Охарактеризуйте этапы мыслительного процесса, как они проявляются в деятельности следователя.

Когда в создавшейся проблемной си­туации возникает задача, не имеющая готового решения - появляется мышление. Такая задача может выступать как цель деятельности, например задача — раскрыть преступление, установить истину по делу. Чтобы активизи­ровать мышление, необходима соответствующая мотивация мыслительной дея­тельности. И чем она сильнее, тем более продуктивно мышление. Рассмотрим подробнее этапы мыслительного процесса.

Подготовительный этап. На данном этапе осознается определен­ная цель деятельности, формулируются вопросы, которые предстоит ре­шить. У следователя этот начальный этап мыслительной деятельности нередко предшествует возбуждению уголовного дела. Ориентирование в условиях задачи. За подготовительным этапом следует анализ возникшей проблемной ситуации, ее составных частей, их связей, предпринимаются первые попытки объяснить их причинную обусловленность. Поскольку исходных данных бывает недостаточно, эти объяснения чаще носят гипотетический (предположительный) ха­рактер. Данный этап мышления имеет место, например, в процессе изу­чения поступивших к следователю материалов, исходных данных о каком-либо совершенном преступлении.

В это время строятся гипотети­ческие суждения, выдвигаются версии о механизме происшедшего со­бытия, о возможно причастных к нему лицах и т.д Все эти суждения, версии соотносятся с имеющейся информацией, и те из них, которые не подтверждаются, отбрасываются.

Определение путей, средств и методов решения задачи. На дан­ном этапе определяется направления поисков, а также способы реше­ния частных задач, что обычно отражается в развернутом плане рассле­дования по уголовному делу.

Решение задачи. Решение познавательных задач по делу продол­жается на всем протяжении следствия. На каждом этапе расследования преступления следователь активно использует результаты всей своей предшествующей деятельности по делу, новую поступающую к нему ин­формацию.

Применительно к различным следственным ситуациям сле­дователь использует те или иные тактические комбинации, своеобраз­ную программу деятельности в виде определенной совокупности следст­венно-розыскных действий, нацеленных на раскрытие преступления.

Сопоставление полученных результатов с исходными условия­ми задачи. Если полученные результаты соответствуют объективным условиям задачи и получают доказательственное подтверждение, мыс­лительный процесс завершается; если же нет — продолжается до тех пор, пока не будет достигнут положительный результат, соответствую­щий поставленной задаче. В ходе мыслительного процесса широко используются различные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, ин­дукция, дедукция и др.

Многие вопросы, в разрешении которых при­нимают участие юристы, имеют остроконфликтный характер. Все это, безусловно, не может не оказывать определенного влияния на характер мышления юриста. Перечислим основные качества, которыми оно должно характеризоваться.

Познавательная активность, легкость генерирования идей. В этом свойстве проявляются поисковая активность сознания, отражение в нем различных явлений, их свойств и связей. Например, приступая к расследованию преступления, следователь активно стремится найти нужные доказательства, выдвигая различные идеи, объясняющие суть происшедшего. Важную роль в этом процессе играет желание и умение взглянуть на исследуемое событие под разными углами зрения, проана­лизировав различные варианты объяснения данного явления.

Познавательная активность мышления следователя проявляется также в способности к «сцеплению» идей — свойстве мышления объ­единять различные, порой ничем внешне не связанные сведения и на этой основе находить новые объяснения происшедшего. Глубина, широта мышления. Эти качества дополняют друг друга. Глубина мышления определяется степенью проникновения в сущность изучаемого объекта. Напротив, широта мышления характеризуется ох­ватом не только границ изучаемого явления, но и смежных с ним облас­тей познания. Если юрист не привык глубоко вникать в исследуемые события, у него вырабатывается поверхностное отношение к делу.

При отсутствии широты мышления, затратив много времени и сил на изуче­ние отдельных, частных вопросов, можно упустить главное Прогностичность, рефлексивность мышления. Данное качество тесно связано с активностью мышления, его глубиной и широтой. При­нимая решение по любому делу, опытный юрист всегда предвидит пос­ледствия своих действий, прогнозирует возможное поведение участни­ков процесса, иных лиц, заинтересованных в результатах рассмотрения спора, готовит соответствующие контрдоводы, аргументы для того, чтобы отстоять собственную точку зрения или вовремя от нее отказать­ся, предусмотрев заранее дополнительные, компромиссные варианты.

Гибкость, подвижность мыслительных процессов. То есть спо­собность увидеть изучаемый объект под новым углом зрения, обнару­жить его новые свойства, предназначение, способность своевременно переключаться с одного изучаемого явления на другое в противном случае говорят об инертности, ригидности мыслительных процессов.

Ригидность (скованность) мышления связана с функциональной фиксированностью, при которой субъект познания в изучаемом объекте упор­но видит только какие-то одни признаки, не замечая других. Такая фиксированность, например, нередко препятствует качественному осмотру места происшествия, иногда приводит к ошибочным оценкам личности заподозренного в преступлении, заставляет следователя длительное время заниматься проверкой бесплодных версий. Напротив, юрист, на­деленный живостью, гибкостью, критичностью мышления, в состоянии своевременно разглядеть допущенные ошибки и быстро перестроиться в своей поисковой деятельности, отказавшись от прежних стереотипов мышления.

Самостоятельность мышления. Данное качество мышления про­является в самостоятельном, критическом отношении юриста к различ­ным явлениям, в его умении невзирая на чужие мнения заметить в про­цессе расследования (рассмотрения любого дела в суде) неисследован­ные вопросы, по-новому взглянуть на установленные факты, дав им со­ответствующую правовую оценку. Напротив, склонность в своих суждениях и поступках не отличать­ся от других, боязнь показаться «белой вороной», недостаточно квали­фицированным специалистом, вызвать негативное к себе отношение из-за своих взглядов, а также повышенная тревожность — качества, суще­ственно снижающие эффективность мыслительной деятельности юрис­та, свидетельствующие о комфортности его мышления.

Наши рекомендации