Каким образом должны оцениваться психологические качества личности юриста при отборе в правоохранительные органы?
Психодиагностическое обследование кандидатов на службу в правоохранительныеорганы должно производится с помощью специально подобранной батареи тестов,которые обеспечивают решение следующих задач: отбор кандидатов, наиболеепригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к работе вправоохранительных органах; выявление и отсев лиц, которые по своиминтеллектуальным способностям могут быть в значительной степени подверженыпрофессиональной дезадаптации и, соответственно, не отвечают требованиям,предъявляемым работникам правоохранительных органов.При психодиагностическом обследовании кандидатов из резерва на выдвижениеможет производится психологическая оценка степени их пригодности для работы вкачестве руководителей. В этом случае используется та же самая батареятестов, что и при отборе лиц, впервые поступающих на работу, с той лишьразницей, что оценке подвергаются также качества, профессионально важные длялиц, назначаемых на должности руководящих работников.В соответствии с указанными выше задачами психодиагностические тесты должны:· выявлять общий уровень интеллектуального развития кандидата,структуру его индивидуально-психологических свойств, особенности темпераментаи характера, адаптивные возможности к избранной профессии;· быть достаточно надежными, обладать не только текущей(диагностической), но и прогностической валидностью, т.е. давать возможностьне только оценивать актуальное состояние кандидата, но и составлять научнообоснованной, достоверный прогноз относительно его дальнейшего наиболееэффективного использования;· быть компактными, удобными для группового обследования кандидатов вограниченные промежутки времени с использованием автоматизированной обработкирезультатов тестирования;· перепроверять и взаимодополнять друг друга в целях повышениянадежности, точности и достоверности полученных результатов.Психологическое обследование лиц, отбираемых в органы прокуратуры, а такжевыдвигаемых из кадрового резерва на руководящие должности в прокуратурахобластного и им равного звена должно производиться на основе этих тестов.После всестороннего изучения опыта профессионально-психологического отбора,накопленного в некоторых государственно-правовых ведомствах, близких похарактеру работы своих сотрудников к профессиональной деятельностипрокурорских работников, а также на основе специально проведенногоисследования была скомплектована батарея тестов, в которую в качествеосновных вошли следующие психодиагностические методики: шкала прогрессивныхматриц Дж. Равена, 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-ФЛО),стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) - адаптированный; вкачестве дополнительных: цветовой тест М. Люшера, опросник «Уровеньсубъективного контроля» А.М Эткина, опросник УСК, тест «Стратегии поведения вконфликтной ситуации» К. Томаса. [8; 329-331]В ходе проведенного исследования психологические критерии профессиональнойпригодности, выявленные с помощью отобранных тестов, сопоставлялись собъективными критериями оценки прокурорских работников. Материалы личных дел,а также факт назначения на руководящую должность в группе прокурорскихработников из резерва для выдвижения, позволили разделить всех обследованныхна четыре группы профессиональной пригодности:1 - я группа - высокий уровень профессиональной эффективности, полноеслужебное соответствие, высоковероятный прогноз профессиональной успешности;2 - я группа - средний уровень профессиональной пригодности (в основном,соответствует требованиям прокурорско-следственной специальности);3 - я группа - кандидат частично соответствует требованиям прокурорско-следственной специальности (может быть принят на работу при большом числевакантных мест);4 - я группа - низкий уровень профессиональной эффективности, несоответствиекандидата служебному назначению, прогноз его профессиональной неуспешности.Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена (тест Равена).Данный тест предназначен для исследования интеллекта субъекта, выявления егоспособности логически мыслить, находить существенные связи между предметами иявлениями, для определения уровня умственной работоспособности, умениеконцентрировать внимание, сообразительности в целом, т.е. качеств,необходимых в деятельности юриста, а более прокурорско-следственныхработников. Низкие результаты по методике позволяют выявить лиц со сниженнымиинтеллектуальными, познавательными способностями, с недостаточно развитыманалитическим складом мышления, неспособных концентрировать внимание.