллектуального развития мысленно смоделировал возможный ход поисковой деятельности следователя и в зависимости от этого различные варианты своего поведения. На сокрытие искомого, на поведение обыскиваемого во время обыска влияют: его интеллектуальное развитие, особенности мышления (способность абстрактно мыслить либо, напротив, невозможность выйти за пределы предметного мышления), познавательные интересы, ведущие потребности, которые в своей совокупности формирует индивидуальный стиль деятельности, отражающий определенные предпочтения человека в выборе способов усвоения и переработки информации, его ценностные ориентации, потребностно-мотивационную сферу. В тесной связи с этими свойствами личности, влияющими на выбор способов сокрытия искомого, находятся характерологические особенности (эгоизм, жадность, трусливость, аккуратность и т.д.), приобретенные человеком привычки, профессиональные знания и навыки. Определенная рассогласованность в поведении обыскиваемого во время проведения у него обыска, совершение им ошибочных действий могут быть в значительной мере обусловлены его низкой эмоционально-волевой устойчивостью, повышенной тревожностью. Ценную для поиска информацию следователь может получить в ходе обыска, наблюдая за поведением , психофизическими реакциями обыскиваемого. Но при наблюдении за поведением обыскиваемого следует учитывать, что “эмоциональные проявление могут быть вызваны и другими причинами, например боязнью огласки каких либо обстоятельств, или чисто личными ассоциациями, относящимися к данному предмету, а также причинами, которые вовсе не связаны с этим частным эпизодом обыска ” . Производство обыска, как правило вызывает у лица, подвергающегося ему, отрицательное отношение к производящему обыск, что приводит к исключительно обостренному восприятию и оценке всех действий следователя, всего его повеления. С учетом этого простое обращение следователя к обыскиваемому может вызвать словесную реакцию. Это вызывает определенные затруднения в создании необходимых психических отношений. Обыскивающий всегда должен учитывать возможность подобных ситуаций и проявлять необходимый такт при словесном обращении к лицу, у которого производится обыск.