Международно-правовое регулирование охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями

На международном уровне вопросам правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями всегда уделялось повышенное внимание. Международная организация труда (далее - МОТ) обратилась к этой проблеме с первых дней своего существования.

Первыми в этом направлении были Конвенция МОТ 1919 г. №3 "Об охране материнства" и принятая вместе с ней Конвенция МОТ №4 "О труде женщин в ночное время". Из всех лиц с семейными обязанностями данные конвенции регламентируют защиту только беременных женщин и женщин с грудными детьми – кормящих матерей. В дальнейшем обе они были пересмотрены в 1952 и 1948 годах соответственно.

Принятая в 1965 г. Рекомендация №123 «О труде женщин с семейными обязанностями» распространила свое действие на женщин с детьми вообще, а также на женщин с больными членами семьи.

Конвенция «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» от 18.12.1979 г. устанавливает следующие гарантии в области трудовых прав женщин. В соответствии со ст. 11 Конвенции государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости, с тем, чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин равные права, в частности:

1. право на труд как неотъемлемое право всех людей;

2. право на одинаковые возможности при найме на работу, в том числе применение одинаковых критериев отбора при найме;

3. право на свободный выбор профессии или рода работы, на продвижение в должности и гарантию занятости, а также на пользование всеми льготами и условиями работы, на получение профессиональной подготовки и переподготовки, включая ученичество, профессиональную подготовку повышенного уровня и регулярную переподготовку;

4. право на равное вознаграждение, включая получение льгот, на равные условия в отношении труда равной ценности, а также на равный подход к оценке качества работы;

5. право на социальное обеспечение, в частности в случае ухода на пенсию, безработицы, болезни, инвалидности, по старости и в других случаях потери трудоспособности, а также право на оплачиваемый отпуск;

6. право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода.

Для предупреждения дискриминации в отношении женщин по причине замужества или материнства и гарантирования им эффективного права на труд государства-участники принимают соответствующие меры для того, чтобы:

1. запретить, под угрозой применения санкций, увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения при увольнении;

2. ввести оплачиваемые отпуска или отпуска с сопоставимыми социальными пособиями по беременности и родам без утраты прежнего места работы, старшинства или социальных пособий;

3. поощрять предоставление необходимых дополнительных социальных услуг, с тем, чтобы позволить родителям совмещать выполнение семейных обязанностей с трудовой деятельностью и участием в общественной жизни, в частности посредством создания и расширения сети учреждений по уходу за детьми;

4. обеспечивать женщинам особую защиту в период беременности на тех видах работ, вредность которых для их здоровья доказана.

В развитие Конвенции была принята Конвенция МОТ от 03.06.1981 г. № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями. Важно, что эта конвенция определила лицами с семейными обязанностями также и трудящихся мужчин с находящимися на их иждивении детьми либо с нуждающимися в уходе другими ближайшими родственниками, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности. Также указанная конвенция распространяется на трудящихся женщин.

Для обеспечения подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин одна из целей национальной политики каждого члена Организации заключается в том, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации, и, насколько это возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности.

При этом термин «дискриминация» означает дискриминацию в области труда и занятий, как это определено в статьях 1 и 5 Конвенции 1958 года «О дискриминации в области труда и занятий». В соответствии с указанными нормами термин «дискриминация» включает:

1. всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;

2. всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей в области труда и занятий, определяемое соответствующим Членом по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.

Любое различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанной на специфических требованиях таковой, не считается дискриминацией.

Важное значение имеет Конвенция МОТ от 29.06.1951 г. № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности». Данная конвенция определяет термин «вознаграждение» как обычную, основную или минимальную заработную плату или обычное, основное или минимальное жалованье и всякое другое вознаграждение, предоставляемое прямо или косвенно, в деньгах или в натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним какой-либо работы. А термин «равное вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности» определяет как ставку вознаграждения, определяемую без дискриминации по признакам пола.

Исходя из ст. 3 данной конвенции, методы такой оценки могут явиться объектом решений либо властей, компетентных в области определения ставок вознаграждения, либо сторон, участвующих в коллективных договорах, если ставки вознаграждения определяются такими договорами. Разница в ставках вознаграждения, которая соответствует независимо от пола разнице, вытекающей из такой объективной оценки исполняемой работы, не рассматривается как противоречащая принципу равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности.

Во исполнении указанной Конвенции была принята Рекомендация МОТ от 29.06.1951 г. №90 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», которая регламентирует скорейшее установление минимальных или других ставок заработной платы в отраслях промышленности и секторах обслуживания, для которых эти ставки устанавливаются под наблюдением государственного органа власти, в отраслях промышленности и предприятий, являющихся государственной собственностью или находящихся под контролем государственных органов, а также для работ, выполняемых по контрактам, заключаемым с государственными органами.

Данная конвенция устанавливает обязанность компетентных органов власти принимать все необходимые меры для обеспечения полного осведомления работодателей и работников о таких требованиях закона и в надлежащих случаях для предоставления им советов по осуществлению этих требований.

Если немедленное проведение в жизнь принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд будет признано неосуществимым, должны быть как можно скорее приняты соответствующие меры для их постепенного осуществления, путем сокращения разницы между ставками вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности, а при наличии системы надбавок - установления равных надбавок для мужчин и женщин, выполняющих работу равной ценности.

Для облегчения применения принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности в случае необходимости должны приниматься меры для повышения эффективности труда женщин такими способами, как:

1. обеспечение работникам обоего пола равных или равноценных возможностей в отношении профессионального ориентирования, получения нужных советов по профессиональным вопросам, а также в отношении профессиональной подготовки и трудоустройства;

2. принятие надлежащих мер для поощрения женщин к использованию предоставляемых им возможностей в области профессионального ориентирования, получения советов по профессиональным вопросам, а также профессиональной подготовки и трудоустройства;

3. предоставление социального и культурно-бытового обслуживания, соответствующего потребностям работников-женщин, в особенности потребностям, связанным с семейными обязанностями, а также финансирование этого обслуживания за счет общегосударственных фондов или за счет фондов социального обеспечения, или фондов социально-бытового обслуживания работников данной отрасли, то есть фондов, создаваемых за счет уплаты взносов за работников независимо от пола;

4. поощрение равноправия мужчин и женщин в отношении доступа к разным родам занятий и должностям без ущерба для положений международных соглашений и законодательства стран об охране здоровья и благосостояния женщин.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию МОТ от 21.05.1935 г. № 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода». В соответствии с указанным международно-правовым актом установлены особенности труда женщин на подземных работах. В соответствии со ст.1 конвенции термин «шахта» означает любое предприятие, государственное или частное, по добыче подземных ископаемых богатств. Ни одно лицо женского пола, каков бы ни был его возраст, не может быть использовано на подземных работах в шахтах.

Национальное законодательство может исключить из упомянутого запрещения женщин, занимающих руководящие посты и не выполняющих физической работы, занятых санитарным и социальным обслуживанием, проходящих курс обучения и допущенных к прохождению стажа в подземных частях шахты в целях профессиональной подготовки, а также других женщин, которые должны спускаться время от времени в подземные части шахты для выполнения работ нефизического характера.

В области охраны труда женщин также действует Рекомендация МОТ от 29 октября 1919 г. № 4 «О защите женщин и детей от сатурнизма», которая указывает, что Генеральная Конференция рекомендует Членам МОТ, чтобы женщины и подростки моложе 18 лет не допускались к работе на определенных производствах, ввиду их опасности для функций материнства и для физического развития детей и женщин.

Рассмотренные международно-правовые акты регулируют трудовые отношения женщин путем уравновешивания их прав и возможностей с работниками мужского пола. Данный подход обусловлен и относительно недавним выдвижением женщины на передовые отрасли производства в связи с индустриализацией общества. Лица с семейными обязанностями на международно-правовом уровне защищены социальными пособиями, дополнительными социальными услугами, в том числе путем недопущения в отказе при приеме на работу в связи с беременностью, либо иными попечительскими обязанностями. Подобные меры позволяют совмещать трудовую и социальную функцию.

Содержание охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями

Наши рекомендации