Регистрационное производство.
Регистрационное производство – это вид административного производства, который охватывает широкий круг общественных отношений, участниками которых, с одной стороны, являются органы исполнительной власти, например, Министерство по налогам и сборам, Министерство юстиции и его территориальные органы, иные органы исполнительной власти, с другой – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения, предприятия, учреждения и иные юридические лица.
Основные виды регистрационного производства:
— по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
— по государственной регистрации общественных объединений, в том числе политических партий;
— по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
— по государственной регистрации нормативных юридических актов органов исполнительной власти;
— по регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и некоторые другие.
Рассмотрим кратко главные особенности названных видов регистрационного производства в административном процессе.
Разрешительное производство
Наличие правовых актов, регулирующих особый порядок осуществления названных законом видов деятельности, реализация таких актов означает существование специального административно-правового режима – разрешительного. Его важнейшая часть – разрешительное производство, т. е. регулируемая процессуальными нормами процедура осуществления разрешительной деятельности.
В разрешительном производстве выделяются такие стадии:
1) предварительная (возбуждение разрешительного дела);
2) принятия решения;
3) исполнения решения;
4) надзора за соблюдением лицами, получившими разрешение, установленных требований и условий;
5) аттестация, аккредитация разрешенной деятельности;
6) переоформление, продление разрешений;
7) применение мер принуждения за допущенные нарушения правил и условий.
Последние три стадии являются факультативными.
Разрешительное производство - часть административно правонаделительного (оперативнораспорядительного) процесса. Разрешительная деятельность - разновидность организующей, созидательной деятельности администрации. А в ходе организационной деятельности не существует столь жесткой последовательности стадий, как в юрисдикционных процессах. Стадии организационной работы могут осуществляться параллельно, даже меняться местами. Например, раньше может наступить ответственность, чем переоформление лицензии, надзор и аккредитация осуществляются в одно и то же время, аттестацию можно считать формой надзора. Поэтому названная последовательность стадий условна.Относительный запрет и личный (частный) интерес побуждают заинтересованное лицо подать заявление о выдаче разрешения (лицензии). Это становится началом разрешительно производства. У невластного субъекта есть право обратиться с заявлением, а значит, возбудить лицензированное дело.Но до этого субъект обязан готовиться к лицензированию путем создания организационных, материальных, кадровых предпосылок желаемой деятельности, сбора необходимых документов. Во многих случаях взимается плата за рассмотрение заявления соискателя.
По общему правилу все расходы государственного органа, связанные с подготовкой к лицензированию (командировочные расходы, оплата обследований и т. д.), несет заинтересованная сторона. Поэтому в пакет представляемых документов входит и обязательство оплатить такие затраты.
РАЗДЕЛ 6. ЗАКОННОСТЬ И ДИСЦИПЛИНА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
ТЕМА 18. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИЯ. КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ – 1 час
1. Сущность и значение законности и дисциплины в государственном управлении.
2. Способы обеспечения законности в государственном управлении.
3. Понятие контроля как способа обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
4. Принципы контроля.
5. Виды контроля.
6. Президентский контроль.
7. Контроль Парламента и местных Советов депутатов.
8. Контроль органов государственного управления и его виды. Административный надзор.
9. Судебный контроль.
10. Общественный контроль.
1.Сущность и значение законности и дисциплины в государственном управлении.
Законность в государственном управлении - это точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов, конституционный принцип. Так, ст. 7 Конституции предусматривает, что государство, все его органы связаны правом, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов.
Особое значение принцип законности имеет в сфере управления. Это обусловливается следующими обстоятельствами:
Во-первых, управление охватывает наибольшую сферу деятельности государственных органов. Здесь осуществляется их многогранная деятельность по руководству экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами.
Во-вторых, субъекты управления, реализуя свои функции и полномочия, осуществляют правоприменительную деятельность. Она сопровождается разработкой и принятием управленческих решений в виде актов применения права (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина и т.д.).
В-третьих, управление осуществляют многочисленные субъекты (органы исполнительной власти, должностные лица и т.д.). От их четкой и слаженной работы, построенной на строгом соблюдении законов и подзаконных актов, неукоснительном выполнении возложенных на них обязанностей во многом зависит правильное, объективное и оперативное решение вопросов, связанных с повседневной жизнью граждан и деятельностью организаций. Поэтому органы исполнительной власти обязаны в пределах своей компетенции обеспечивать соблюдение законов и подзаконных актов в деятельности подведомственных организаций, принимать меры по укреплению государственной дисциплины.
В-четвертых, органы управления осуществляют правотворческую деятельность, охватывающую широкую и разнообразную сферу общественной жизни.
В-пятых, органы управления наделены широкими полномочиями в области применения мер административного принуждения. Осуществляя административную юрисдикцию, они самостоятельно разрешают конфликты, воздействуют на правонарушителей, применяя меры государственного принуждения.
Таким образом, законность охватывает различную управленческую деятельность, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми. Она является объективным условием эффективности управления.
Эффективность управления зависит не только от уровня законности, но и от дисциплины участников управленческого процесса.
Государственная дисциплина- установленный государством и его полномочными органами порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.
Она предполагает неуклонное исполнение законов, иных нормативных актов вышестоящих органов всеми работниками государственного аппарата, а также лицами, непосредственно занятыми в сфере материального производства и социально-культурного обслуживания населения.
Дисциплина выполняет важную роль в формировании высокой организованности и согласованности действий всех участников управленческой деятельности.
Дисциплина формируется, совершенствуется под воздействием требований правовых норм, закрепленных в законах и подзаконных актах. Это означает, что, с одной стороны, законность и дисциплина являются самостоятельными категориями, с другой - находятся в неразрывной связи, взаимодействии друг с другом.