Понятие и значение римского права.

Римское право — это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира — Древнем Риме, и став­шая основой для правовых систем большинства современных евро­пейских государств. Оно получило наибольшее развитие в эпо­ху принципата (первые три века нашей эры).

Римское право включало две части:

• публичное право;

• частное право.

Публичное право - право, которое регулировало властные от­ношения, отношения между государством и частными лицами. Его нормы были обязательны во всех случаях и не могли быть изменены соглашением сторон (частных лип).

Частное право регулировало имущественные отношения между частными лицами. Его положения могли быть изменены со­глашением сторон обязательства.

Римские юристы создали стройную систему норм, регулирую­щих частно-правовые отношения, которые неоднократно ис­пользовались при создании правовых систем других государств. Данная система была наиболее разработанной в истории ан­тичности, что предопределило рецепцию римского права и его изучение как в научных, так и в учебных целях.

Основные институты римского права:

• правовой статус лица в Древнем Риме;

• брак и семья;

• вещные права;

• обязательственное право;

• наследование.

Значение курса римского права выражается в следующем:

• дает возможность глубже понять те или иные правовые явления;

• ведет к пониманию истоков существующих правовых институтов;

• дает примеры решения правовых ситуаций, возникающих в современности;

· римское право последовательно прошло все станин развития,. известные в отношении нрава, в наиболее развитом государстве древности (историческая ценность, модель развития права вообще);

• послужило основой для развитии многих других правовых систем, в том числе и российской.

Система римского права.

Система нрава - это порядок изложения правовых норм, их рас­положения в законодательных актах и трудах римских юристов.

Выделяются две основные системы группировки правовых норм:

• пандектная;

• институционная.

Пандектная система состоит из общего раздела и четырех специальных:

• вещное право;

• обязательственное право;

• семейное право;

• наследственное право.

Такая система была характерна для Дигест (Пандектов) Юсти­ниана. Она была воспринята германской правовой системой и на ее основе было создано Германское Гражданское Уложение. Пандектная система воспринята также и современным россий­ским частным правом.

В институционной системе отсутствует общая часть, и из со­става вещного права не выделяется наследственное право. Нормы, носящие общий характер, располагаются в каждом из разделов. Гай говорит: "Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к правовым действиям (ис­кам)" (I.1-2). Выделяются три группы правовых норм.

• право лиц (субъекты права);

• вещное право;

• обязательственное право.

Институционная система уступает по юридической технике пандектной,. однако она была господствующей в классическую эпоху и была воспринята французской правовой системой при создании Гражданского кодекса (Кодекса Наполеона).

Система римского частного права постоянно развивалась и совершенствовалась, в связи с чем является ценным источником для изучения и использования.

Периодизация римского права

Периодизация римского права — выделение в развитии права оп­ределенных этапов, имеющих соответствующий временной про­межуток и характерные признаки.

Периодизация римского права позволяет сформировать пред­ставление о качественных состояниях права на различных эта­пах развития. Она дает понятие о преемственности развития права и последовательности этого процесса.

Выделяются следующие критерии, характеризующие состояние права в различные периоды его развития:

• источники права;

• институты права;

• способы осуществления права.

Способы осуществления права - возможность принудительного исполнения правовых предписаний и порядок такого исполнения.

Этапы развития РП

Первый период - эпоха от создания Законов XII таблиц (451 - 52 гг. до н.э.) до III в. до н.э. - период Древнего или квиритского права.

Основным источником в этот период были Законы XII таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и др.), однако систематизация правовых норм была примитивная, и не всегда четко выделялись правовые институты.

В этот период зарождаются способы осуществления права. Вначале это было понтификальное производство, осуществляв­шееся жрецами. В конце периода появляется должность прето­ра и создается легисакционный процесс.

Следующий период - предклассический (с III в. до н.э. до на­чала I в. н.э.)

В этот период издаются законы, развивающие отдельные инсти­туты римского права, а также создающие новые, Развиваются институты наследственного права, сервитуты, деликты: появ­ляются законы о судопроизводстве.

Появляются новые способы создания правовых норм: формулы претора, в которых претор давал указание судье, как решить спор, если данный вопрос не был урегулирован правом. В свя­зи с этим легисакционный процесс преображается в формуляр­ный, в основе которого лежит формула претора. Появляются эдикты претора, которые содержали определенную совокуп­ность формул претора.

Период с I — III вв. н.э. является классическим.

Основные институты на этом этапе приобретают законченный вид, накапливается теоретический опыт.

Среди источников появляются сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Эти источники права становятся основными.

Получил законченный вид формулярный процесс. В конце пе­риода появляется экстраординарный процесс.

Следующий период — постклассический (с IV — VI вв. н.э.).

На этом этапе предпринимаются попытки кодификации права.

В конке периода создается кодификация императора Юстиниана.

Правовые институты изменяются незначительно.

Источники римского права

Источники римского права – это формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение.

Римскому частному праву известны следующие виды источников:

Ø Обычное право

Ø Законы

Ø Сенатусконсульты

Ø Конституции императоров

Ø Эдикты магистратов

Ø Ответы юристов

По кругу субъектов, на которых распространялось действие норм, можно выделить:

• источники цивильного права;

• источники преторского права.

Цивильное право было создано для граждан Рима и действова­ло только в отношении них.

С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость и правовом оформлении данных отно­шений. Эта проблема была решена созданием должности пре­тора, в частности претора перегринов, который решал вопросы взаимоотношений римлян и чужестранцев. Совокупность правил и формул, созданных претором, образовывала преторское право

К концу III в. н.э. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.

Обычное право — совокупность общеобязательных правил по­ведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неод­нократного использования, санкционированных и защищае­мых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

Римские юристы так говорили об обычае:

• "Прежний укоренившийся обычай заслуженно признается как закон, и это право называется правом, установленным нрава­ми" (Дигесты.1.3.32.1) - (далее по тексту - Д.);

• "Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона" (Д. 1.3.33);

• "Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права";

• "Закон есть общее для всех предписание общее обещание госу­дарства" (Д. 1.3.1).

Законы представляли собой решения народных собраний какого-либо вида (куриатного, трибутного, центуриатного). При издании закона магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, претор); разрабатывал проект, который затем прини­мался комициями целиком без обсуждения. После этого сенат одобрял этот закон.

По структуре закон можно разделить на три части: надпись (имена инициаторов закона, вид народного собрания, причины издания), собственно содержание закона и санкцию (гарантию его исполнения).

На собраниях плебеев принимались постановления (плебисци­ты). Сначала не имевшие общеобязательного значения, эти акты к концу предклассического периода приобрели силу за­кона: "Между плебисцитами и законами есть разница в спосо­бе установления, но сила их одинакова" (Д.1.2.2.8).

"Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и установляет; оно имеет силу закона, хотя это было спорно" (сочинения юриста Гая I.1.4) - далее - Гай.

Сенатусконсульты приобретают значение источника права со II в. н.э.

"Сенат начал таким образом воздействовать на дела, и то, что он постановлял, соблюдалось, и это право называлось сенатусконсультами" (Д. 1.2.2.9).

Сенатусконсульты назывались по имени лица, которое было их инициатором, и в них часто устанавливались нормы частного права или какие-либо общие положения, позволявшие влиять на преторские эдикты.

"Конституции императора есть то, что постановил император пли дек­ретом, или эдиктом или рескриптом; и никогда не было со­мнения в том, что указ императора имеет силу настоящего за­кона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона" (Гай 1.1.5).

Декреты — это решения по судебным делам.

Эдикты — постановления общего характера.

Рескрипты содержали в себе ответы на различные вопросы.

Существовали также мандаты, в которых были зафиксированы инструкции должностным лицам по судебным делам.

Указы (конституции) появились после 27 г. до н.э., с введени­ем принципата.

Эдикты магистратов - специальные акты, в которых должно­стное лицо излагало принципы своей деятельности или решения по каким-либо вопросам.

Эдикты могли издавать преторы, правители провинций, куруль­ные эдилы.

Эдикты претора развились из преторских формул. Первона­чально эдикты издавались на срок деятельности издавшего их магистрата, а поэтому новый магистрат мог продлить действие эдикта, а мог и отменить его. В начале II в. н.э. преторский эдикт был систематизирован и объявлен императором Адриа­ном вечным и неизменным.

Эдикт претора содержал в себе перечень условий (обстоятельств), при которых претор предоставлял судебную защиту. В эдикте были особенности и условия конкретных исков и типовые форму­лы исков.

Курульные эдилы - чиновники, призванные обеспечивать органи­зацию торговли на рынке. В процессе своей 'деятельности они могли издавать обязательные для -торгующих распоряжения. Эдикты содержали правила торговли, условия купли-продажи.

В древности юристами могли быть только жрецы. Они осуще­ствляли толкование закона, разрешали споры. Они никого не по­свящали в свои тайны.

В 308 г. до н.э. Гней Флавий сделал общеизвестными исковые формулы. С этого момента появилась возможность светского развития юриспруденции.

Деятельность римских юристов выражалась в следующем:

• консультирование;

• составление и оформление письменных документов;

• руководство процессуальными действиями сторон.

Ответы юристов представляли собой мнения их по тому или ино­му вопросу применения права. Данными мнениями часто пользо­вались в судах для подкрепления своих позиций.

До времен императора Августа указанные мнения имели част­ный характер. Август же дал право некоторым юристам давать толкование законов по запросам, поступавшим к нему. Эти акты толкования получили силу императорских толкований и были обя­зательны для судей. Поскольку разные юристы давали толкование со своих позиций, их мнения могли противоречить друг другу. Поэтому родился принцип: “Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в ,чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собой, то судье предоставляется пра­во следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим" (Гай 1.1.7).

В итоге правотворчество юристов получило официальное при -знание и стало одним из источников римского частного права.

Наши рекомендации