Международное сотрудничество в изучении и борьбе с преступностью.

Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью осуществляется в рамках, установленных отдельными странами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон. Это составная часть международных отношений. Даже те государства, которые не имеют тесных политических и экономических контактов, как правило, не пренебрегают контактами в области противодействия преступности.

Формы международного взаимодействия в области борьбы с преступностью весьма разнообразны:

v оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам;

v заключение и реализация международных договоров и соглашений по борьбе с преступностью, и прежде всего транснациональной преступностью;

v исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам;

v регламентация уголовно-юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка;

v обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов;

v проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью;

v обмен опытом правоохранительной работы;

v оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров;

v взаимное предоставление материально-технической и консультативной помощи.

Стратегические вопросы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью решаются Организацией Объединенных Наций. ООН вырабатывает основные стандарты, принципы, рекомендации, формулирует международные нормы в защиту лиц, обвиняемых в совершении преступлений, и лиц, лишенных свободы.

Форма международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью – регулярно проводимые совещания министров юстиции, полиции и служб безопасности. Совещание этих ведомств готовят рабочие группы экспертов.

В сентябре 1992 г. министры внутренних дел и юстиции государств Европейского сообщества приняли решение о создании Европола – органа полицейского сотрудничества со штаб-квартирой в Страсбурге. Основная задача Европола – организация и координация взаимодействия национальных полицейских систем в борьбе с терроризмом, контроль за внешними границами Европейского сообщества.

Для борьбы с криминальными группировками в Европе была создана особая группа «Антимафия», в задачи которой входит анализ деятельности мафиозных группировок, выработка общеевропейской стратегии противодействия мафии.

Интерпол – это не только организация уголовной полиции. К ее услугам обращаются и другие правоохранительные органы. Да и под криминальной полицией в настоящее время понимаются функции, а не сама система органов.

Ежегодно в России и в других странах проводятся международные конференции, семинары, совещания экспертов, где российские правовые проблемы рассматриваются не сами по себе, а в контексте общеевропейских проблем укрепления законности и правопорядка.

Теория стигматизации.

Сторонники теории стигматизации взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. Их интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, что, во-первых, ни один поступок сам по себе не является криминальным или некриминальным по сути. "Отрицательность" поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Отклонение всегда есть предмет социального определения.

Во-вторых, всем людям свойственно девиантное поведение, связанное с нарушением каких-то норм. Сторонники данной теории отрицают популярную идею о том, что людей можно разделить на нормальных и имеющих какие-то патологии. Например, некоторые превышают скорость езды, совершают кражи в магазинах, мошенничают с выполнением домашнего задания, скрывают доходы от налоговой инспекции, напиваются, участвуют в актах вандализма в честь победы любимой футбольной команды, нарушают права частной собственности или без спроса раскатывают в машине своего приятеля. Сторонники теории стигматизации называют такие действия первичной девиацией, определяя ее как поведение, нарушающее социальные нормы, но обычно ускользающее от внимания правоохранительных органов.

В-третьих, будут ли конкретные поступки людей рассматриваться как девиантные, зависит от того, что делают эти люди, и от того, как реагируют на это другие люди, т.е. эта оценка зависит от того, каким правилам предпочтет строго следовать общество, в каких ситуациях и в отношении каких людей. Не всех, кто превысил скорость езды, совершил магазинную кражу, утаил доходы, нарушил права частной собственности и т.п., осуждают. Так, в США чернокожих могут осудить за поступки, позволительные для белых; а женщин - за поступки, позволительные для мужчин; некоторых могут осудить за те же поступки, что безнаказанно совершают их друзья; поведение отдельных людей может быть осуждено как девиантное, хотя оно не нарушает никаких норм, просто потому, что огульно обвинили в таких поступках, каких они, возможно, никогда не совершали (например, человек выглядит "женоподобным" и на него навешивается ярлык гомосексуалиста). Особое значение имеет социальное окружение и то, клеймит оно конкретного индивида как нарушителя норм или нет.

В-четвертых, навешивание ярлыков на людей влечет определенные последствия для таких людей. Оно создает условия, ведущие к вторичной девиации - девиантному поведению, вырабатывающемуся у индивида в ответ на санкции со стороны других. Приверженцы теории стигматизации утверждают, что такое новое отклонение от нормы инициируется враждебными реакциями со стороны законодательных органов и законопослушных граждан. Индивид получает публичное определение, которое возводится в стереотип, и объявляется правонарушителем, "чокнутым", фальшивомонетчиком, насильником, наркоманом, бездельником, извращенцем или преступником. Ярлык способствует закреплению индивида в статусе аутсайдера ("человека не нашего круга"). Подобный "главный" статус подавляет все прочие статусы индивида в формировании его социального опыта и в результате играет роль самореализующегося пророчества. Нарушители норм начинают воспринимать свой статус как конкретный тип девиантности и формировать на основе этого статуса собственную жизнь.

Наши рекомендации