История развития отечественной криминологии до революции
Зарождение криминологических исследований в России можно назвать с именем А.Н. Радищева (1749-1802 г.г.), который в 1802 году в работе «О законоположении» обосновал необходимость всестороннего изучения преступности, высказал мнение о ее причинах и предложил программу сбора уголовно-статистических сведений, а также им были разработаны основы судебной статистики, сформулирована целесообразность сравнительного изучения преступлений и их наказаний как в различных частях России, так и за ее пределами. По мнению А.Н. Радищева аксиомой законодательства должно выступать предупреждение преступлений, нежели их наказание.
К смертной казни он относился как к тому виду наказаний, который следовало отменить, при этом ссылался на опыт императрицы Елизаветы, во времена которой отмена смертной казни повлияла на преступность[57]. Схемы, разработанные А.Н. Радищевым, оказали влияние на собирание и обработку уголовно-статистических данных созданными в 1802 году Министерством внутренних дел и Министерством юстиции (данные уголовно-статистического характера начинают в более полном виде собираться в России только с 1874 года).
Радищев А.Н. считается основателем русской уголовной статистики. С этого времени царское правительство организует официальную уголовную статистику, которая, несмотря на очень большие дефекты, дает возможность проанализировать динамику преступности и ее прямую обусловленность социальной и экономической структуры общества[58]. Поняв невозможность претворения в жизнь своих воззрений, разуверившись в эффективности работы комиссии по составлению новых законов, А.Н. Радищев покончил жизнь самоубийством (12 сентября 1802 года), написав незадолго до смерти: «Потомство отомстит за меня»[59].
С середины XIX века начинают публиковаться официальные материалы уголовной статистики, которые широко используются исследователями преступности. Так, А. Хвостов и И. Орлов на основе анализа статистических данных о преступности сделали вывод о ее зависимости в отдельных районах России от политических условий[60].
Представители классического направления в уголовном праве являлись: М.Н. Гернет (1874-1953 г.г.), И.Я. Фойницкий (1847-1913 г.г.), Н.С. Таганцев (1843-1923 г.г.), А.Н. Трайнин (1883-1949 г.г.) и другие ученые, они развивали социологическое направление криминологических исследований. Таганцев Н.С., например, не только определял юридические признаки субъекта преступления, но и стремился проникнуть в причины человеческого поведения.
Профессор Московского университета Михаил Васильевич Духовской (1850-1903 г.г.)первым призвал своих коллег-криминалистов включить в науку уголовного права исследование причин преступности (один из основателей социологической школы уголовного права). Еще, будучи 23-летним доцентом Демидовского юридического лицея в 1872 году он прочел лекцию «Задачи науки уголовного права», в которой указал, что эта наука должна изучать преступление как явление общественной жизни и его причины. Главной причиной преступлений Духовской считал общественный строй, «дурное экономическое устройство общества, дурное воспитание и целая масса других условий».[61]
Значительное число работ в то время в России было посвящено статистическому анализу преступности. В период обострения общественно-политической ситуации в России (перед революцией) ученые, занимающиеся проблемами преступности, условно делятся на две группы – левого и правого толка. Правых взглядов придерживались Фойницкий и Таганцев. Представителями левой группы были Гернет, Трайнин. Последние корни преступности видели в классовой структуре капиталистического общества.
Антропологическое направление уголовного права не нашло в России такого распространения, как на Западе. Одним из известных последователей Ч. Ломброзо явился Д.А. Дриль (1846-1910 г.г.). Дриль Д.А. работал заведующим отделом исправительно-воспитательных заведений при Главном тюремном управлении. Источником преступности, по его мнению, выступают всегда два основных фактора – личное и социальное, причем второе определяет первое. Эта мысль проходит через все его основные работы: «Преступный человек» (1882 г.), «Малолетние преступники» (т. 1. – 1884 г., Т. 2 – 1888 г.), «Психофизические типы в их соотношении с преступностью» (1890 г.), «Преступность и преступники» (1899 г.)[62].
После революции вышеуказанные представители социологической школы, пользовавшиеся тогда международным авторитетом и будучи настоящими учеными, стоящими на своих позициях не стали заниматься концептуальными вопросами криминологии. Их работа свелась к очень узким темам. В России до октября 1917 года криминология не была развита как самостоятельная наука, а изучалась в рамках уголовного права.