Роль внимания в профессиональной деятельности юриста.

Направленность психических познавательных процессов обеспечивает выделение в изучаемых объектах существенных признаков, наилучший контроль за ними в ходе любой деятельности. Такая направленная активность познавательных процессов, сознания человека получила название внимания.
Внимание — это психическое явление, состоящее в сосредоточенности сознания, отельных психических процессов на определенном объекте с одновременным отвлечением от посторонних раздражителей.
Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своими действиями. Первоначально внимание возникает как настороженность, своего рода готовность к восприятию того или иного объекта, постепенно перерастающая в его созерцание и дальнейшее углубленное изучение (С.Л. Рубинштейн).
Внимание проявляется в различных психических (восприятие, мышление), двигательных процессах. Не имея своего особого содержания, внимание сопутствует всякой деятельности как составной элемент этих процессов. Характеризуя динамику (направленность, избирательность) познавательных процессов, внимание неотделимо от них. С одной стороны, оно предстает как сложный познавательный процесс, тесно связан
ный с психическими процессами, особенно с восприятием, памятью, мышлением. С другой стороны, внимание является психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За ним всегда стоят потребности, интересы, желания, установки, направленность личности.
В условиях профессиональной деятельности юриста значение внимания особенно велико. Во-первых, оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей. Во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону внимания участников уголовного и гражданского процессов помогает более объективно оценить их показания.
Факторы, определяющие внимание. Факторы, обеспечивающие избирательный характер познавательных процессов, объем и устойчивость сознательной деятельности, могут быть объединены в две 1
основные группы .
Внешние факторы, определяющие направленность внимания. К ним прежде всего относятся интенсивность, сила раздражителя. Любой сильный раздражитель (резкий звук, яркий свет, неприятный запах и т.д.) привлекает внимание человека. Особую роль в привлечении внимания играет контраст раздражителей. Поэтому, если субъект утверждает, что он не обратил внимание на какой-либо сильный раздражитель, то это может свидетельствовать о том, что он либо находился в каком-то необычном психофизиологическом состоянии, или просто не желает по какой-то причине говорить правду.
Другим внешним фактором, влияющим на качество внимания, может быть новизна раздражителя (абсолютная или относительная) либо вовсе полное отсутствие привычного раздражителя.
Одним из внешних факторов, положительно влияющих на общий уровень внимания, является структурно упорядоченная организация раздражителей, действующих на разные анализаторы. Поэтому в процессе любой деятельности необходимо обеспечивать наиболее рациональные формы организации потока информации (А.Р. Лурия). Данная рекомендация имеет особо актуальное значение, например для следователя, действующего в ситуации проведения обыска, осмотра места происшествия, когда умение организовывать свое внимание во многом обеспечивает качественное выполнение им своих служебных обязанностей, получение наиболее полного объема доказательственной информации.
Субъективные факторы, определяющие направленность внимания. К этим факторам относятся: соответствие внешних раздражителей потребностям человека, та значимость, которую он придает этим раздражителям. К субъективным факторам, влияющим на поддержание внимания, также относятся чувства, эмоции, которые вызываются воспринимаемыми объектами, интерес человека к изучаемому явлению. Сильный интерес делает соответствующие сигналы доминирующими, тормозя при этом побочные раздражители, не относящиеся к сфере интересов человека.

Субъект, который совершает противоправные действия, находится под интенсивным воздействием внешних и субъективных факторов, которые порой мешают ему сосредоточиться и целенаправленно управлять своим вниманием на месте происшествия, в результате чего ему не удается полностью уничтожить или скрыть следы своей причастности к совершенному преступлению.
Усвоение следователем этой очевидной истины должно мобилизовывать все его интеллектуальные силы, знания, опыт на поиск следов преступления в самой, казалось бы, безнадежной с точки зрения раскрытия преступления следственной ситуации. При решении подобных сложных задач особую роль играют волевые усилия следователя, позволяющие ему сосредоточить свое внимание на тех или иных предметах обстановки места происшествия.
На уровень внимания в значительной степени влияют: общее состояние здоровья человека, психофизиологические расстройства, усталость, приводящие к снижению объема внимания, к появлению рассеянности.
Если внешние факторы во многом определяют уровень непроизвольного внимания, которое сказывается на процессах восприятия событий свидетелями, потерпевшими, то субъективные факторы, особенно воля, формируют высшую форму внимания, присущую человеку, — произвольное внимание, которым юрист должен управлять.
В процессе деятельности напряженность внимания изменяется и может наступить момент, когда для поддержания его на должном уровне уже не требуются волевые усилия. В таких случаях говорят о наиболее развитой, устойчивой, социально обусловленной форме внимания — послепроизвольном внимании, направляющем познавательные процессы человека в личностно значимой для него деятельности.
Характеристика внимания. Внимание представляет собой сложное психическое явление, наделенное целым рядом характеризующих его признаков, среди которых можно выделить следующие.
Объем внимания. Объем внимания определяется количеством изолированных элементов, одновременно воспринимаемых субъектом.

Для взрослого человека объем внимания охватывает примерно 6 элементов. Если между этими элементами устанавливаются смысловые связи, то объем внимания возрастает. Однако чрезмерное увеличение объема внимания может отрицательно отразиться на его интенсивности и, следовательно, отрицательно повлиять на результаты деятельности. Данную особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Стремление быстрее завершить работу за счет расширения объема внимания, как правило, приводит к тому, что из поля зрения ускользают более мелкие объекты, различного рода следы и т.п.
Концентрированность и распределяемость внимания. Концентрированность внимания выражается в том, что при необходимости со
знание человека, как правило, направляется на один объект или контролирует один вид деятельности.
Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положительному результату только в том случае, если субъект способен своевременно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрированность, распреде- ляемость, объем тесно связаны между собой.
Распределяемость внимания позволяет одновременно совершать несколько действий, следить за несколькими независимыми процессами. Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста, особенно следователя, прокурора, судьи. В условиях возрастающих нагрузок, когда у следователя может находиться в производстве значительное количество уголовных дел, очень важно, чтобы эти дела со своими сроками движения постоянно были в сфере внимания следователя и по каждому из них он мог планировать и своевременно проводить следственные действия, укладываясь в установленные законом сроки расследования.
Устойчивость внимания. Данное качество внимания определяется продолжительностью сосредоточенности сознания на каком-либо одном объекте. Хорошо известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний в среднем составляют от 2 до 12 с. Они связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Это еще раз подтверждает, что внимание в своей физиологической основе неустойчиво.
С точки зрения решения практических задач нас больше интересуют колебания внимания, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Замечено, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15—20 мин.
Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие. Но оно действует до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно появляется состояние утомления, которое можно предупредить кратковременными перерывами в работе, особенно если она однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками.
Можно также продлить устойчивость внимания на определенное время, если попытаться отыскать в том или ином предмете новые признаки, посмотреть на него как бы со стороны, под другим углом зрения. В ином случае наше сознание заходит «как бы в тупик», и тогда «создаются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступают колебания внимания»[84].
Таким образом, сохранить на должном уровне устойчивость внимания к изучаемому предмету можно, как бы заставляя этот предмет «развиваться» на наших глазах, чтобы он обнаруживал перед нами каждый

раз свое новое содержание. «Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание, — пишет об этом процессе С.Л. Рубинштейн, — способно поддерживать внимание»1. Данное положение психологии лежит в основе разработанной в криминалистике динамической стадии осмотра места происшествия.
Переключаемость внимания. Устойчивость внимания не исключает его гибкости, переключаемости, лежащей в основе способности субъекта быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, перестраиваться по ходу запланированной работы.
Весьма распространенным приемом, позволяющим в течение всего рабочего дня поддерживать на должном уровне внимание, является смена действий (видов деятельности), например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей.
Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Внимательность формируется в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития юристом воли, целеустремленности, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств личности юриста, как любознательность, наблюдательность, высокая работоспособность и творческая активность.

16. Что представляют собой посттравматические стрессовые расстройства?\

Посттравматическое стрессовое расстройство - это эмоциональная болезнь, которая проявляется как результат опасного для жизни события. Люди с посттравматическим стрессовым расстройством, должны стремиться избегать мест, людей, или других вещей, которые напоминают им об этих событиях. Хотя это заболевание было признано в 1980 году, вероятно, оно вызывает у людей различные травмы. Это заболевание часто появляется у солдат, которые пережили различные стрессовые ситуации. Посттравматическое стрессовое расстройство может возникать после длительного или непродолжительного травматического события или ряда проблем, которые связаны со многими аспектами эмоционального и общественного функционирования.

Приблизительно у 7-8% людей наблюдается посттравматическое стрессовое расстройство.

Фактически любое событие, которое является опасным для жизни или, которое оказывает сильное воздействие на эмоциональное состояние личности, может вызвать посттравматическое стрессовое расстройство. Например, похищение, нападение, стихийное бедствие, террористический акт, насилие, драка, ограбление и мн. др.

сть три группы симптомов, которые могут помочь поставить диагноз посттравматического стрессового расстройства: повторные травмы (например, нарушение памяти, кошмары о травме), эмоциональные ответные реакции и хронические физические признаки, включая нарушение сна, концентрации внимания, раздражительность, гнев.

Эмоциональное нарушение при посттравматическом стрессовом расстройстве может проявляться отсутствием интереса к деятельности, которое может вызвать ангедонию (отсутствие радости, удовольствия от жизни), дистанцию от людей, неспособность думать о будущем. По крайней мере, один или два симптома должны присутствовать в течение одного месяца и должны вызывать значительное нарушение или функциональное ухудшение, чтобы можно было поставить диагноз посттравматического стрессового расстройства. Посттравматическое стрессовое расстройство - это хроническое заболевание, если его не лечить в течение трех месяцев или более.

У детей после травмирующей ситуации могут развиваться нарушения памяти. У взрослых может наблюдаться один или два симптома в течение одного месяца, которые вызывают значительное нарушение (или функциональное ухудшение) для того, чтобы был поставлен диагноз посттравматического стрессового расстройства. Когда симптомы присутствуют дольше, чем один месяц, может быть установлен диагноз острого сильного стресса.

Симптомы посттравматического стрессового расстройства включают: проблемы, регулирующие чувства, которые могут закончиться мыслями о самоубийстве, вспышки гнева или пассивное энергичное поведение; тенденции разобщенности или деперсонализации; устойчивое чувство беспомощности, стыда или вины; и серьезное изменение в тех вещах, которые имеют огромное значение для людей, например, потеря духовной веры, постоянное чувство беспомощности или отчаяния.

Наши рекомендации