Гарантии и права женщин и лиц с семейными обязанностями в процессе приема на работу
Особая охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями начинается уже с момента приема их на работу. Прием на работу осуществляется работодателем по соглашению с женщиной путем заключения трудового договора. Законодательство устанавливает определенный порядок и юридические гарантии при приеме на работу беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей.
Особенностью заключения трудового договора с женщинами являются дополнительные требования ст. 253 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой статьей ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.
Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
Ограничение и запрещение труда женщин на указанных работах не является их дискриминацией, так как вызвано заботой государства о женщинах, нуждающихся в повышенной по сравнению с мужчинами социальной и правовой защите.
Таким образом, закон устанавливает для работодателя дополнительные основания отказа в заключении трудового договора.
Термин «ограничение» в соответствии со ст. 253 Трудового кодекса означает дозволение работодателю привлекать определенную категорию работников, а именно женщин, к тяжелым работам, работам с вредными или опасными условиями труда, а также к подземным работам, но только не всегда, а при определенных условиях.
Конкретный Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержден Постановлением Правительства Российской федерации от 25.02.2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин».
Например, подземные работы, горная добыча нефти и газа, металлообработка и так далее.
В то же время Перечень содержит два примечания, которые в качестве исключения допускают применение труда женщин на некоторых включенных в Перечень работах.
Согласно примечанию 1 к Перечню, работодатель может принимать решение о применении труда женщин на работах - профессиях, должностях, включенных в Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Роспотребнадзора субъекта Российской Федерации.
В примечании 2 закреплен Перечень должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается, в виде исключения, применение женского труда.
Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.1993 г. № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную».
Трудовое законодательство предусматривает для беременных женщин и женщин с детьми до полутора лет дополнительные гарантии и льготы при заключении трудового договора. Они установлены статьями 64 и 70 Трудового кодекса.
В соответствии со ст. 64 Трудового кодекса запрещается отказывать в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей в возрасте до полутора лет. Кроме того, в соответствии со ст. 145 Уголовного кодекса Российской Федерации необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам – наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.
Отказ в приеме на работу лиц с семейными обязанностями может быть обжалован в суд. Признав незаконным отказ работнику в приеме на работу, суд выносит решение, обязывающее работодателя заключить с ним трудовой договор.
В соответствии со ст. 70 Трудового кодекса для беременных женщин испытание при приеме на работу не устанавливается.
Следует отметить, что неоднозначно можно оценить запрет на установление испытательного срока беременным женщинам. С одной стороны, это является определенной льготой для женщины, а с другой – позволит работодателю при приеме на работу женщины официально ставить перед ней вопрос о состоянии беременности. Хотя при этом возникают определенные проблемы.
В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
1. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
2. трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
3. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
4. документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
5. документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний, при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
6. справку о наличии, либо отсутствии судимости или факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются Министерством внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
В отдельных случаях с учетом специфики работы Трудового кодекса, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Исходя из содержания ст. 65 Трудового кодекса, справка о беременности не входит в перечень документов, которые женщина обязана представить работодателю при трудоустройстве.
Поэтому представляется, что в соответствии со ст. 70 Трудового кодекса для беременных женщин испытание при приеме на работу не устанавливается в том случае, если при поступлении на работу женщина предоставила по собственной инициативе справку из женской консультации о беременности. Нормативными правовыми актами не установлена форма такой справки. Поэтому по аналогии с другими медицинскими документами в справке обязательно должны присутствовать фамилия и подпись врача, наименование и печать медицинского учреждения, а также дата выдачи документа.
И конечно, при условии, что работодатель принял решение заключить трудовой договор с беременной женщиной.
Если же женщина утаила от работодателя факт беременности и работодатель добросовестно заблуждался относительно ее состояния, то вопрос об испытании решается на общих основаниях, установленных ст. 70 Трудового кодекса, в соответствии с которой при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса, отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. В случае, когда работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора, условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы.
Такая же ситуация также возможна, если женщина в момент поступления на работу не знала о беременности. Таким образом, если в процессе прохождения испытания стало известно, что работница беременна, испытательный срок ей автоматически отменяется. Ведь на основании ст. 9 и ст. 70 Трудового кодекса такое условие становится недействительным как не соответствующее действующему законодательству.
В юридической литературе существует точка зрения, согласно которой утаивание женщиной от работодателя при поступлении на работу факта беременности следует расценивать как злоупотребление правом. Данная точка зрения подтверждается ссылкой на пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».
В соответствии с этим пунктом судам при рассмотрении дел о восстановлении на работе следует иметь в виду, что при реализации гарантий, предоставляемых Кодексом работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны самих работников. При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе, изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения, поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника.
Итак, заключение трудового договора с лицами с семейными обязанностями должно осуществляться только в соответствии с их деловыми качествами и требованиями данного вида труда.
Пунктом 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон «О занятости населения в Российской Федерации») определены категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. В частности, к ним относятся: граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; жены, мужья военнослужащих.
В п. 1 ст. 12 данного закона для них государство обеспечивает дополнительные гарантии путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Представляется, что одной из гарантий могла бы стать норма, обязывающая работодателя при подборе кадров отдавать предпочтение лицам с семейными обязанностями, если они обладают одинаковыми квалификационными данными с другими претендентами на рабочие места, наряду с гражданами, для которых рабочие места квотированы в установленном порядке.
Позиция Н. Н. Шептулиной, которая предлагает учесть в трудовом законодательстве норму Рекомендации Международной Организации Труда от 22.06.1982 г. №166 «О прекращении трудовых отношений», согласно которой трудящимся, чьи трудовые отношения прекращены по причинам экономического, технологического, структурного или иного аналогичного характера, должно предоставляться определенное преимущество первоочередного обратного приема на работу, если предприниматели вновь нанимают работников аналогичной квалификации и если трудящиеся в определенный срок после увольнения выразили желание возвратиться на прежнее место работы.
При закреплении данного положения в Трудовом кодексе РФ можно было бы предусмотреть, что при обратном приеме работников лица с семейными обязанностями должны приглашаться на работу в первую очередь.[12]
Как мы видим, законодатель дал достаточно широкий перечень оснований дискриминации при реализации гражданами их права на труд. Однако если обратиться к положению Трудового кодекса, а также ч. 2 с. 19 Конституции Российской Федерации, то перечень оснований, по которым не допускается дискриминация, более широкий и не является исчерпывающим. Исходя из этого и имея в виду, что с определенными трудностями при поиске работы граждане сталкиваются именно из-за своего семейного положения, было бы целесообразно дополнить перечень, данный в названном Законе, таким основанием, как семейные обязанности.