Федеральная служба исполнения наказаний
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
ТОМСКИЙ ФИЛИАЛ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
ПО СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫМ ПРОБЛЕМАМ
Л.М. ПРОЗУМЕНТОВ, А.В. ШЕСЛЕР
КРИМИНОЛОГИЯ
(ОБЩАЯ ЧАСТЬ)
Томск - 2007
Прозументов Лев Михайлович
Шеслер Александр Викторович
Криминология. Общая часть 238 с.
Книга посвящена ключевым проблемам современной отечественной криминологии: предмету и методу этой науки, преступности и ее причинам, личности преступника, предупреждению преступности, криминализации и декриминализации деяний.
Названные проблемы раскрываются авторами на основе обширных статистических данных, характеризующих преступность в России в последние годы. В работе использованы труды отечественных и зарубежных криминологов, большой конкретно-социологический материал, дающий представление о современном «облике» преступности и ее причинах.
Работа предназначена для курсантов и студентов юридических вузов и факультетов, практических работников правоохранительных органов.
Рецензенты:
доктор юридических наук, профессор С.А. Елисеев
доктор юридических наук, профессор Н.В. Щедрин
© Прозументов Л.М., Шеслер А.В., 2007.
© Томский филиал Академии ФСИН России
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | |
Глава 1. Введение в криминологию | |
§ 1. Предмет криминологии | |
§ 2. Метод криминологии | |
§ 3. Цели и функции криминологии | |
§ 4. Место криминологии в системе наук | |
Глава 2. История развития криминологической науки | |
§ 1. Зарождение и развитие криминологической науки | |
§ 2. История развития отечественной криминологии до революции | |
§ 3. Развитие криминологической науки в СССР (1918-1960 г.г.) | |
§ 4. Развитие криминологии в СССР с начала с 60-х годов до настоящего времени | |
Глава 3. Преступность и ее основные показатели | |
§ 1. Понятие преступности | |
§ 2. Основные показатели преступности | |
§ 3. География преступности | |
§ 4. Латентная преступность | |
§ 5. Система учета преступности | |
Глава 4. Личность преступника (лица, совершившего преступление) | |
§ 1. Проблема личности в социальных науках | |
§ 2. Понятие личности преступника (лица, совершившего преступление) | |
§ 3. Криминологическая характеристика личности лица, совершившего преступление | |
§ 4. Типология и классификация лиц, совершивших преступления | |
§ 5. Соотношение социального и биологического в личности лица, совершившего преступление | |
Глава 5. Причины преступности | |
§ 1. Отечественные научные концепции причин преступности | |
§ 2. Понятие и классификация причин преступности | |
§ 3. Общесоциальные причины преступности | |
§ 4. Социально-психологические причины преступности | |
§ 5. Причины конкретного преступления | |
§ 6. Механизм индивидуального преступного поведения | |
§ 7. Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации Глава 6. Предупреждение преступности | |
§ 1. Понятие предупреждения преступности. Классификация мер предупреждения преступности | |
§ 2. Объект предупреждения преступности | |
§ 3. Субъекты предупреждения преступности | |
§ 4. Органы уголовной юстиции как субъекты предупреждения преступности | |
§ 5. Правовые основы предупреждения преступности | |
Глава 7. Криминализация и декриминализация деяний | |
§ 1. Понятие криминализации и декриминализации деяний | |
§ 2. Роль и место криминализации и декриминализации деяний в системе правовых наук | |
§ 3. Критерии криминализации и декриминализации деяний | |
§ 4. Основания и способы криминализации и декриминализации деяний | |
§ 5. Принципы криминализации и декриминализации деяний |
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие в экономической, политической, социальной сферах жизни общества, обусловили не только рост преступности в стране, но и проявление крайне опасных ее тенденций. Можно утверждать, что сегодняшнее состояние преступности в России угрожают основам существования гражданского общества в стране, сопровождается длящимся кризисом существующей системы предупреждения, обусловленной, во многом, несостоятельностью ранее выдвигавшихся идеологических постулатов, относившихся как к преступности, так и к ее причинам и мерам ее предупреждения.
Указанные обстоятельства побудили авторов вновь обратиться к проблемам, составляющим предмет криминологии, исходя из учета реально сложившейся криминологической обстановки в России.
В работе не нарушена традиционная последовательность изложения материала. Авторы отказались от незаслуженной критики криминологических работ прошлых лет. Напротив, они стремились к позитивному использованию реальных достижений отечественной криминологии, хорошо осознавая, что каждое исследование отражает противоречия того времени, в котором оно было осуществлено. Именно поэтому в работе немало внимания уделено вопросам, относившимся к истории развития криминологической науки в России по ряду ключевых проблем. Мы видели свою задачу в том, чтобы при всех имевших место криминологических концепций относящихся к различным элементам предмета криминологической науки: преступность, личность преступника, детерминанты преступности, предупреждение преступности, криминализация и декриминализация деяний, взять сложившийся понятийный аппарат, методы исследования, рабочие гипотезы, подтвержденные реальной практикой общественной жизнедеятельности, теоретические положения, которые применимы и к реалиям сегодняшнего общества. Такая позиция позволила авторам не только выявить ряд нерешенных криминологических проблем, но и высказать по отношению к ним свое отношение.
Авторы надеются, что настоящая работа поможет читателям, преступающим к изучению криминологии, освоить этот предмет и учебную дисциплину, среди исследователей вызовет позитивную критику, а работникам органов уголовной юстиции поможет в их практической деятельности.
Предмет криминологии
Название науки «Криминология» образовано от двух слов: латинского crimen (преступление) и греческого logos (учение). Таким образом, в дословном переводе криминология – это наука о преступлении. Но в отличие от науки уголовного права, которая изучает преступления, ответственность и наказание за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике, криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовых социальных явлений.
В виде самостоятельной отрасли знаний криминология существует менее двух веков. Хотя, бесспорно, некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в трудах римских и греческих мыслителей, а также в трудах мыслителей XVI-XIX в.в., но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных знаний. Впервые термин «криминология», означавший самостоятельную науку, употребили итальянские исследователи Топинард и Гарофало, которые в 1885 году опубликовали монографию под аналогичным названием.
Предмет отечественной криминологии по мнению многих исследователей включает в себя четыре составные части (четыре группы изучаемых социальных явлений)[1]:
а) преступность, как социальное и уголовно-правовое явление;
б) личность преступника, как совокупность социальных, социально-психологических свойств лица, совершившего преступление;
в) детерминанты (причины, условия, факторы) преступности;
г) предупреждение преступности, как деятельность, включающая в себя систему мер позитивного воздействия на преступность, личность преступника и детерминанты преступности.
Такое представление о предмете криминологии сформировалось не сразу, и хотя оно является доминирующим, однако не единственным. Одни исследователи предлагают исключить из предмета криминологии отдельные блоки, другие - напротив, расширить предмет криминологических исследований. Так, например, некоторые исследователи не наделяли в качестве самостоятельного предмета криминологических исследований личность преступника, обосновывая это тем, что одни свойства личности преступника изучаются в разделе причин и условий преступности, другие - в разделе предупреждения преступности. По их мнению, внимание нужно сосредоточить на изучении социально-психологического механизма индивидуального преступного поведения, поскольку нет социально-типичных свойств, отличающих лиц, совершивших преступления, от законопослушных граждан. Таким образом, подвергается сомнению правомерность существования самого понятия «личность преступника», ставится знак равенства между этим понятием и понятием субъекта преступления[2].
Более подробно эта проблема будет рассмотрена в дальнейшем. Сейчас же отметим, что в целях профилактики обществу всегда будет необходим средне-статистический портрет преступника, который помогает установить, какие свойства личности и в какой степени были включены в механизм преступного поведения. Это означает, что выделение в качестве самостоятельного предмета криминологических исследований социальных свойств преступников объективно необходимо. Однако, учитывая, что нет преступника как определенного социально-психологического типа, правильнее этот раздел криминологии именовать как личность лица, совершившего преступление[3].
В этой связи отметим, что данный раздел предмета криминологии необходимо расширить, поскольку криминолога интересует также личность лица с социально-отклоняющимся поведением, которое может совершить преступление[4]. Например, проблема личности подростка, совершившего преступление в группе, никогда не исчерпывалась изучением только лиц, совершивших преступление в соучастии. Это обусловлено тем, что в преступную группу как реальную социальную общность входят все лица, создающие необходимые условия для ее жизнедеятельности, а не только участвующие в совершении конкретных преступлений[5]. Исключение этих лиц из предмета криминологических исследований означало бы невозможность вскрытия механизма образования этих групп, выработки мер по их разложению или переориентации.
Как уже отмечалось, предмет криминологии в юридической литературе предлагается не только сузить, но и существенно расширить за счет включения в него в качестве самостоятельного раздела, факторов преступности, так называемых «фоновых явлений», прогнозирования преступности, жертвы преступления, криминализации и декриминализации деяний.
Вопрос о включении в предмет криминологии факторов преступности поставлен вполне правомерно, поскольку очевидно, что помимо причин и условий преступности на ее существование влияют и другие детерминанты, связь которых с преступностью является не причинно-следственной, а функциональной. К числу таких факторов относят урбанизацию, миграцию населения, изменение его половозрастной структуры и ряд других[6]. Вопрос, однако, состоит в том, в какой степени криминолога должны интересовать эти явления. Думается, что явления влияющие на преступность, но не порождающие или не обусловливающие ее, не могут быть самостоятельным предметом криминологии, поскольку для ее предмета важны они не сами по себе, а важно их влияние на состояние преступности. Именно поэтому факторы преступности должны изучаться наряду с другими ее детерминантами - причинами и условиями. Иной подход к факторам преступности означал бы полную неопределенность предмета, метода и задач криминологии, исследования общественных явлений отдаленно связанных с преступностью. К сожалению, такие подходы существуют. Например, в монографии A.M. Яковлева «Социология экономической преступности» включены разделы, которые к экономической преступности никакого отношения не имеют и могут представлять интерес только для ученых экономистов: экономика как социальный институт, социальные нормы в экономике, социальные роли и т.д. Такой уровень абстрагирования от предмета криминологии нередко приводит автора к упрощенному выводу о взаимосвязи экономических факторов и преступности. Например, автор утверждает, что кражи на предприятии приобретают массовый характер, когда зарплата не эквивалентна вознаграждению за труд[7]. Излишняя категоричность такого утверждения очевидна, поскольку ни одной экономической системе не удается достичь адекватного соответствия между трудовым вкладом работника и его материальным вознаграждением. Однако уровень хищений на различных предприятиях даже при одной экономической системе может существенно отличаться, поскольку зависит от целой совокупности факторов (системы охраны производственной территории, постановки работы по учету материальных ценностей и т.д.). Кроме того, отсутствие эквивалентного вознаграждения за труд порождает не только и не столько кражи на производстве, сколько другие нежелательные для предприятий последствия: увольнение квалифицированных кадров, маскируемое безделье, решение в рабочее время своих личных проблем и т.д.[8]
«Фоновые» явления, т.е. допреступные формы социально-отклоняющегося поведения (проституция, алкоголизм и т.д.), привлекли внимание криминологов в связи с тем, что они тесно связаны с преступностью, создают общий негативный «фон» для ее существования или имеют прямые криминальные проявления. Например, взаимосвязь проституции и преступности можно проследить по следующие направлениям:
- определенные проявления проституции являются криминальными (вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией, организация или содержание притонов для занятия проституцией);
- проституция сопряжена с целым рядом половых преступлений (развратные действия в отношении малолетних, заражение венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией и т.д.);
- проституция оказывает аморальное воздействие на определенные группы населения, способствует формированию негативных установок и ценностных ориентации личности;
- проститутки входят в «группу риска», т.е. являются чаще обычных граждан потенциальными преступниками или жертвами преступных посягательств[9].
Указанные обстоятельства, естественно, предполагают включение «фоновых» явлений в круг криминологических исследований. Однако вряд ли можно поддержать встречающиеся в литературе суждения о том, что криминология должна в равной степени изучать и социально-отклоняющееся, и преступное поведение как конкретные разновидности антиобщественного поведения, а также разрабатывать общие меры профилактики этого поведения, применяемые ко всем его разновидностям[10]. Такая позиция приводит к двум нежелательным последствиям. Во-первых, все виды социально-отклоняющегося поведения отдельными исследователями рассматриваются не как относительно самостоятельные явления, имеющие специфические особенности, а как явления, имеющие в основном криминальный исход. Соответственно этому при изучении «фоновых» явлений применяются в основном методы и теоретические подходы, которые применяются при изучении преступности[11]. Такой подход является крайне односторонним, не позволяет установить все многообразие негативных проявлений социально-отклонящегося поведения, выявить его причины, разработать специфические меры профилактики[12].
Во-вторых, возможна другая крайность, при которой преступность будет рассматриваться в равной мере со всеми формами социально-отклоняющегося поведения в рамках одной науки на слишком высоком уровне абстрагирования от специфики каждой конкретной формы такого поведения[13]. При таком подходе преступность будет изучаться в основном с точки зрения признаков, сближающих ее с другими видами поведения, отклоняющегося от социальных норм. Это будет существенно обеднять результаты криминологических исследований, поскольку не позволит, выявлять специфику именно преступного поведения.
Конструктивным, на наш взгляд, будет подход, при котором криминологи будут изучать социальные отклонения не как самостоятельное явление в целом, а лишь отдельные их проявления, связанные с преступностью, точнее, как факторы преступности. Такой подход, с одной стороны, позволит избежать «монополизации» криминологией изучения социально-отклоняющегося поведения, с другой стороны, избавит криминологию от изучения преступности исключительно как разновидности антиобщественного поведения.
Включение прогнозирования преступности в предмет криминологии обосновывается тем, что прогнозирование является самостоятельной функцией науки криминологии[14]. Действительно, криминология существует для того, чтобы раскрыть и показать закономерности, связанные с существованием преступности, а также для того, чтобы дать обществу определенный прогноз состояния преступности в будущем и, исходя из этого, выработать концепцию по ее предупреждению[15]. Однако это не означает, что предмет криминологии (то, что изучает наука) должен расширяться за счет включения в него задач криминологии (того, для чего проводятся научные исследования). Задачи, стоящие перед криминологией, несомненно, определяются содержанием ее предмета, однако не поглощаются предметом этой науки[16].
Включение в качестве самостоятельного элемента в предмет криминологии жертвы преступления обосновывается тем, что преступное поведение во многом обусловлено поведением потерпевшего. Действительно, такая взаимосвязь между преступником и его жертвой существует, поэтому криминология не может остаться в стороне от этой проблемы. Актуальность этой проблемы в современный период возрастает в связи с существующим состоянием преступности и повышением риска населения оказаться жертвой преступного посягательства. В частности, практически незащищенным оказался в России от преступности формирующийся рынок ценных бумаг и их держатели[17]. Однако все это не означает, что предмет криминологических исследований должен быть расширен. Актуальность проблемы должна повлиять, прежде всего, на интенсивность исследований. Потерпевший интересует криминологию не сам по себе, а как элемент механизма индивидуального преступного поведения, поэтому и жертва преступления должна изучаться не как самостоятельный предмет, а в одном разделе с детерминантами преступности и в разделе предупреждения преступности. Именно в этом направлении и следует, на наш взгляд, активизировать научные исследования. В этой связи также отметим, что не поддерживаем распространенный в литературе взгляд о формировании самостоятельной науки о жертве преступления - виктимологии[18]. Говорить о существовании и даже о формировании такой науки преждевременно, поскольку то, что считается предметом этой науки, поглощается предметом других наук и, прежде всего, криминологией[19]. Однако это не исключает возможности междисциплинарного исследования потерпевшего.
Гораздо больше оснований существует для выделения в качестве самостоятельного предмета криминологии проблемы криминализации и декриминализации деяний. Существование уголовного закона, его содержание во многом зависят от криминологических явлений и, прежде всего, от состояния преступности. Именно поэтому немыслимо совершенствование уголовного законодательства без предшествующих ему глубоких криминологических исследований[20]. Однако криминализация и декриминализация деяний является междисциплинарной проблемой, поскольку составляет предмет криминологии и уголовного права. Криминологию интересует, главным образом, социальная и криминологическая обусловленность уголовно-правового запрета, а уголовно-правовую науку – законодательная техника криминализации и декриминализации деяний.
Метод криминологии
Понятие метода криминологии является обобщающим и включает в себя:
1) методологию - философскую основу науки;
2) методы - конкретные приемы и способы исследования;
3) методику - совокупность конкретных методов (технику исследования), применяемых при изучении конкретных проблем преступности (например, при изучении групповой преступности)[21].
Методологической основой отечественной криминологии в течение многих десятилетий был диалектический и исторический материализм. Эта методология позволила рассматривать преступность, ее причины и условия как явления социальные в их историческом развитии. Исходя из такого методологического подхода, решающее значение в предупреждении преступности отводилось мерам общесоциального характера (позитивным изменениям в жизни общества), а не мерам специально-профилактическим. Однако эта методология наложила на криминологов и идеологические «оковы», не позволяющие в полной мере связать преступность с социальными процессами, происходившими в обществе. Данное обстоятельство обусловлено тем, что социализм объявлялся антикриминогенным по своей природе обществом. В период кризиса тоталитарной системы абсурдность этого идеологического постулата стала очевидной и многие криминологи без критического осмысления стали отказываться не только от марксизма, как «единственно верного учения о развитии общества», но и вообще от какой-либо методологической основы в проведении конкретных криминологических исследований.
Такой подход, игнорирующий какую-либо мировоззренческую основу науки, ведет к ее выхолащиванию, формализации и существенно снижает результативность (практическую значимость результатов) данной науки. Иллюстрацией к изложенному выше положению является то обстоятельство, что на протяжении нескольких последних лет в период перехода общества к рынку криминологи не смогли разработать концепцию предупреждения преступности, а принятые в этот период Федеральная программа РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 г.г.[22] и Федеральная целевая программа по усилении борьбы с преступностью на 1996-1997 г.г. не имели четких стратегических ориентиров. Такое положение вряд ли можно считать нормальным, и чтобы избежать «скатывания» криминологии к эмпиризму, решению незначительных частных проблем, следует заимствовать то положительное, на чем методологически основывалась отечественная криминология в недавнее прошлом.
Так, опираясь на принцип историзма, один из важнейших принципов познания, криминология исследует обстоятельства, повлекшие за собой возникновение преступности как социального явления, изменения которые претерпевает преступность на различных этапах общественного развития.
Криминология описывает изучаемые ею явления, используя такие философские категории как общее, особенное и единичное. Преступность как относительно массовое (в криминологическом смысле) явление представляет собой то, что на языке философии именуется общим. Это общее неоднородно в целом ряде отношений.
Образующие его виды преступности и группы преступлений характеризуются своими, специфическими для каждого вида преступности и группы преступлений, чертами. Поэтому виды преступности (группы преступлений) объясняются в криминологии как особенное. Наконец, как преступность в целом, так и ее виды (группы преступлений) реально существуют в виде совокупности уголовно противоправных деяний, т.е. в массе своих единичных проявлений.
Соотношение между преступностью и преступлением становится еще более ясным, если использовать философские категории необходимого и случайного. Отдельное преступление всегда является случайный событием в том смысле, что оно могло и не иметь места. О преступности этого сказать нельзя. В этой связи мы говорим, что переход массы случайных событий в закономерное явление на данном этапе развития общества представляет собой частный случай философского превращения отдельного в общее, случайного в необходимое.
Большую роль в криминологии играют философские категории явления и сущности. Общеизвестно, что многие явления, относящиеся к предмету криминологических исследований, предстают перед исследователями в виде, серьезно осложняющим познание их сущности.
Так, установив, в результате изучения данных статистики, что в определенном регионе регистрируется очень мало фактов совершения несовершеннолетними преступлений в группе, нельзя спешить с выводом о том, что в этом регионе групповая преступность несовершеннолетних изжита. Необходимо выяснить, не является ли наблюдаемая картина следствием недостаточной активности правоохранительных органов в борьбе с групповой преступностью несовершеннолетних.
Опираясь на философский закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы и общества, можно утверждать, что преступность не существует и не может изучаться изолированно, вне ее связи с иными социальными процессами. Общеизвестно, что на преступность оказывают влияние экономические, демографические и другие явления. Несомненно, что объектом изучения являются связи между самими криминологически значимыми явлениями. Так, криминология выявляет зависимости между тенденциями различных видов преступности (групп преступлений), между личностью преступника и характером совершенных им преступлений и т.д.
Взаимосвязь между научаемыми криминологией явлениями принимает различные формы. Наиболее важной для криминологической науки является причинная связь, под которой понимается объективно существующее отношение между явлениями, при котором одно или несколько взаимодействующих явлений (причина) порождает другое явление или ряд явлений (следствие).
На законе всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений основывается широко применяемый в криминологии общенаучный метод познания - системный подход. Этот метод предполагает рассмотрение исследуемого объекта как некоторого единства взаимодействующих элементов, а качество объекта определяется не столько набором (суммой) составляющих его элементов, сколько характером взаимодействия между ними.
В криминологии широко применяется и другой общенаучный метод познания - структурно-функциональный анализ. Его сущность состоит в выявлении образующих систему элементов (подсистем) и функции (роли), которую играет каждый из элементов в сохранении устойчивости системы. Так, значение профилактики преступлений может быть правильно объяснено только при том условии, что профилактика преступлений будет изучаться в ее взаимодействии с другими элементами, входящими в систему мер борьбы с преступностью, а вклад профилактических мер в укрепление правопорядка - как ее функция, т.е. последствия (результаты) осуществления этих мер.
Среди конкретных методов для криминологических исследований наибольшее значение имеют статистические и социологические методы. Статистические методы применяются:
а) для цифровой характеристики количественно-качественных показателей преступности;
б) для установления зависимости между преступностью и другими социальными процессами (например, между уровнем жизни и преступностью);
в) для дачи прогноза о состоянии и тенденциях преступности;
г) для оценки эффективности деятельности правоохранительных органов (например, уровня раскрываемости преступлений).
В криминологических исследованиях используются в основном такие статистические методы как статистическое наблюдение, группировка, сводка и статистический анализ.
Статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений о преступности, учтенных и зарегистрированных в документах первичного учета, которые ведутся в правоохранительных органах. Например, в МВД и прокуратуре России к документам первичного учета, содержащим сведения о преступности относятся:
- статистическая карточка на выявленное преступление;
- статистическая карточка о результатах расследования преступления;
- статистическая карточка на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено;
- статистическая карточка на лицо, совершившее преступление;
- статистическая карточка о движении уголовного дела;
- статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности;
- статистическая карточка о результатах судебного рассмотрения.
Группировка представляет собой систематизацию документов первичного учета, подсчет данных, их распределение по определенным признакам. В зависимости от того, по каким признакам осуществляется распределение статистической совокупности выделяют типологические, вариационные и аналитические группировки[23]. Типологические группировки предполагают распределение явлений по качественным признакам, которые не могут выражаться, в цифровом виде. Например, типологической группировкой будет распределение осужденных по группам в зависимости от вида совершенного преступления. Вариационные группировки - это распределение исследуемых явлений по количественным признакам. Особенности этих признаков состоят, во-первых, в том, что они выражаются в численных величинах, во-вторых, эти признаки являются варьирующимися, т.е. изменяющимися[24]. Вариационной группировкой будет, например, распределение осужденных по срокам уголовных наказаний. Аналитические группировки предполагают распределение исследуемой совокупности по зависимостям между двумя или более группам. Например, аналитической группировкой будет распределение осужденных за убийства по уровню образования.
Сводка предполагает сведение результатов, обработки данных воедино и их воплощение в форме, доступной для восприятия, т.е. в виде таблиц, графических изображений и т.д.
Статистический анализ представляет собой обобщение, сравнение, сопоставление полученных данных между собой.
Среди социологических методов наибольшее распространение получили такие методы как наблюдение, опрос, анализ документов, экспертная оценка, социометрия, гораздо реже используются такие методы как эксперимент, тестовые испытания.
Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие исследователем изучаемого явления[25]. Наблюдение может быть включенным и не включенным[26]. Включенное наблюдение предполагает изучение исследуемого объекта изнутри. Например, для изучения микросреды осужденных исследователь анонимно под видом осужденного может включиться на определенное время в жизнедеятельность отряда. Однако применение этого метода ограничено в связи с закрытым характером криминальной среды[27]. При не включенном наблюдении исследователь изучает ситуацию, сам в ней не участвуя. Например, находясь в исправительной колонии, исследователь наблюдает жизнь осужденных со стороны, не включаясь в их жизнедеятельность. Такое наблюдение хотя и применяется чаще включенного наблюдения, однако дает менее достоверные, более поверхностные знания.
Опрос предполагает изучение тех сторон проблемы, которые с трудом поддаются наблюдению или не могут быть наблюдаемы вообще и представляет собой обращение к носителю информации об этой проблеме[28]. В криминологии применяются такие виды опроса как анкетирование, беседа и интервью[29]. Каждый из этих методов имеет определенные преимущества и недостатки. Анкетный опрос представляет собой получение ответов в письменной форме на сформулированные в анкете вопросы от носителя информации – респондента. Преимущество этого вида опроса состоит в том, что можно опросить большой круг респондентов. Однако этот опрос является неполным психологическим контактом с затрудненной или отстающей во времени обратной связью, поскольку общение исследователя и респондента опосредовано анкетой[30]. Этот недостаток компенсируется в определенной мере другой формой опроса – беседой, предполагающее непосредственное межличностное общение, взаимный обмен мнениями. Недостаток этого метода состоит в том, что он не позволяет одновременно охватить большой круг респондентов. Более мобильным и пригодным для широкого опроса, предполагающим межличностное общение, является интервью. Однако и этот метод вызывает определенные затруднения психологического контакта исследователя с респондентом, т.к. опрос производится по очень ограниченному кругу вопросов, свободный обмен мнениями отсутствует, мотивы ответов респондентов остаются невыясненными. Таким образом, использование преимущественно того или иного вида опроса во многом зависит от целей и задач криминологического исследования.
Метод анализа документов активно применяется криминологами при изучении уголовных дел, обобщений практики правоохранительных органов, материалов прокурорских проверок, других официальных документов. Изучение каждого вида документа требует специфической методики. Например, изучение уголовного дела осуществляется в основном с помощью бланка-анкеты, предусматривающей перечень вопросов по следующим разделам: сведения о преступлении; сведения о личности лица, совершившего преступление; сведения о причинах и условиях совершения преступления; сведения о наказании и других формах уголовной ответственности или об освобождении лица от уголовной ответственности и наказания; сведения о применении профилактических мер.
Метод экспертной оценки является по существу разновидностью опроса, однако опросу при применении этого метода подвергаются специалисты в области предупреждения преступности - ученые-правоведы и работники правоохранительных органов, результаты этого опроса является экспертными оценками. Цель применения этого метода состоит в получении компетентного мнения о состоянии преступности и прогноза о состоянии преступности на будущее.
Социометрический метод основан на сочетании опроса и математических методов обработки информации. Применение этого метода в криминологии связано с изучением микросреды осужденных, преступных и криминогенных групп. Результат этого метода состоит в получении социограммы, графически изображающей структуру группы и дающей характеристику ее основных свойств: лидерства, межличностных отношений, ядра, степени межличностного взаимодействия участников группы и т.д. Хотя социометрический метод активно используется в криминологических исследованиях, его эффективность является гораздо меньшей, чем при обычных социологических исследованиях. Это обусловлено прежде всего закрытым характером криминогенной и преступной среды, ограниченной возможностью изучать эту среду в естественном состоянии, отсутствием возможности создать лабораторные условия для изучения этой среды.
Метод тестовых испытаний, основанный на сочетании метода опроса и эксперимента, является в большей степени психологическим методом, чем социологическим. Суть этого метода состоит в том, что исследуемому дается задача (тест), которую он должен решить, т.е. высказать письменно свое отношение к смоделированной в задаче ситуации. Тесты используются активно для изучения личности лица, соверши<