Субъекты предупреждения преступности
Субъект любого вида деятельности представляет собой носителя функциональных прав и обязанностей, реализующего определенный круг задач по достижению конечной цели и обладающего определенной компетенцией по участию в конкретной деятельности. На субъекта распространяются нормы, регламентирующие данную деятельность.
Исходя из этого, субъектами предупреждения преступности следует считать государственные органы, негосударственные организации, коллективы, социальные группы и отдельных граждан, которые осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах деятельность по реализации мер предупреждения преступности и наделены в этой связи определенными правами и обязанностями. Особенностью деятельности указанных субъектов являются их способность воздействовать на то, что составляет объект предупреждения преступности: детерминанты преступности, места концентрации лиц с социально-отклоняющимся правонарушающим и преступным поведением, социальные группы и личности, воспроизводящие преступность.
Дифференциация задач и функций субъектов предупреждения преступности определяется положением и ролью данного субъекта в социально-политическом механизме общества, характером детерминант преступности (причин, условий, факторов) в целом и отдельных ее видов применительно к различным регионам, сферам общественной жизни, разным социальным группам населения.
Констатируя, что субъекты предупредительной деятельности отличаются друг от друга по характеру выполняемых ими функций, можно утверждать, что содержание этих функций во многом определяется спецификой объекта предупреждения.
В криминологической литературе приводятся различные классификации субъектов предупредительной деятельности[333].
Так, по месту в государственной и общественной системе субъекты предупреждения могут быть классифицированы следующим образом:
- государственные (федеральные и субъектов Федерации); муниципальные;
- неправительственные (негосударственные и немуниципальные), в том числе коммерческие и некоммерческие, общественные объединения и специализированные формирования;
- граждане[334].
Исследователи выделяют специализированные субъекты, для которых предупреждение является основной задачей и неспециализированные, для которых задачи предупреждения преступности производны от основных[335].
Овчинский В.С. выделяет три группы субъектов предупреждения преступности: субъекты, ведущие непосредственно индивидуальную профилактику, субъекты, осуществляющие профилактику в ходе выполнения своих контрольных и правоохранительных функций, и субъекты, занятые преимущественно руководством или координацией деятельности по предупреждению преступлений[336].
Отметим, что независимо от существующих в криминологической литературе классификацией, практически все исследователи признают субъектами предупредительной деятельности по сути одни и те же органы (организации). При этом очевидно, что субъектами общесоциального предупреждения преступности являются все институты гражданского общества, государство в целом. Что же касается специально-криминологического предупреждения, то исследователи выделяют ряд конкретных субъектов как государственных, так и негосударственных, специализированных и неспециализированных, которые различаются и по другим признакам.
К специализированным субъектам предупреждения преступности, для которых функция предупреждения является основной либо профилирующей относятся как государственные, так и негосударственные субъекты. Среди государственных – ведущее место принадлежит органам уголовной юстиции.
К неспециализированным государственным субъектам относятся органы законодательной и исполнительной власти, органы государственного контроля (например, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба и др.), органы местного самоуправления, особенно в масштабе района, города. Среди других неспециализированных субъектов можно выделить общественные объединения и формирования. Кроме того, субъектами индивидуального предупреждения могут выступать семья, трудовые и учебные коллективы.