Понятие и значение римского права.
Римское право — это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира — Древнем Риме, и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств. Оно получило наибольшее развитие в эпоху принципата (первые три века нашей эры).
Римское право включало две части:
• публичное право;
• частное право.
Публичное право - право, которое регулировало властные отношения, отношения между государством и частными лицами. Его нормы были обязательны во всех случаях и не могли быть изменены соглашением сторон (частных лип).
Частное право регулировало имущественные отношения между частными лицами. Его положения могли быть изменены соглашением сторон обязательства.
Римские юристы создали стройную систему норм, регулирующих частно-правовые отношения, которые неоднократно использовались при создании правовых систем других государств. Данная система была наиболее разработанной в истории античности, что предопределило рецепцию римского права и его изучение как в научных, так и в учебных целях.
Основные институты римского права:
• правовой статус лица в Древнем Риме;
• брак и семья;
• вещные права;
• обязательственное право;
• наследование.
Значение курса римского права выражается в следующем:
• дает возможность глубже понять те или иные правовые явления;
• ведет к пониманию истоков существующих правовых институтов;
• дает примеры решения правовых ситуаций, возникающих в современности;
· римское право последовательно прошло все станин развития,. известные в отношении нрава, в наиболее развитом государстве древности (историческая ценность, модель развития права вообще);
• послужило основой для развитии многих других правовых систем, в том числе и российской.
Система римского права.
Система нрава - это порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.
Выделяются две основные системы группировки правовых норм:
• пандектная;
• институционная.
Пандектная система состоит из общего раздела и четырех специальных:
• вещное право;
• обязательственное право;
• семейное право;
• наследственное право.
Такая система была характерна для Дигест (Пандектов) Юстиниана. Она была воспринята германской правовой системой и на ее основе было создано Германское Гражданское Уложение. Пандектная система воспринята также и современным российским частным правом.
В институционной системе отсутствует общая часть, и из состава вещного права не выделяется наследственное право. Нормы, носящие общий характер, располагаются в каждом из разделов. Гай говорит: "Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к правовым действиям (искам)" (I.1-2). Выделяются три группы правовых норм.
• право лиц (субъекты права);
• вещное право;
• обязательственное право.
Институционная система уступает по юридической технике пандектной,. однако она была господствующей в классическую эпоху и была воспринята французской правовой системой при создании Гражданского кодекса (Кодекса Наполеона).
Система римского частного права постоянно развивалась и совершенствовалась, в связи с чем является ценным источником для изучения и использования.
Периодизация римского права
Периодизация римского права — выделение в развитии права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные признаки.
Периодизация римского права позволяет сформировать представление о качественных состояниях права на различных этапах развития. Она дает понятие о преемственности развития права и последовательности этого процесса.
Выделяются следующие критерии, характеризующие состояние права в различные периоды его развития:
• источники права;
• институты права;
• способы осуществления права.
Способы осуществления права - возможность принудительного исполнения правовых предписаний и порядок такого исполнения.
Этапы развития РП
Первый период - эпоха от создания Законов XII таблиц (451 - 52 гг. до н.э.) до III в. до н.э. - период Древнего или квиритского права.
Основным источником в этот период были Законы XII таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и др.), однако систематизация правовых норм была примитивная, и не всегда четко выделялись правовые институты.
В этот период зарождаются способы осуществления права. Вначале это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами. В конце периода появляется должность претора и создается легисакционный процесс.
Следующий период - предклассический (с III в. до н.э. до начала I в. н.э.)
В этот период издаются законы, развивающие отдельные институты римского права, а также создающие новые, Развиваются институты наследственного права, сервитуты, деликты: появляются законы о судопроизводстве.
Появляются новые способы создания правовых норм: формулы претора, в которых претор давал указание судье, как решить спор, если данный вопрос не был урегулирован правом. В связи с этим легисакционный процесс преображается в формулярный, в основе которого лежит формула претора. Появляются эдикты претора, которые содержали определенную совокупность формул претора.
Период с I — III вв. н.э. является классическим.
Основные институты на этом этапе приобретают законченный вид, накапливается теоретический опыт.
Среди источников появляются сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Эти источники права становятся основными.
Получил законченный вид формулярный процесс. В конце периода появляется экстраординарный процесс.
Следующий период — постклассический (с IV — VI вв. н.э.).
На этом этапе предпринимаются попытки кодификации права.
В конке периода создается кодификация императора Юстиниана.
Правовые институты изменяются незначительно.
Источники римского права
Источники римского права – это формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение.
Римскому частному праву известны следующие виды источников:
Ø Обычное право
Ø Законы
Ø Сенатусконсульты
Ø Конституции императоров
Ø Эдикты магистратов
Ø Ответы юристов
По кругу субъектов, на которых распространялось действие норм, можно выделить:
• источники цивильного права;
• источники преторского права.
Цивильное право было создано для граждан Рима и действовало только в отношении них.
С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость и правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора, в частности претора перегринов, который решал вопросы взаимоотношений римлян и чужестранцев. Совокупность правил и формул, созданных претором, образовывала преторское право
К концу III в. н.э. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.
Обычное право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
Римские юристы так говорили об обычае:
• "Прежний укоренившийся обычай заслуженно признается как закон, и это право называется правом, установленным нравами" (Дигесты.1.3.32.1) - (далее по тексту - Д.);
• "Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона" (Д. 1.3.33);
• "Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права";
• "Закон есть общее для всех предписание общее обещание государства" (Д. 1.3.1).
Законы представляли собой решения народных собраний какого-либо вида (куриатного, трибутного, центуриатного). При издании закона магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, претор); разрабатывал проект, который затем принимался комициями целиком без обсуждения. После этого сенат одобрял этот закон.
По структуре закон можно разделить на три части: надпись (имена инициаторов закона, вид народного собрания, причины издания), собственно содержание закона и санкцию (гарантию его исполнения).
На собраниях плебеев принимались постановления (плебисциты). Сначала не имевшие общеобязательного значения, эти акты к концу предклассического периода приобрели силу закона: "Между плебисцитами и законами есть разница в способе установления, но сила их одинакова" (Д.1.2.2.8).
"Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и установляет; оно имеет силу закона, хотя это было спорно" (сочинения юриста Гая I.1.4) - далее - Гай.
Сенатусконсульты приобретают значение источника права со II в. н.э.
"Сенат начал таким образом воздействовать на дела, и то, что он постановлял, соблюдалось, и это право называлось сенатусконсультами" (Д. 1.2.2.9).
Сенатусконсульты назывались по имени лица, которое было их инициатором, и в них часто устанавливались нормы частного права или какие-либо общие положения, позволявшие влиять на преторские эдикты.
"Конституции императора есть то, что постановил император пли декретом, или эдиктом или рескриптом; и никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона" (Гай 1.1.5).
Декреты — это решения по судебным делам.
Эдикты — постановления общего характера.
Рескрипты содержали в себе ответы на различные вопросы.
Существовали также мандаты, в которых были зафиксированы инструкции должностным лицам по судебным делам.
Указы (конституции) появились после 27 г. до н.э., с введением принципата.
Эдикты магистратов - специальные акты, в которых должностное лицо излагало принципы своей деятельности или решения по каким-либо вопросам.
Эдикты могли издавать преторы, правители провинций, курульные эдилы.
Эдикты претора развились из преторских формул. Первоначально эдикты издавались на срок деятельности издавшего их магистрата, а поэтому новый магистрат мог продлить действие эдикта, а мог и отменить его. В начале II в. н.э. преторский эдикт был систематизирован и объявлен императором Адрианом вечным и неизменным.
Эдикт претора содержал в себе перечень условий (обстоятельств), при которых претор предоставлял судебную защиту. В эдикте были особенности и условия конкретных исков и типовые формулы исков.
Курульные эдилы - чиновники, призванные обеспечивать организацию торговли на рынке. В процессе своей 'деятельности они могли издавать обязательные для -торгующих распоряжения. Эдикты содержали правила торговли, условия купли-продажи.
В древности юристами могли быть только жрецы. Они осуществляли толкование закона, разрешали споры. Они никого не посвящали в свои тайны.
В 308 г. до н.э. Гней Флавий сделал общеизвестными исковые формулы. С этого момента появилась возможность светского развития юриспруденции.
Деятельность римских юристов выражалась в следующем:
• консультирование;
• составление и оформление письменных документов;
• руководство процессуальными действиями сторон.
Ответы юристов представляли собой мнения их по тому или иному вопросу применения права. Данными мнениями часто пользовались в судах для подкрепления своих позиций.
До времен императора Августа указанные мнения имели частный характер. Август же дал право некоторым юристам давать толкование законов по запросам, поступавшим к нему. Эти акты толкования получили силу императорских толкований и были обязательны для судей. Поскольку разные юристы давали толкование со своих позиций, их мнения могли противоречить друг другу. Поэтому родился принцип: “Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в ,чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собой, то судье предоставляется право следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим" (Гай 1.1.7).
В итоге правотворчество юристов получило официальное при -знание и стало одним из источников римского частного права.