Способы обеспечения законности в государственном управлении.
Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении - совокупность правовых организационных методов деятельности, практических приемов, операций, форм работы государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.
Деятельность по обеспечению законности и дисциплины предполагает:
· недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;
· своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;
· установление причин и условий, им способствующих;
· привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности;
· разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины;
· создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения.
Обеспечение законностии дисциплиныдостигается организационно-правовыми средствами. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов.
Виды способов обеспечения законностии дисциплины:
• государственный контроль;
• государственный надзор;
• судебный контроль;
• обжалование.
Государственный контроль - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за процессом функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.
Государственный надзоркак способ обеспечения законности и дисциплины - постоянное, систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления нарушений законности и дисциплины.
Судебный контролькак способ обеспечения законности - это правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц по выявлению нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождающих, по принятию мер к восстановлению нарушенных прав, по привлечению виновных лиц к ответственности.
Обжалованиекак способ обеспечения законности и дисциплины - реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти и государственного управления в отношении их ущемленных прав и свобод.
3.Понятие контроля как способа обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.
Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.
Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками.
Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности.
Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда – необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий.
В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.
В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.
Формы контрольной деятельности весьма разнообразны: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т. д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.
Принципы контроля.
Основные принципы контроля:
1. законность,
2. объективность,
3. независимость,
4. гласность,
5. экономичность,
6. сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Виды контроля.
Учитывая, что контроль является сложным социальным и правовым явлением, его можно классифицировать по самым разным основаниям:
1.В зависимости от объема обследуемой деятельностивыделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил).
2.По стадиям проведенияконтроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике правонарушений. Цель текущего контроля - выяснение состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности совершаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.
3.По отношениям (связям) субъектов контроля с государствомконтроль делится на государственный и общественный. Государственный контроль осуществляется государственными органами и их должностными лицами. Общественный контроль осуществляется общественными объединениями: профессиональными союзами, политическими партиями. В отдельных случаях сюда же можно отнести и контроль, осуществляемый гражданами.
4.По характеру деятельностиконтроль может быть внешним, когда он осуществляется субъектом, не входящим в систему проверяемого органа, и внутренним, когда контроль проводится в пределах какой-либо организации, структурного звена, начальником по отношению непосредственно подчиненных - в пределах предприятий, учреждений.
5.В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочийможно выделить:
• контроль Президента Республики Беларусь;
• контроль органов законодательной (представительной) власти;
• контроль органов исполнительной власти;
• контроль органов судебной власти.
Президентский контроль.
Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь довольно широкие и определяются Конституцией, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и иными нормативными правовыми актами.
Основные направления контрольной деятельности Пре-зидента Республики Беларусь:
• контроль в процессе формирования органов управления;
• контроль за содержанием деятельности аппарата госу-дарственного управления, фактическими результатами, за качеством руководства;
• контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;
• контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;
• контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.
Наиболее четко урегулирован контроль, проводимый непосредственно Президентом за Правительством. Контроль Президента через создаваемые им органы, так называемый опосредованный контроль, осуществляется с помощью Администрации Президента, Управления делами Президента, Совета Безопасности Республики Беларусь и специально предназначенного для контроля Комитета государственного контроля. Данные органы осуществляют свои задачи и полномочия, обеспечивая Президента необходимой информацией.