Тема № 4. « Брачно –семейные правоотношения ».
ПЛАН
1. Родство и семья.
2. Брак.
3. Имущественные и неимущественные отношения между супругами.
Родство и семья
В римском частном праве институт, регулирующий семейные отношении, имел ту особенность, что распространился только на римских граждан.
В современном понимании родство — это кровная связь между людьми, с наличием которой чакон связывает определенные правовые последствия.
Римское право различало два вида родства:
• агнатическое родство;
• когнатическое (кровное) родство.
Агнатическое родство охватывало всех лиц, принадлежащих к одной семье, и поэтому родственниками считались все, кто находился под властью главы этой семьи (домовладыки). "Агнатами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола" (Гай Инст.3.10). Агнатическое родство основано на единстве семьи: домовладыка возглавляет семью и все, кто в нес входит, юридически являются родственниками.
Со временем власть домовладыки перестала быть безграничной, что привело к известной самостоятельности других членов семьи. В связи с этим значение агнатического родства со временем (в период Республики) уменьшается, а увеличивается значение когнатического родства.
"Между агнатами и когнатами, следовательно, такое различие, как между родом и видом, ибо тог. кто является агнатом, является и когнатом; однако не всегда тот, кто является когнатом, является агнатом: ведь одно основание цивильное, другое природное" (Д.38. 10.10.4.2). Так жена сына состояла с домовладыкой в агнатическом родстве, однако не была когнаткой.
Естественное (кровное) или когнатическое родство следует из общности крови, но зависит от характера брачной связи: законный брак имел следствием отеческую власть над детьми, натуральный брак — без этого следствия; конкубинат (постоянное сожительство) — жена и дети не входят в фамилию мужа. Родство по нисходяшей и восходящей линиям противопоставляется родству по боковым линиям (от общего предка). Родственники по боковым линиям могут быть полнородными и неполнородными (общие отец пли мать).
От родства следует отличать свойство. Свойство — это отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов.
Близость родства определялась правилом: "Два лица находятся в той степени родства, которая равна числу рождений, установивших между ними родственную связь".
Семейные отношения характеризуются в первую очередь патриархальностью, то есть неограниченной властью отца (домовладыки).
Поэтому, хотя сын и обладал всеми публичными (политическими) правами, однако в семье он был всецело подчинен отцу. В связи с этим имущественная правоспособность наступала для римского гражданина часто много позже политической — только после смерти отца.
Существовала лишь одна возможность для сына освободиться от власти отца до его смерти — эмансипация. Эмансипация осуществлялась путем обряда, заключающего в себе троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным, однако одновременно с этим он первоначально терял и право на наследство отца.
Отцовская власть возникала с момента рождения сына или дочери, а также путем узаконения либо усыновления. Таковая могла возникнуть также в случае женитьбы сына. При определенных обстоятельствах жена становилась подвластной своему мужу или, если он сам был подвластным, — домовладыке.
Узаконение — это признание законными детей, рожденных вне брака (в результате конкубината - сожительства).
Узаконение могло быть совершено путем:
• последующего вступления в брак родителей внебрачного ребенка;
• получения специального императорского рескрипта;
• зачисления сына в члены муниципального сената, а дочери - путем выдачи замуж за члена этого сената.
Усыновление устанавливалось над совершенно посторонним для усыновителя лицом.
Если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью, то на это требовалось получение императорского рескрипта, а если усыновляемый находился под отцовской властью, то на усыновление необходимо было согласие домовладыки усыновляемого, что фиксировалось в судебном протоколе.
Усыновитель должен был быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет.
Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, однако управлять и распоряжаться им мог только домовладыка. Поэтому, хотя сын и имел право самостоятельно совершать имущественные сделки, однако все полученное им по этим сделкам автоматически шло в распоряжение отца. При этом сам домовладыка не становился обязанным по сделкам своего сына, кроме случаев причинения сыном вреда. С развитием торговли и делового оборота имущественная правоспособность членов семьи домовладыки (прежде всего сыновей) значительно расширилась: подвластные стали обладать собственным имуществом (пекулий), получили в ряде случаев (например при наследовании) защиту претора; облегчается освобождение сына из-под власти отца (например в случае получения подвластным ряда почетных званий).
Брак
"Брак — это союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права" (Д.23.2.1). "Союз мужа и жены, основанный на совместной жизни" (Инст.1.9.1).
В таком понимании брака являются преобладающими нравственный долг и совместное проживание.
Римское право различало два вида брака:
Ø брак с властью мужа (cum manu mariti);
Ø брак без власти мужа (sine manu).
Брак "сине ману" следовало возобновлять ежегодно. Если жена в течение года прожила в доме мужа, то она автоматически попадала пол власть мужа. Полому, чтобы избежать этого, она должна была не менее трех ночей в голу проводить вне дома -давность таким образом прерывалась.
Виды брака различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. л.), так и по существу (разный объем правоспособности жены).
От брака "сине чану" следует отличать конкубинат. Конкубинат в Древнем Риме — это дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. В отличие от конкубината, брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей.
Римское право предусматривало определенные условия для вступления в брак. Одни из этих условий были обязательны для всех лиц, вступающих в брак, другие условия применялись только к определенным группам граждан.
Условиями для вступления в брак были:
• согласие лиц, вступающих в брак, а также согласие домовладыки жениха и домовладыки ненесты, если они были подвластными лицами. Если домовладыка безосновательно отказывал в браке, то его можно было принудить через магистрат;
• достижение брачного возраста: для мужчин — 14 лет, а дли женщин - 12 лет;
• вступавшие в брак не должны состоять в другом непрекращенном браке;
• каждый из врачующихся должен иметь право вступать в законный брак (поэтому, например, римлянин не мог заключить брак с чужеземкой). В дальнейшем, когда права римского гражданства были предоставлены и чужеземцам, данное условие отпало. Не допускались браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия;
• лица, вступавшие в брак, не должны были состоять между собой в родстве или свойстве. Препятствием было как агнатическое, так и когнатическое родство.
• запрещались также браки между опекуном и подопечной, между правителем провинции и жительницами той провинции, а также между виновным в прелюбодеянии и его соучастником.
Заключению брака часто предшествовало обручение. Сначала оно производилось домовладыками, затем в нем стали участвовать лично жених и невеста. В классическую эпоху для заключения брака не требовалось каких-либо формальностей — он заключался простым соглашением. По при этом, если присутствовала сословная разница, составлялся договор.
Существовало три способа заключения брака:
Ø Торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и 10 свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время). Такой способ заключения брака был привилегией патрициев и назывался "конференцией";
Ø мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилом, установленным для приобретения ценных вещей ("манципация невесты"). Этот способ заключения брака считается плебейским. Данный способ называется "коемпция" и в I в. н. э. превращается в фикцию и затем исчезает;
Ø брак "сине ману", то есть без власти мужа, заключался без всяких формальностей. Данный вил брака развился из древней формы заключения брака под названием узус. Он состоял в применении к области брачных отношений давностных сроков.
Брак прекращался со смертью супруга, разводом или утратой свободы одним из супругов. В классическую эпоху развод был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению о расторжении брака. Судебных формальностей расторжение брака не требовало, однако объявление о разводе было необходимо.
Это привело к тому, что браки очень часто стали распадаться.
В связи с этим в эпоху Империи был принят ряд законов, направленных на предотвращение разводов ч укрепление семьи. Так, одностороннее заявление о расторжении брака допускалось только в том случае, если оно было обоснованным (например неверность супруга, неспособность к семейной жизни, насилие супруга и т. д.). Кроме того, закон обязывал состоять в браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, а женщин — с 20 до 50 лет. Те, кто не выполнял данные требования, лишались возможности быть наследниками по завещанию. Был введен особый налог на безбрачие и т. д.