Назовите методы изучения личности, используемые в правоохранительной деятельности.
Понятие «метод» применяется в широком и узком смысле. В первом случае – это способы изучения реальности и построения системы научного знания; во втором – совокупность техники, приемов и процедур, которые направлены на освоение действительности в конкретной дисциплинарной области и служат эффективному решению профессиональных задач.
Методы юридической психологии – это практические и теоретические приемы, процедуры, операции познания психолого-юридической реальности, обеспечивающие получение объективных, достоверных, обоснованных сведений, оценок, выводов о ней и разработку практических рекомендаций.
В силу многоплановости задач, стоящих перед юридической психологией, она разрабатывает и применяет целый арсенал методов познания и преобразования психолого-юридической реальности. Все их многообразие по целевому предназначению можно условно разделить на следующие группы методов: 1) научного исследования; 2) психотехнического воздействия; 3) судебно-психологической экспертизы; 4) психологической экспертизы правовых законов и нормативных актов.
Методы научного исследования предназначены для выявления психологических фактов, закономерностей и механизмов поведения и отношений людей, регулируемых нормами права. Благодаря им возникает возможность создания теоретических концепций и разработки научно обоснованных рекомендаций для специалистов, занимающихся законотворчеством, а также практиков, осуществляющих работу по борьбе и предупреждению преступности. Среди методов научного исследования выделяют два класса средств - теоретического и эмпирического познания.
К средствам теоретического познания относят логические процедуры обобщения, абстрагирования, формализации, историко-сравнительный метод, моделирование, системный анализ и др.
Среди средств эмпирического познания используются как традиционные для психологической науки методы (наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод), так и специально разработанный в юридической психологии методический инструментарий (методики детекции лжи, психологический анализ уголовного дела и др.).
Методы психотехнического воздействия представляют собой совокупность психотехнологий, техник и приемов оказания влияния на отдельных людей и группы, которые включены в правовое регулирование. Применение этих методов, с одной стороны, не должно противоречить нормам этики и уголовно-процессуального законодательства, а с другой – должно обеспечивать эффективную деятельность по предупреждению преступных деяний, раскрытию преступлений, ресоциализации осужденных и социальной реабилитации лиц, отбывших наказание. Методы психотехнического воздействия могут реализовываться в индивидуальной и групповой формах, базируясь на технологиях, созданных в прикладных отраслях психологии и психотерапии, а также с учетом процедур, разработанных в смежных научных дисциплинах (криминалистике, пенитенциарной педагогике и др.).
Методы судебно-психологической экспертизы предназначены для проведения целевых объективных исследований экспертом-психологом по постановлению следственных и судебных органов. Судебно-психологическая экспертиза, осуществляемая по гражданским и уголовным делам, предназначена для оказания помощи органам предварительного следствия и суда в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, которые необходимы для осуществления объективного доказывания по уголовным делам или разрешения гражданско-правовых споров. Среди средств, применяемых в судебно-психологической экспертизе, основными являются метод психологического анализа материалов уголовного дела, анамнестический (биографический) метод, методы наблюдения и естественного эксперимента, инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности (тесты, опросники, ассоциативный эксперимент и др.).
Методы психологической экспертизы правовых законов и нормативных актов предназначены для выяснения адекватности последних закономерностям и механизмам функционирования правосознания, психологически обоснованным путям совершенствования правового регулирования в условиях формирующегося правового государства. Технология проведения данного типа экспертиз в России только начинает складываться. Опираясь на зарубежный опыт, можно отметить целесообразность использования в данной экспертизе методов юридической герменевтики, психосемантики и психолингвистики.
Проведенный выше анализ сути и целевой направленности основных групп методов юридической психологии свидетельствует, что в ней, во-первых, активно используются методы, заимствованные из общей и других прикладных отраслей психологии; во-вторых, разработаны собственные оригинальные средства, предназначенные для психологического обеспечения правотворческой и правоприменительной деятельности.
Рассмотрим методы, играющие особую роль в юридической деятельности.
Метод наблюдения – это специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие психических явлений, предпринимаемое с целью изучения субъекта, их вызывающего.
В психологических исследованиях используются различные виды наблюдения, которые классифицируются по следующим основаниям: а) по положению исследователя-наблюдателя (косвенное или непосредственное (включенное) наблюдение, самонаблюдение); б) по степени формализации процедуры (неструктурированное и структурированное); в) по регулярности проведения (систематическое, случайное, единичное наблюдение); г) по условиям организации и проведения (наблюдение в естественных или лабораторных условиях).
Психолого-практические аспекты метода наблюдения должны учитываться при проведении дознания оперативными работниками и отдельных процессуальных действий следователями, где регистрация психических явлений в виде различного рода реакций на специальные объекты (стимулы, раздражители и т. п.) является основанием для использования соответствующих тактико-технических и психологических приемов воздействия. В пенитенциарной практике наблюдение за динамикой психических проявлений у отдельных лиц, микрогрупп осужденных различной направленности служит основой для применения мер исправительного воздействия. Для выявления наиболее полной информации о лице, интересующем правоохранительные органы, обычно требуется синтезировать данные по конкретным отдельным наблюдениям. Актуальным является выявление через наблюдение следующих моментов: а) индивидуально-психологических качеств личности (на основе анализа речи, мимики, жестикуляции, характера одежды и т. д.); б) преступного опыта у наблюдаемого (наличие жаргона, татуировок, асоциальных привычек поведения и т.д.); в) психического состояния и реакций лица в ходе реализации следственных действий, при психологическом зондировании в ходе разговора и т. д.
Метод интроспекции (самонаблюдения) заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, своим психическим состоянием. Научная ценность данных самонаблюдения зависит от того, насколько они объективны, соответствуют реальным фактам. Как показывают экспериментальные исследования, люди склонны переоценивать свои достоинства и умалять свои недостатки. Однако в сочетании с другими методами, метод самонаблюдения может давать положительные результаты. Исследователь по себе может судить, например, о влиянии тех или иных факторов на участников следственного или судебного действия, дополняя результаты самонаблюдения объективными данными.
Метод эксперимента – это исследование, при котором преднамеренно и планомерно вызываются изменения в изучаемых процессах (явлениях) и ведется контроль всех условий (побочных и дополнительных), чтобы точно установить характер имеющих место закономерностей и механизмов между независимой и зависимой переменными.
В практике психолого-юридических исследований получили распространение лабораторный, естественный, психолого-педагогический, мыслительный, законодательный, формирующий (обучающий), ассоциативный виды экспериментов.
Лабораторный эксперимент применяется в научных исследованиях (особенно при изучении групповых и индивидуально-психологических особенностей реагирования), при проведении судебно-психологической экспертизы. Подобный эксперимент применяется в деятельности правоохранительных органов. Уже хрестоматийными в целом для психологической науки стали инструментальные схемы и результаты лабораторных экспериментов по проблематике свидетельских показаний, деятельности суда присяжных, изучению феномена агрессивности.
При естественном эксперименте личность без ее ведома ставится в заранее изученные или созданные условия, ситуации, где она должна действовать и этими своими действиями проявлять определенные свойства, проверяемые и выявляемые в ходе эксперимента. Наиболее широко метод естественного эксперимента применяется в тех случаях, когда человек, личность которого изучается, не находится в непосредственном общении с лицами, осуществляющими правосудие. В наиболее полном виде метод эксперимента может применяться в оперативно-розыскной работе, в деятельности исправительно-трудовых учреждений. Здесь личность ставится в заранее заданные условия, а результаты ее деятельности, ход действий тщательно анализируются.
Метод психолого-педагогического эксперимента характерен тем, что обязательно включает в себя элементы обучения и воспитания. Такая особенность этого метода предполагает возможность наиболее полного его использования в деятельности исправительных учреждений. При помощи этого метода лицам, подлежащим исправлению, прививаются навыки к труду, дисциплина, новое отношение к коллективу, обществу, поступкам, действиям и т. д.
При мыслительном эксперименте предполагается, что все изменения происходят в воображении человека, который экспериментирует с воображаемыми образами (например, сотрудник правоохранительных органов может мысленно реконструировать событие преступления, составить психологический портрет лица, подозреваемого в совершении преступного деяния).
При законодательном эксперименте происходит проверка психологических предпосылок эффективности правовых норм на определенной территории или на территории всей страны. Имеется в виду предложения по усовершенствованию законодательства, которые, прежде чем быть окончательно принятыми, должны пройти испытание в течение определенного срока на ограниченной территории.
Формирующий (обучающий) эксперимент направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профессиональной подготовки путем внедрения наиболее активных методов обучения, с помощью которых формируются профессионально важные качества будущего специалиста-юриста. В исправительных учреждениях для выработки научно обоснованных программ ресоциализации личности осужденных часто проводятся формирующие эксперименты. Именно в данном контексте можно рассматривать многочисленные «программы модификации поведения заключенных».
Ассоциативный эксперимент впервые был разработан австрийским ученым К. Юнгом. Суть его состоит в том, что испытуемый должен на каждое слово экспериментатора ответить первым словом, пришедшим в голову. Заторможенность этой реакции, а также неадекватное поведение испытуемого (механическое повторение исходного слова-раздражителя, немотивированный смех, жалобы, «телесные зажатости», покраснение и пр.) рассматриваются как указание на наличие значимых представлений и переживаний, сообщение о которых для испытуемого нежелательно.
Основными достоинствами всех видов экспериментов является то, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий.
В юридической психологии ХХ столетия большое распространение получил метод тестов. Психологическая проба, именуемая испытанием (тестом) является специализированным методом психологического исследования, применяя который можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Психологический тест – это система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние, определенные психические качества или свойства отдельного индивида. Наиболее широко в правоохранительной деятельности тесты используются при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника, а также при трудоустройстве в органы правопорядка и правоохраны. Особенностью метода тестирования в правоохранительной деятельности является то, что он проводится только психологом-профессионалом.
Метод опроса – это выяснение мнения человека по какому-либо вопросу или проблеме. Данный метод реализуется через следующие методически специфичные формы: беседа, интервью, анкетирование. Метод беседы – это непосредственное общение с интересующей исследователя личностью. Он нацелен, прежде всего, на выяснение ее отношений к социальным и правовым ценностям, к людям, к правозначимым событиям; на выявление особенностей развития правосознания, мотивационных и других личностных характеристик. Психолого-практические аспекты беседы актуальны для продуктивности профессиональной деятельности следователя, оперативных, пенитенциарных и прокурорских работников (например, психологически грамотное построение беседы при допросах позволяет определить лживость в показаниях). Интервью как разновидность метода опроса может иметь различную степень формализованности. В этой связи выделяют следующие его виды: стандартизированное, фокусированное и свободное интервью. При стандартизированном интервью реализуется опрос отобранных респондентов в жесткой последовательности специально сформулированных вопросов. При фокусированном интервью целью опроса является не сбор по заранее составленному плану соответствующих данных по проблеме, а получение от респондентов уникальной информации (их мнений, взглядов и т. п.). Свободное интервью – это опрос, часто применяемый для изучения специализированных групп респондентов (например, осужденных за различные типы преступлений). В правовой сфере достаточно часто используется и такая разновидность метода опроса, как анкетирование. Оно проводится обычно как письменная фиксация ответов на вопросы или в свободной произвольной форме. Анкетирование и интервьюирование широко используются для изучения механизма преступного замысла; выяснения причин преступности; исследования особенностей профессиональной деятельности различных категорий сотрудников правоохранительных органов; при разработке профессиограмм, изучении общественного мнения по изменениям в правовом регулировании и т.д.
Биографический метод используется для характеристики психологических особенностей личности. Его специфика состоит в том, чтобы на основе сбора и анализа различных, а не только авторских источников, типичных для разных этапов жизненного пути конкретного человека, проследить процесс его социализации, особенности развития сознания и самосознания, черт характера, способностей, склонностей и т. д.
Метод обобщения независимых характеристик- это собирание данных о личности из различных, не зависимых друг от друга источников. Этот метод, разработанный еще в 60-х годах К. К. Платоновым, дает богатый материал, позволяющий составить наиболее полное представление о личности благодаря анализу мнений, высказанных лицами, с которыми исследуемый находится в тех или иных отношениях. Кроме того, данная информация может быть получена из характеристик с места работы, учебы, жительства; из старых уголовных дел, если изучаемое лицо было ранее судимо; из личного дела заключенного, если изучаемое лицо ранее отбывало наказание; из медицинских справок, карт, истории болезни; из актов судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз, если исследуемое лицо привлекалось к уголовной ответственности.
Метод анализа продуктов деятельности (праксиометрический метод) позволяет на основе объективных материалов (писем, дневников и других личных письменных источников; архивных документов; продуктов трудовой, учебной, творческой или преступной деятельности) раскрыть индивидуальные особенности человеческой психики, развитость конкретных умений и навыков, индивидуальные стилевые особенности, черты личности, выражающие отношение к себе, другим людям, труду и т. п.
Важную роль в юридической психологии играет метод изучения процессов и результатов правоприменительной деятельности. Для выяснения роли личностного фактора, профессионального мастерства необходимо обобщение опыта, а также ошибок в деятельности правоохранительных органов, возникающих в результате действий различных психологических факторов. С этой целью изучаются материалы по обмену опытом, публикации известных юристов, в которых раскрываются секреты профессионального мастерства и даются рекомендации по преодолению профессиональной деформации и других негативных явлений.
Метод изучения результатов преступной деятельности, способов совершения преступления (это часто на практике называют «преступным почерком») позволяет установить некоторые личностные особенности преступника (например, жестокость, хладнокровие, профессиональные навыки, уровень интеллектуального развития, способности, эмоциональное состояние). Так, изучение способа, места и времени совершения преступления (серии преступлений) может характеризовать такие личностные особенности, как уровень умственного развития, расчетливость или легкомыслие, а характер издевательства над жертвой – уровень жестокости, хладнокровия преступника.
Метод психологического анализа материалов уголовного (гражданского) дела. В данном случае информация для исследования берется из документально зафиксированных показаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых (обвиняемых), подсудимых, гражданского истца и ответчика, а также из других письменных источников (разнообразных справок, протоколов конкретных следственных действий, различных заключений и пр.). Основное внимание при анализе обращается на субъективное отношение изучаемого лица к обществу, труду, другим людям; к выработке преступного замысла; к содеянному. И хотя в данном случае общая оценка личности преступника делается лишь на основе имеющихся в уголовном деле документов, полученные выводы могут стать ориентационной основой для выбора уже более конкретных средств изучения личности преступника.
Все применяемые в юридической деятельности психологические методы изучения и коррекции личности не должны противоречить этическим нормам; ущемлять права граждан, гарантированные Конституцией РФ; противоречить требованиям уголовно-процессуального закона, принципам законности и гуманности.
9. Раскройте содержание понятия ―психодиагностика. Что она дает юристу?
Психодиагностика — метод дифференциальной психологии, направленный на выявление психических свойств и черт личности, в совокупности образующих психическое качество личности.
Основное средство психодиагностики — психологические тесты (пробы) — серия кратких однотипных стандартизированных испытаний предполагаемого носителя определенных психических свойств. Суммарный итог этих испытаний позволяет судить об уровне измеряемого психического качества у данного индивида (посредством подсчета тестового балла). Наряду с тестовым обследованием в психодиагностике широко используется и клиническое обследование. Формализация психодиагностического обследования основана на психометрике — математизированной технологии измерительных методик. Тест должен обладать определенными психометрическими свойствами — надежностью, вапидностью и репрезентативностью.
Для выявления качества психического складаличности, уровня психологической атмосферы рассмотрения юридического деланеобходима психологическая диагностика.
Психологическая диагностика(психодиагностика) - отрасль психологии, которая разрабатывает методы выявленияпсихических процессов, психических свойств и психических состояний личности иколлектива.
Назначение психологической диагностики -установить уровень соотношения психических элементов личности или группы сцелью определения их профессиональных функций или способностей, знаний, умений,навыков и др. Для этого разрабатываются системы диагностических методик.
Можно выделить такие видыпсиходиагностических методик:
психофизиологические методики - позволяют диагностироватьдинамику протекания нервных процессов у отдельных людей (силу, т.е.работоспособность нервных клеток при возбуждении и торможении; уравновешенность,т.е. соотношение между силой процессов возбуждения и торможения, степень ихсбалансированности; подвижность, т.е. скорость смены процессов возбуждения иторможения) и определить темп деятельности, длительность сохранения активнойработоспособности, быстроту и эффективность приспособления к обстановке и т.п.;
личные опросы - письменные (анкеты) и устные (интервью):способны выявить установки, наклонности и другие психические свойства личности,уровень психологической совместимости коллектива. Напр., получение сведений отосужденного по определенной программе с целью выявления личностных позицийосужденного, системы его отношений к различным значимым явлениям, их жизненногопути, выявление возможных положительных качеств, на которые можно опереться приперевоспитании осужденного (метод личного опроса, проводимый работникомисправительно-трудового учреждения).
Методы опроса могут быть почтовыми,прессовыми, телефонными, однако ими не следует злоупотреблять.
Распространены три вида интервью:
-фиксированное (регламентировано детальной разработкойвопросника по инструкции процесса интервьюирования),
-фокусированное (применяется в случае, когда опрашиваемогозаранее знакомят с темой разговора и вопросами, на которых будет акцентировановнимание),
-свободное (отличается минимальными стандартами поведенияинтервьюера, использованием психологических и других особенностей респондентовдля эффективного сбора информации);
тесты - это заранее продуманные испытания, при проведениикоторых используется точная техника оценки результатов. По результатам можносоставить представление об интеллекте человека, его характере, совместимости сокружающими. Результаты используются также для самооценки личностныххарактеристик. Тесты, как правило, состоят из вопросов и ответов, имеющихколичественное выражение результатов. Вместе с тем нельзя переоценивать рольтестов, ибо они могут создать некоторую систему ориентиров личности, но нерешить проблему познания личности полностью, ее способностей и возможностей.
Классификацию тестов можно провести поразличным критериям.
В зависимости от их цели выделяют такие видытестов:
-проектные - совокупность методик всестороннего изученияличности;
-простые - методика изучения одной из сторон личности:интеллекта, умственных способностей, коммуникабельности для выясненияпригодности лица к различным юридическим профессиям, и др.
Различают тесты:
-прямые, типа экзаменационного билета (перед респондентом воткрытой форме ставится вопрос о каком-либо правовом явлении);
-ситуационные (у респондента пытаются выяснить его оценкуказуса, ситуации на основе мнения или отношения к нему того человека, которыйпроверяется).
В плане экспериментирования используютсяаффективные тесты. Аффективные тесты предназначены для выясненияличностных установок: они как бы провоцируют человека на то, чтобы он раскрылих (напр., тест, изучающий правосознание, содержит практический случай,допускающий разные толкования вопросов факта и права, когда респондента просятсделать выбор между возможными решениями). От собственно теста их отличает то,что они более естественны. С тестами их сближает то, что они ставят передреспондентом не прямой, а обходной вопрос ( из-за опасения, что прямой вопросвызовет защитную реакцию).
Тестирование - это процесс, состоящий изтрех стадий:
1. выбор и отработка текста;
2. осуществление тестирования;
3. анализ результатов, обобщение выводов.
Выбор и отработка теста, а также анализрезультатов, обобщение выводов должны производиться только специалистом.Осуществление тестирования - чисто техническая стадия, не требующая высокойквалификации исполнителя.
Следует учесть, что на результатытестирования оказывают влияние четыре компонента:
-нерепрезентативные выборки респондентов;
-последовательность вопросов;
-право выбора ответов;
-формулировка вопросов.
Выборка - это группа людей (респондентов),отобранных для опроса, в которой каждый человек имеет равные возможностиучастия. Нерепрезентативные выборки - это группа людей, отобранных для опросабез учета представительства интересов всего населения либо того социального(национального, религиозного и т.п.) слоя, интерес которого к опрашиваемойпроблеме значителен. Нерепрезентативные выборки - искажающие выборки: ониспособны погубить самый великолепно составленный тест. Выборка респондентовдолжна быть репрезентативной (фр. representant - представитель).
Последовательность вопросов влияет накачество ответов. Если будут поставлены вопросы, развивающие, уточняющие ту жепроблему или рассматривающие ее с разных аспектов, то ответ может точновыразить мнение респондента (и быть положительным), а в противном случае -исказить его позицию (и быть отрицательным).
Право выбора ответа заложена в формевопросов. Форма вопросов может стимулировать ответ, если в вопросах заложенавозможность выбора ответов. Поэтому очень важным является отработка вопросов спредоставлением права выбора ответов.
Формулировка вопроса должна быть точной.Малейшие изменения в тоне вопроса могут значительно повлиять на результаттестирования (глагол "запретить что-либо" может иметь то же значение,что и "не разрешать", однако лучше употребить "неразрешать", чтобы получить положительный ответ). Молодой монах однаждывозмутился, когда его спросили, смог бы он курить во время молитвы. Спроситепо-другому, посоветовал друг: "Можете ли вы молиться, когда курите?".