Раскройте правовое значение понятия личности.
Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансформируется представителями различных, в том числе и правовых, наук (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и др.), широко использующих его применительно к субъектам различных правоотношений. Особенностью употребления данного понятия в юридической литературе является конкретизация его толкования (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии), его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек. Эту особенность следует иметь в виду, чтобы правильно ориентироваться во всех этих терминах изучающим юридическую психологию, которая, с одной стороны, опирается на фундаментальные, принятые в психологии понятия, а с другой — должна учитывать терминологию законодательных актов, подзаконных источников права.
Неоднозначность данной проблемы усугубляется еще и тем, что в психологической науке до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение, распространены различные, порой противоположные подходы к раскрытию ее структуры и содержания. Все это создает определенные трудности не только для психологов, но и для правоведов, юристов, занимающихся практической деятельностью, для которых понятия: личность субъекта правоотношений, личность участников уголовного, гражданского процесса, личность виновного, потерпевшего и тому подобное наполнены вполне конкретным, в том числе и психолого-правовым, содержанием.
Стоит взглянуть на целый ряд законодательных актов, чтобы убедиться в этом. Например, одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства является провозглашение в виде правовой нормы принципа «неприкосновенности личности». Или при назначении вида и размера наказания судам предписывается учитывать не только характер, тяжесть, последствия преступления, но и «личность виновного». Термин «личность виновного» употребляется в уголовном законе и в контексте с условным осуждением. Целый раздел Особенной части УК РФ посвящен «преступлениям против личности». Аналогичная картина имеет место и в гражданском праве, когда речь идет о защите достоинства личности гражданина в случаях причинения ему неправомерными действиями морального вреда, нравственных страданий.
История этого термина уходит в глубокую древность. Предпосылкой современных значений этого понятия может служить греческое слово Ttpoaamov, обозначающее маску, которую надевал актер в античном театре. В Риме этому соответствовал термин persona, который вошел также в юриспруденцию для обозначения субъектов правоотношений. В средние века в западной схоластике понятие persona сохранилось для обозначения Личности Триединого Бога по природе и личности человека по образу и подобию. В Византии, кроме термина npocrconov, начиная с великих каппадокийцев (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский), стало использоваться понятие wtoorcarng (букв. подставка), также понятие arofiov (букв. неделимое), что соответствует латинскому термину individuum. Различие двух толкований, восточного и западного, стало довольно существенным в процессе антивизантийского развития Западной Европы. Если греческая ипостась (vnocrrcxertg) обозначает личность как нечто фундаментальное, т.е. лежащее в основе всего, определяющее сущность, то латинская персона (persona) представляет личность как нечто внешнее по отношению к сущности, как ее проявление. В русском языке аналогом греческих понятий служат лицо и личность, в то время как персона скорее соответствует словам личина и харя, т.е. маска скомороха.
В западной традиции близкое к византийскому понятие individuum восходит к философии Г. Лейбница. Именно так его использовал В. Гумбольдт.
В современной психологии существует различное понимание личности. Зачастую личность рассматривают как конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями. В определении личности выделяют прежде всего ее общественную сущность: человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности.
Термин личность употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного». Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Биологический фактор определенным образом влияет на формирование личности. Так, врожденными, передающимися по наследству, являются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако это биологические особенности не являются определяющими для формирования личности. Таким образом, психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.
Можно выделить аспекты общего и особенного в личности. Во-первых, личность - всегда неповторимый и единственный в пространстве и времени индивидуум. Во-вторых, личность реализует в себе определенную совокупность типологических черт, присущих человеку. Это позволяет дать следующее определение личности:
Личность - это общежитейский и научный термин, обозначающий:
1) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как представителя того или иного общества или общности;
2) индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности.