Принципы криминализации и декриминализации деяний
Под принципами криминализации (декриминализации) мы понимаем научно обоснованные критерии оценки необходимости, целесообразности и допустимости уголовно-правовых нововведений (отмены уголовно-правового запрета).
Анализ уголовно-правовой и криминологической литературы позволяет говорить о существовании системы принципов криминализации и декриминализации деяний. В такую систему входят следующие группы (подсистемы) принципов: криминологические, социально-экономические, социально-психологические, системно-правовые. В каждую подсистему входят конкретные принципы, игнорирование любого из которых, может привести (и приводит на практике) к нарушению целостности самой системы принципов, а, следовательно, негативно может сказаться на осуществлении процесса криминализации (декриминализации). В настоящей работе мы не считаем необходимым подробно анализировать все подсистемы и, входящие в каждую из них конкретные принципы, а обратим свое внимание на анализ криминологической подсистемы принципов криминализации (декриминализации).
Криминологические принципы.
1. Принцип общественной опасности деяния означает, что криминализацию может быть, во-первых, деяние, которое является общественно опасным и, во-вторых, степень общественной опасности деяния должна быть достаточно высокой. Общественная опасность деяния означает, что деяние причиняет значительный вред определенной группе общественных отношений. Критерии определения степени общественной опасности разрабатываются со времен зарождения в человеческом обществе уголовно-правовых запретов. Но, как никому до сих пор не удалось дать универсального определения понятия «человек», так никому пока не удалось дать определение понятия «общественная опасность». Причина такого положения заключается в том, что «общественная опасность» - очень динамичное по содержанию понятие, имеющее характерные особенности применительно к конкретному периоду исторического развития. В значительном числе случаев законодатель пытается формализовать данное понятие, чтобы избежать произвола в осуществлении правоприменительной практики (например, граница между административным и уголовно-правовым хищением – официально установленный минимальный размер оплаты труда в стране). Однако нередко степень общественной опасности устанавливается на основе здравого смысла. Если какое-либо деяние перестало быть общественно опасным оно должно быть декриминализовано, иначе будет искажено представление о действительной общественной опасности деяния в целом.
2. Принцип относительной распространенности деяния. Деяние подлежит криминализации, если оно представляет собой не единичный факт, а явление, представляющее определенный вид человеческой деятельности и несущее в себе характер прецедента (т.е., возможность его повторения в будущем). Такое деяние должно быть (может быть) распространенным. Криминализация единичных поступков, отклоняющихся от социальных норм, невозможна, т.к. уголовное право обладает регулятивными возможностями воздействия в отношении определенного типа человеческого поведения и содержит в себе правило общего характера, рассчитанное не на единичное, а на неоднократное применение.
Деяние, подлежащее криминализации, не может быть ни всеобщим, ни даже чрезвычайно широко распространенным. В противном случае оно, во-первых, перестает носить характер поведения, отклоняющегося от социальных норм (даже если оно носит общественно опасный характер), во-вторых, уголовно-правовая норма практически бы не действовала в силу того, что с реализацией уголовной ответственности не справилась бы система уголовной юстиции. Яркой иллюстрацией сказанному, может служить декриминализация такого деяния, как изготовление и хранение без цели сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки, а также аппаратов для их выработки (ч. 1 и 2 ст. 158 УК РСФСР 1960 г.).
3. Принцип уголовно-политического соответствия означает, что криминализация (декриминализация) должна соответствовать общему направлению уголовной политики, иначе уголовно-правовая норма работать не будет. В настоящее время уголовная политика в России ориентирована на охрану складывающихся рыночных отношений. В этой связи вполне логичной является отмена уголовной ответственности за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество (ст. 153 УК РСФСР 1960 г.) и, наоборот, установление уголовной ответственности за злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185 УК РФ 1996 г.), незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ 1996 г.) и др.
4. Принцип возможности воздействия на определенный вид поведения с помощью уголовно-правового запрета. Борьба с некоторыми видами социально-отклоняющегося поведения с помощью уголовного права невозможна, например, с алкоголизмом. Криминализация определенного вида деяния возможна, если уголовно-правовые средства будут подкреплены другими: социально-экономическими, политическими, идеологическими, организационными. При отсутствии такого единства криминализация становится бессмысленной. Так, практически не применялась ст. 223 УК РСФСР 1960 года – загрязнение водоемов и воздуха, т.к. не было, нет и, неизвестно когда будут экологически безопасные технологии производства. Однако и новый уголовный кодекс содержит нормы, предусматривающие ответственность за эти деяния (ст.ст. 250, 251 УК РФ).
5. Принцип невозможности воздействия на определенный вид общественно опасного поведения другими, не уголовно-правовыми средствами. Под другими мы понимаем как правовые, так и не правовые средства. Говоря о правовых средствах, отметим отсутствие эффективных норм в других отраслях права. Игнорирование этого обстоятельства приводит к снижению эффективности борьбы с определенными видами общественно опасного поведения в целом. Например, ч. 2 ст. 85 УК РСФСР 1960 года предусматривала уголовную ответственность лишь за факт создания угрозы наступления тяжких последствий в результате нарушения безопасности движения и эксплуатации транспорта. Из-за суровости этой нормы ведомственные комиссии производили проверки по таким фактам, но не передавали материалы этих проверок в правоохранительные органы, принимая, как правило, меры дисциплинарного воздействия к нарушителям. Между тем борьба с этими нарушениями могла вестись мерами административно-правового характера. В редакции ст. 263 УК РФ отсутствует уголовная ответственность за данное деяние.
6. Принцип обязательного учета возможностей системы уголовной юстиции означает, что существующая в обществе система готова к криминализации конкретного деяния: его регистрации, раскрытию, расследованию и осуждению лица, совершившего это деяние. Данный принцип означает также, что система способна справиться с дополнительной работой (пропускные возможности позволяют) при обязательном соблюдении режима законности.